«Реабилитация может занять годы». Что будет с Кузьминым после страшного столкновения?

Пока хоккеист не может даже сидеть.

Болезненное падение нападающего «Салавата Юлаева» Глеба Кузьмина в недавнем домашнем матче регулярного чемпионата КХЛ с «Авангардом» (4:2) серьёзно обеспокоило уфимских болельщиков и всё хоккейное сообщество. Хоккеист после удара об борт не смог самостоятельно подняться со льда самостоятельно и испытал сильную боль. Теперь стал известен диагноз игрока – компрессионный перелом грудного позвонка.

В ближайшее время ему предстоит операция. Сможет ли он вернуться в хоккей?

Глеб Кузьмин / фото (здесь и далее): hcsalavat.ru

«Салават Юлаев» организовал спецборт для Кузьмина

Состояние здоровья Кузьмина – самый животрепещущий вопрос уфимского хоккея на сегодняшний день. На этом фоне даже успешное начало сезона «Салаватом» отошло на второй план. Напомним, что в недавней игре с «Авангардом» нападающий уфимцев врезался головой в борт после столкновения с защитником соперника Дарреном Дицем. Кузьмина увезли с площадки на носилках и доставили в больницу.

О самочувствии игрока в интервью Mash высказалась его супруга. Она подтвердила, что у Глеба выявили компрессионный перелом грудного позвонка. «Состояние стабильное, пока держат в реанимации под наблюдением. Будут оперировать. Ждём ответа от московских врачей. Духом не падает, думает о скорейшем возвращении на лёд». 

Кузьмина сначала доставили в республиканскую клиническую больницу. Сегодня игрока транспортируют в Москву на спецборте для проведения операции. Организацией перевозки занимались представители клуба. Пока игрок находится в лежачем состоянии, однако положительные сигналы есть: он в сознании. По словам капитана команды Григория Панина, игрок уже записал в командный чат голосовое сообщение из больницы. Он поблагодарил одноклубников за поддержку.

Сыграет ли Кузьмин в этом сезоне? 

Точной информации о сроках восстановления хоккеиста нет. Ситуацию в общих чертах описал генеральный директор клуба Ринат Баширов: «Скажу только, что будет длительный срок восстановления. Врачи сказали, что нужно будет дополнительное обследование. На это потребуется два‑три дня. Врачи вынесли два диагноза. Сначала был плохой, потом он стал полегче».

Ринат Баширов 

Компрессионный перелом позвоночника – это нарушение целостности кости в области тела позвонка, когда один костный фрагмент вдавливается в другой. По своему происхождению переломы делятся на патологический и травматический. Случай Кузьмина относится ко второму типу. У человека появляется внезапная боль, может нарушаться дыхание. В горизонтальном положении тела боли уменьшаются и усиливаются во время кашля или при попытке движений.

«Восстановление может длиться по-разному, – отметил в интервью «БИЗНЕС Online» спортивный врач Валентин Беляевский. – Конечно, если бы компрессионный перелом не требовал оперативного лечения, то восстановление могло занять буквально несколько недель, до месяца. Дальше всё зависит от тяжести перелома. Есть переломы, которые требуют оперативного вмешательства – остеосинтеза. Так называют операцию по фиксации костных отломков. Если перелом нестабильный, реабилитация может занять месяцы или годы».

Кто ещё получал подобные травмы?

Известны случаи, когда хоккеистам помогали восстанавливаться после подобных травм, причём порой использовались крайне необычные методы. Во время занятий в тренировочном лагере с юношеской командой «Ак Барс-91» Эмиль Гарипов раскрутил «солнышко» на качелях, сделал несколько оборотов и сорвался. Он лишь чудом остался жив и получил компрессионный перелом пяти позвонков. Прогнозы врачей были неутешительными. Вратарю рекомендовали завязать с хоккеем, но его отец Рамиль организовал для сына лечение на дому. 

«У нас была в деревне жесткая кровать на которой, когда лежишь всегда приходилось тянуться, хочешь ты этого или нет. Самопроизвольно так получается. Я сразу о ней вспомнил и сделал похожий топчан для Эмиля. Голова всегда была чуть приподнята, а поясница как бы проваливается вниз и потому приходится тянуться. Для его лечения это и было нужно», – вспоминал Гарипов-старший в интервью «БИЗНЕС Online».

Эмиль Гарипов / фото: hcnh.ru

Эмиль был прикован к кровати почти полгода. Пять с половиной месяцев постоянной естественной растяжки, а потом ещё четыре месяца реабилитации – постоянные сеансы массажа, гимнастика и тренировки. Результаты превзошли все ожидания. Реабилитация прошла успешно. От перелома пяти позвонков не осталось и следа. Важную роль сыграл возрастной фактор. Гарипову было всего 12 лет, поэтому организм восстанавливался быстрее.

Защитник Игорь Ожиганов был на год младше, когда у него диагностировали тот же тип перелома. Как и в случае с Кузьминым, причиной стал удар головой об борт: «Диагностировали перелом. Полгода лежал в больнице на растяжке. Потом какое-то время мне сидеть не рекомендовалось. Мне по приколу было – я в школу не ходил. Лежал и лежал», – рассказывал игрок в интервью «Спорт-Экспрессу». Годы спустя Ожиганов относится к ситуации с юмором, но всё ещё считает ту травму самой неприятной в карьере.  

Подобные случаи происходили и в НХЛ. Например, форвард «Ванкувера» Мэйсон Рэймонд получил компрессионный перелом позвоночника в шестой игре финала Кубка Стэнли с «Бостоном» (2:5) в 2011 году. Через двадцать секунд после стартового вбрасывания Рэймонд столкнулся с защитником соперника Джонни Бойчаком, который врезался в борт возле ворот «Брюинз», зажав клюшку между ног Рэймонда. Игрок несколько минут лежал лицом вниз на льду, а затем партнёры по команде помогли ему дойти до раздевалки.  


Команда Рэймонда не сумела выиграть Кубок Стэнли, уступив в седьмом матче. Сам же хоккеист пропустил не так много игр. Часть срока восстановления пришлась на лето, что помогло уменьшить период простоя. Он пропустил два месяца и вернулся в состав в начале декабря.

Альберт Гильфанов