Президент Турции будет в Казани на саммите БРИКС.
В 2020 году в Высокогорском районе бывший игрок футбольной команды «Рубин», а ныне главный тренер «Рубина-2» Гёкдениз Карадениз построил мечеть имени себя. Однако официальная церемония открытия так и не состоялась – на неё до сих пор ждут приезда президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Глава государства должен прибыть в Казань на саммит БРИКС, поэтому вероятность посещения дома Аллаха велика. По крайней мере, как утверждают люди, близкие к футболисту, в графике Эрдогана поездка за 25 км от столицы Татарстана якобы предусмотрена, но против силовики.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал в этой придорожной мечети и посмотрел, готовятся ли прихожане встретить «султана».
«Официальное открытие будет, когда приедет наш президент Реджеп Тайип Эрдоган»
Главный тренер ФК «Рубина-2» и двукратный чемпион России в составе «Рубина» Гёкдениз Карадениз кроме своих спортивных достижений известен как человек, построивший мечеть. Расположена она в деревне Калинино Высокогорского района РТ и называется незатейливо – Карадениз. Кстати, назвать Дом Аллаха именно так, футболисту предложил раис республики Рустам Минниханов, когда в 2020 году приезжал осмотреть новый мусульманский храм.
Само строительство началось в 2016 году, а четырьмя года позже здание распахнуло свои двери для верующих. Мечеть ввели в эксплуатацию, но, как неоднократно заявлял сам Карадениз, официальное открытие состоится как только в Казань приедет президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. В частности, во время первого официального приема нового консула Турецкой Республики в Казани Угура Йылмаза в октябре 2023 года Карадениз так и заявлял: «Мечеть уже работает, служба идет, а официальное открытие будет, когда приедет наш президент Реджеп Тайип Эрдоган. Сейчас надо, чтобы он нашел в своем плотном графике время».
Судя по всему, мечта футболиста может сбыться. Как сообщил источник «БИЗНЕС Online», в плотном графике президента, который приедет в Казань на саммит БРИКС (22-24 октября) предусмотрено посещение мечети. Но, как говорят другие источники, этому сильно противятся силовики, отвечающие за безопасность первых лиц. Ведь находится мечеть в 25 километрах от центра столицы и чтобы VIP-персона могла туда проехать без каких-либо приключений, необходимо будет останавливать движение на всем пути следования. Кроме того, объект расположен прямо на трассе (это придорожная мечеть) и путь к ней проходит между лесами. Где гарантия безопасности? Хотя зная турецкого лидера, он может и рискнуть, прилететь на вертолете, чтобы уважить Гёкдениза, выступавшего в свое время за сборную Турции.
Известно, что Эрдоган является большим поклонником футбола, даже сам в юности выступал в любительской команде «Эрокспор», из которой он перешел в команду «Камьялты». 7 лет пинал мяч в клубе второй лиги IETT, ему даже предлагали начать профессиональную карьеру в «Фенербахче», а этот спортивный клуб наряду с «Бешикташем» и «Галатасараем» составляет так называемую большую тройку турецкого футбола.
Готова ли мечеть встречать Эрдогана?
Готова ли мечеть Карадениз и ждут ли там президента Турции, а может быть и нескольких президентов, приехавших в Казань на саммит БРИКС? Чтобы найти ответ на этот вопрос в Высокогорский район выехала группа «БИЗНЕС Online» на последний перед визитом высоких гостей пятничный намаз. Дорога от офиса газеты заняла 30-40 минут, объект располагается на одном из интенсивных участков дорожного движения в Высокогорском районе на трассе Р242. Не доезжая несколько метров до Дома Аллаха красуется табличка: «Мечеть Карадениз. Карадиңгез мәчете». Любопытно, что татарский вариант названия на русский язык можно перевести как «Черноморская мечеть». Впрочем это не удивительно, ведь фамилия футболиста так и переводится «Черное море», а имя, кстати, как «Лазурное море».
Сама мечеть сделана из кирпича, есть два минарета, а к двери ведет высокая лестница, где над входом красуется изречение из 18 аята суры Корана «Покаяние»: «Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает намаз, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха». Внутреннее убранство мечети сделано со вкусом, без излишеств: интерьер выдержан в молочно-коричневых оттенках, на стенах выведены суры из Корана, над куполом свисает красивая увесистая люстра, благоухают цветы.
Мы приехали примерно за полчаса до джума-намаза, в это время в мечети возле пульта видеонаблюдения сидело четыре мальчика лет 10-12. Как оказалось, это все шакирды примечетских курсов, которых обучает их имам-хатыб мечети Карадениз Ахлиддин Хаютов. На вопрос приедет ли сюда Эрдоган, мол, что говорят взрослые, юные чтецы Корана не смогли ответить. А в это время на втором этаже трудились два монтажника, устанавливающие подвесные потолки. Не к приезду ли президента Турции? Работяги, как оказалось, даже не в курсе визита высокого гостя, но один из них заверил, что в выходные все закончат.
Настоятель прихода пришел примерно в 11:55 и после азана приступил к проповеди. Она шла на русском языке и была посвящена такому благому качеству мусульманина, как терпение. Ахлиддин хазрат приводил примеры из жизни.
«Кто работает в такси знает, что в какой-то день работа бывает, в какой-то не бывает. Сегодня заработал 2 тысяч, завтра 5 тысяч. Когда Аллах определил на сегодняшний день его удел в 2 тысячи рублей он начинает негодовать, говоря, ну почему так, я же вчера больше заработал. Когда дает больше – благодарит Аллаха, но все-равно может подумать, что могло быть и еще больше, – рассказывал Хаютов. – В такие моменты мы забываем про терпение, а ведь Аллах нам всегда дает то, что для нас лучше, а мы своим человеческим мозгом этого не осознаем. Нужно все принимать, что дает Аллах с благодарность».
Кстати, о деньгах. Футболист никогда не озвучивал сколько он затратил на строительство мечети, но в СМИ называется сумма в 60 млн рублей.
Среди молящихся (около 60 человек) мы встретили знакомое лицо. Это был обладатель гран-при Вагаповского фестиваля, заслуженный артист Татарстана Ранис Габбазов, который пришел вместе с сыном Тимерланом совершить джума-намаз. «Я живу в Калинино, мне тут до мечети минут пять пешком идти. Каждую пятницу старюсь сюда приходить, если нет концертов, гастролей. Очень уютная мечеть, мне нравится, так то все мечети красивые, но желательно ходить в ту, которые расположена возле твоего дома. Когда я пришел сюда в первый раз, то мне хорошо стало, что стал приходить каждую пятницу. Все здесь нравится», – сказал Габбазов.
По окончании намаза корреспондент попытался узнать у имама, так все-таки приедет Эрдоган или нет. Но наш мулла не стал отвечать не только на данный вопрос, но и просьбу рассказать про себя. Из его проповеди было известно, что Ахлиддин хазрат учился в Казанском мусульманском медресе «Мухаммадия», затем в Турции, но настоятель мечети держал оборону, мол, наш самый главный в калининском храме Яшар абый запрещает что-либо говорить. Речь шла о переводчике Карадениза Яшаре Озджане. Его самого не было, как и Гёкдениза, дескать, сегодня у них игра, а так они постоянно приходят на пятничное богослужение.
Здесь есть такая традиция, что после джума-намаза всех, кто пришел молится приглашают отведать ароматный узбекский плов. Во время трапезы за столом рядом с нами сидел мужчина в возрасте, судя по всему не просто прихожанин, но и помогает по хозяйству. Он турок по национальности, но очень хорошо разговаривает по-татарски и сообщил о перспективе приезда своего президента: «Килсә килә, килмәсә юк» («Если приедет, то приедет, если не приедет, то не приедет»). После чего философки добавил, мол, все в руках Аллаха.