«В России комфортно почти как дома». Крсманович – о карьере, передачах Кобзаря и топовом Лызике

Интервью с сербским легионером «Динамо-Урала».

Блокирующий сборной Сербии Петар Крсманович проводит в России уже седьмой сезон. Он давно завоевал репутацию надёжного легионера, который стабильно держит высокий уровень. Он был хорош в Сургуте и Кемерове, а теперь помогает «Динамо-Уралу», показывая отличную статистику во всех компонентах игры. В том числе благодаря его стараниям уфимцы сейчас в пятёрке лидеров чемпионата.

В интервью «БО Спорт» 34-летний волейболист поделился впечатлениями от поездки на Олимпиаду, рассказал, почему ему нравится в России и вспомнил, как у него из-за пандемии сорвался трехлетний контракт в Италии.

Петар Крсманович / фото: volleyufa.com

«Подача и блок – самые сильные стороны «Урала»

– Петар, как вы оцениваете начало сезона для «Динамо-Урала»?

– У нас шесть побед в восьми матчах – достойный результат. Пока наши ожидания совпадают с реальностью. Мы недовольны только матчем в Сургуте – не должны были его проигрывать. В остальном всё в порядке. В турнирной таблице мы достаточно высоко, сразу за лидерами. Чемпионат очень длинный, будем стараться держать этот темп. При этом мы ещё точно можем прибавить. Но пока и игроки, и тренеры, и руководители клуба довольны.

– Какая из побед самая важная и ценная?

– Ценность у всех одинаковая, все победы важны. Но я понимаю, в чём вопрос. Конечно, особняком стоит победа над «Зенитом» из Санкт-Петербурга. У них сильный и звёздный состав. Очень важно было выиграть в Новом Уренгое, там всегда сложно. Последняя победа над «Динамо-ЛО» тоже была очень приятной, потому что это крепкий соперник.

– В чем самые сильные стороны вашей команды?

– В данный момент блок вообще очень хорошо работает. И, конечно, подача у нас серьёзная. Андрей Сурмачевский, Роман Поталюк, Андрей Ушков – у нас много парней с сильной подачей. Я тоже немножко помогаю (улыбается).

– Вы на втором месте после Сурмачевского с 10-ю эйсами. Это больше, чем за весь прошлый сезон. Что вы поменяли?

– Думаю, у меня просто стало больше уверенности в своей подаче. У меня есть и планер, и более агрессивный гибрид – выбираю их по ситуации. Сказалась и практика – я всё лето оттачивал подачу в сборной Сербии.

Фото: volleyufa.com

– Вы сейчас в топ-10 в суперлиге по количеству эйсов, блоков (19) и реализации атак (67%). Следите за личной статистикой?

– Не постоянно, обычно после каких-то больших рубежей – десять матчей, первый круг. Не знал, что сейчас такие цифры. Это приятно.

– У «Динамо-Урала» всё идёт хорошо, но кажется, что короткая скамейка запасных может стать проблемой.

– Я так не думаю. У нас есть ребята, которые могут выйти и помочь. И так уже было. Одной шестёркой весь чемпионат точно не пройти.

– Борис Колчин – самый возрастной главный тренер суперлиги. Чем он отличается от других тренеров, с которыми вы работали?

– Он хороший психолог. Он всегда может подойти, поговорить, внушить уверенность, поднять настроение как конкретного игрока, там и всей команды. С тренировочным процессом тоже всё в порядке.

«Топ-игроком стал в Аргентине»

– Рафаэль Хабибуллин – самый необычный тренер в вашей карьере?

– Конечно! Он такой… артист! Очень харизматичный, эмоциональный и интересный человек. А ещё сильный мотиватор.

– Вы в общей сложности провели в Сургуте четыре сезона. Во время первого приезда могли такое предположить?

– Конечно, нет. Когда я играл в Сургуте первый сезон, застал температуру –50 градусов. Я вообще был в шоке! По правде говоря, сильные морозы это то, к чему я до сих пор не могу привыкнуть в России. В Сургуте лишний раз на улицу не высовываешься, из машины быстрее бежишь в здание. Но желание выступать в чемпионате России всегда перевешивало погодные условия, плюс я был востребован в «Газпром-Югре». Каждый год мы садились и продлевали контракт.

– Хабибуллин привил вам внимательное отношение к питанию?

– Да, я достаточно внимательно слежу за своим рационом. По минимуму ем сладкое. В фастфудах точно не питаюсь. Это и для обычных людей вредно, а для спортсменов тем более.

Петар Крсманович и Рафаэль Хабибуллин / фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com

– А если очень хочется гамбургер?

– Можно самому сделать дома с качественной котлетой. Ну, или заказать в хорошем ресторане.

– В Сургут вы попали в 2016 году из чемпионата Аргентины. Как там оказались?

– Агент нашёл такой вариант – я решил попробовать, хотя толком не знал куда еду. До этого я, можно сказать, не уезжал за границу. Играл в Черногории, но это не считается – совсем рядом с домом. В итоге в Аргентине мне очень понравилось – и люди, и питание, и волейбол. Я получил хороший опыт, провёл успешный сезон. Мы выиграли чемпионат и Кубок Аргентины, стали третьими в клубном чемпионате мира и в клубном чемпионате Южной Америки. Помог «Сан-Хуану» добиться хороших результатов. Я бы может как-нибудь даже вернулся туда, но знаю, что сейчас у них всё плохо с финансами и очень сильная инфляция в стране.

– В «Сан-Хуане» вам помогло присутствие двух болгар – Николая Учикова и Тодора Алексиева?

– Очень. Я приехал со слабым уровнем английского языка, а вокруг все говорили по-испански. Они помогли мне быстрее адаптироваться, особенно Учиков, который проводил там уже второй сезон. Кстати, думаю, что Тодор, игравший в Сургуте, а также Алекса Брджович, который тогда выступал в «Югре» рекомендовали меня Хабибуллину.

– Как вы считаете, в какой момент вы стали топовым игроком?

– Думаю, это произошло как раз в Аргентине. Я поехал туда в 25-летнем возрасте и сделал резкий скачок вверх. Я там получил большой опыт и из среднего игрока превратился в сильного. Потом в Сургуте и сильном чемпионате России моё развитие продолжилось, я закрепился в сборной Сербии.

«Кобзарь – самый удобный связующий»

– Вы седьмой сезон в России. Потому что здесь хорошие финансовые условия?

– Не только. Были моменты, когда у меня были равнозначные предложения из других стран. Например, из польских клубов. Но я выбирал Россию, потому что мне нравится здесь. Это дружественная для Сербии страна, в которой чувствуешь себя комфортно почти как дома. У нас похожая культура, похожий менталитет, похожие люди. Языки тоже похожие, поэтому было легче преодолеть этот барьер. Я приехал с нулевым русским языком, но сейчас достаточно хорошо говорю, могу общаться и читать. Играю в России с удовольствием, у меня ни разу не было здесь плохих ситуаций.

– Сезон 2019/20 мы провели в «Пьяченце». Хотелось остаться в чемпионате Италии?

– Поначалу всё к этому и шло. «Верона» предлагала трехлетний контракт, но потом началась пандемия. По Италии она экономически очень серьёзно ударила. С будущим возникла неопределенность. В этот момент меня позвал «Кузбасс», и я решил вернуться в Россию. Не буду скрывать – мне нравилось в Италии. И чемпионат высокого уровня, и атмосфера на трибунах особенная. Всегда приятнее играть, когда арены заполнены, и зрители активно участвуют в игре.

– Вы играли в «Пьяченце» вместе с опытным соотечественником Драганом Станковичем. Чему у него научились?

– Спокойствию. Я раньше слишком много нервничал и переживал на площадке. Он учил меня быть более спокойным и хладнокровным.

– Игра кого из современных центров вам нравится?

– Если брать весь мир, то Робертланди Симон. Он уже лет десять доминирует, если не больше. В России мне больше всех нравится Дмитрий Лызик из «Локомотива». Он вырос в игрока самого высокого уровня.

– От чего больше всего кайфуете – от блока, эйса или атаки в три метра?

– Блок доставляет самое большое удовольствие.

– Что самое важное для блока?

– Выбор позиции и скорость прыжка. Знание статистики и стиля связующего тоже важно. Статистика помогает, но не решает. У меня достаточно хороший блок, но мне кажется, что в целом моя самая сильная сторона – атака.

– Кто по ходу карьеры был для вас самым удобным связующим?

– Игорь Кобзарь. Он отличается тем, что хорошо играет с первыми темпами. Даже с выбитого мяча, с четвёртого-пятого метра кидал быстрые мячи – мне нравилось.

Игорь Кобзарь и Петар Крсманович / фото: kuzbass-volley.ru

«Сборную Сербии ждут непростые времена»

– После олимпийского турнира было разочарование?

– Да, было обидно. Мы сыграли пять партий с будущими чемпионами, не повезло немного. Потом неудачный день со Словенией (0:3), после которого последняя игра с Канадой (3:2) уже ничего не решала. Измененный формат турнира явно не пошёл нам на пользу. Думаю, если бы был старый формат – две группы по шесть команд – было бы легче. В целом сыграть на Олимпиаде было приятно и интересно. Вы же помните, что наш путь туда был непростым, но мы сумели пробиться по рейтингу благодаря важным победам в Лиге наций. Нам очень не хотелось пропускать очередную Олимпиаду.

– Часто говорят об особой атмосфере на Олимпиаде. Что вам больше всего запомнилось в Париже?

– То, что ты находишься среди тысяч самых крутых атлетов в мире, очень воодушевляет. Конечно, мы могли выступить лучше, но всё равно это незабываемый опыт и яркое воспоминание на всю жизни.

– Известный сербский тренер Зоран Терзич сказал нам, что Олимпиаду переоценивают и для него главный турнир – чемпионат мира. Он сетует на скоротечность Олимпиады, отсутствие нормального тренировочного процесса, жизнь в деревне и питание в столовой.

– В его словах есть правда. В Париже, кстати, были проблемы с едой. Из-за огромного количества людей был полный бардак в столовой. Для победы на Олимпиаде и правда может хватить всего четырёх-пяти побед. На чемпионате мира или Европы путь более долгий и сложный – нужно минимум шесть-семь побед. Теперь оба турнира будут проводиться каждые два года. Олимпиада проводится раз в четыре года – в этом её уникальность. Это повышает ценность медалей и делает «золото» самым желанным.

Крсманович на Олимпиаде / фото: volleyballworld.com

– Кого вы поддерживали в олимпийском финале? Или было уже всё равно?

– Я был за Францию, их игра мне больше импонирует.

– После последней игры с Канадой карьеру в сборной Сербии официально завершили диагональный Александр Атанасьевич и центральный Марко Подрашчанин. Что теперь ждёт сборную Сербии?

– Нам будет сложно. Ушли две мировые звезды волейбола. Марко из-за возраста. Он, конечно, легенда. И рекордсмен сборной по сыгранным матчам. Атанасьевич, наверное, ещё мог бы поиграть в сборной, но почувствовал, что летом нуждается в отдыхе. Я не могу его за это осуждать – он многое сделал для национальной команды. Кстати, Атанасьевич один из самых весёлых игроков, с которыми я играл. Теперь нам будет не до веселья – сборную Сербии ждут непростые времена. Плавной смены поколений, как раньше, скорее всего, не будет.

– Вы сезон 2022/23 провели в чемпионате Сербии за «Войводину». Видели там молодых игроков, которые скоро придут в сборную?

– Они есть, но их не так много. Им ещё нужно много работать, чтобы встать в состав сборной. Чтобы Сербия была в мировом топе, нужен постоянный приток качественных игроков. Я знаю, что федерация многое делает, чтобы дети занимались волейболом. Есть хорошие школы, но у нас маленькая страна, где больше популярны футбол и баскетбол. Понятно, что высокие дети в первую очередь выбирают баскетбол.

«Ковачевич – самый крутой, с кем играл»

– Кстати, почему вы на сезон заскочили в родной чемпионат?

– Решил отдохнуть от интенсивности больших чемпионатов. Понятно, что уровень чемпионата Сербии не такой сильный, но мне просто захотелось побыть дома.

– Вы сделали 10 блоков, но ваша команда уступила Суперкубок Сербии «Партизану» (1:3). А какой у вас личный рекорд?

– Мне кажется, 12 блоков.

– Против кого из нападающих сложнее всего играть?

– Против Максима Михайлова.

– А кто самый крутой волейболист, с которым вы играли в одной команде?

– Пожалуй, Урош Ковачевич. Один из самых техничных игроков в мире.

Слева направо: Подрашчанин, Ковачевич, Атанасьевич / фото: volleyballworld.com

– Думал, может быть, назовёте Ивана Зайцева, с которым играли в «Кузбассе».

– Иван тоже классный игрок. Он большой профессионал, мы с ним много общались в Кемерове, помогали друг другу. Он своими советами помогал мне стать лучше.

– Кто круче – теннисист Новак Джокович или баскетболист Никола Йокич?

– Джокович. Он по-настоящему великий. Вообще, когда есть свободное время, я смотрю любой качественный спорт с участием сербских клубов и сборных.

– Над Йокичем все смеялись, когда он несколько недель обмывал олимпийскую «бронзу»…

– Да они всем там повеселились, как следует! (Смеётся)

– Вы себе позволяете алкоголь в межсезонье?

Могу в отпуске выпить кружку пива или бокал вина, но не больше.

– В сентябре вы женились. Расскажите о своей супруге.

– Мы с Сандрой списались в социальных сетях, договорились встретиться и закрутилось. Она занималась в свое время баскетболом, но после травмы закончила. Она экономист, но пока не работает, потому что приехала со мной в Уфу. В свободное время гуляем, ходим в торговые центры. Время, которое мы проводим вместе, – самый лучший отдых для меня.

ДОСЬЕ «БО Спорт»
Петар КРСМАНОВИЧ
Амплуа: блокирующий
Дата рождения: 1 июня 1990 года
Место рождения: Чачак (Югославия/Сербия)
Карьера: «Таково» (Горни-Милановац) – 2010/11; «Джердап» (Кладово) – 2011–2014; «Будванская Ривьера» (Будва, Черногория) – 2014/15; «Сан-Хуан» (Аргентина) – 2015/16; «Газпром-Югра» (Сургут) – 2016–2019, 2023/24; «Пьяченца» (Италия) – 2019/20; «Кузбасс» (Кемерово) – 2020–2022; «Войводина» (Нови-Сад) – 2022/23; «Динамо-Урал» (Уфа) – с сезона 2024/25.
Достижения в клубах: чемпион Аргентины (2016), чемпион Черногории (2015), обладатель Кубка Черногории (2014), обладатель Кубка Аргентины (2015), серебряный призёр чемпионата Сербии (2023), бронзовый призёр клубного чемпионата мира (2015), бронзовый призёр клубного чемпионата Южной Америки (2016).
Достижения в сборной: чемпион Европы (2019), победитель Мировой лиги (2016), серебряный призёр Мировой лиги (2015).

Алмаз Хаиров