Были эксперименты и авантюрные ходы.
В чемпионате России сыграно 15 туров – первая половина турнира позади. «Рубин» плотно забаррикадировался на седьмой позиции в турнирной таблице, но пережил несколько кризисных моментов, в которых Рашиду Рахимову и его тренерскому штабу экстренно нужно было принимать решения. «БИЗНЕС Online» вспоминает о самых важных кадровых и тактических перестановках тренера казанской команды.
Изменил схему и посадил Ваду
Рахимов – бескомпромиссный тренер со своим видением футбола. Его команды всегда играют в одном стиле, в одной схеме, с одинаковым подходом. Это неплохо, но если что-то не работает, готов ли наставник ломать структуру? Первая половина сезона показала, что Рахимов горазд на эксперименты и авантюрные ходы.
Чего только стоит выход в центре обороны нападающего Энри Мукбы в матче с «Динамо» (0:4). Ещё раньше одно из решений Рахимова спасло игру: в матче против ЦСКА (1:1) тренер заметно преобразил игру команды. После первого тайма казанцы на своём поле уступили армейцам во всём: владении, атаках, ударах и практически всей остальной статистике. В перерыве Рахимов снял с игры крайнего полузащитника Валентина Ваду и выпустил в центр поля Александра Зотова. Армейцы к перестроению оказались не готовы – «Рубин» сравнял счёт.
«Я не знаю что им сказал Рашид после первого тайма, но я знаю что сделал: он поставил Зотова вместо Вады и перешел на 3-5-2 вместо 3-4-3. Тогда у тебя появляется дополнительный игрок в центре поля. Всю игру Иву был один и я ждал реакцию тренера. Или ты меняешь, или даёшь другое задание центральному защитнику. Ходжа и Зотов остались между зонами, а два нападающих стояли близко, возле центральных защитников соперника. Рахимов этой заменой изменил игру», – оценил решение Рахимова в эфире «Коммент.Шоу» Владимир Слишкович, ныне тренер «Оренбурга».
Такое решение тренерский штаб записал себе в блокнотик: в следующих матчах Рахимов искал нужную формулу успеха, постепенно отходя от схемы игры в двух фланговых игроков атаки. Вада в конечном счёте оказался в запасе, Ходжа стал играть в центре поля, исполняя позицию инсайда (между центром и флангом), Никола Чумич утвердился в роли второго форварда под Мирлиндом Даку. Ниже по центру Угочукву Иву и Зотов.
Схема могла и видоизмениться в зависимости от того, кто выходил с Даку в паре. Чумич или Марвин Чуни. Если на поле выходил Марвин, то он поднимался выше к атаке в роли второго форварда. Вада с той игры вышел в старте всего в двух матчах из шести, не проведя на поле 90 минут.
Определился с вратарем
Летом «Рубин» подписал двух стражей ворот: Евгения Ставера и Артура Нигматуллина взамен ушедшему в «Краснодар» Юрию Дюпину. Конкуренция между вратарями должна была выявить лучшего: сплав молодости (Ставер) и опыта (Нигматуллин), амбиций и желания насладиться игровым временем. Однако на старте сезона к игре голкиперов были вопросы. Оба не выручали, ошибались и меняли в рамке от матча к матчу.
Сперва тренерский штаб доверился Нигматуллину в матчах против «Нижнего Новгорода» (4:2) и «Зенита» (4:0). Получились расстрельные игры для вратаря. В следующих встречах с «Химками» (2:3), «Ростовом» (1:1) и «Акроном» (2:1) дали сыграть Ставеру. Нельзя сказать, что Евгений в этих играх действовал не без ошибок, но такой игры было достаточно, чтобы посадить Артура в запас.
В игре Евгения был виден прогресс. К нему так или иначе относятся менее критично: он впервые в карьере начал выступать в РПЛ, работать на серьёзном уровне. Ему многое прощали, тогда как Нигматуллин – готовый футболист с огромным опытом в РПЛ. Ставер своё место отвоевал, но и Нигматуллину отчасти не повезло: когда Евгений результативно ошибался в трёх играх подряд с «Динамо» (0:4), «Оренбургом» (2:1) и «Локомотивом» (0:1), Артур был травмирован – Ставера нельзя было посадить на лавку. Вероятно этот момент стал ключевым. К 15 туру у Ставера 16 пропущенных мячей, три «сухих» матча, 3,4 сэйва за игру.
Почему важно иметь постоянного вратаря? У «Рубина» и без того нестабильная линия обороны из-за травм, игроки не успевают адаптироваться к игре с определённым оппонентом, а постоянная чехарда во вратарской линии лишь добавляет стресса.
Рожков стал основным, Безруков присел
Воспитанник академии «Рубина» Илья Рожков в этом сезоне плотно застолбил за собой место в основе команды. На его счету 1288 сыгранных минут (пятое место в команде), больше только у несменяемого Игора Вуячича, Дмитрия Кабутова, Егор Тесленко и Ставера. О прогрессе Рожкова говорит и статистика, и рост рыночной цены (1,2 млн евро по оценке Transfermarkt).
В клубе рассказывают, что за прошедший год Илья вырос как в игровых качествах, так и в психологическом плане. На тренировочной неделе Рахимов и часто проводит дополнительные занятия и разговоры с молодыми футболистами (Рожков, Мукба, Никита Васильев, Марат Апшацев). В коллективе Илья больше не скромный мальчик, а уверенный в себе парень. В какой-то степени, он проводник для Васильева и Мукбы в главной команде. Помогал им на первых порах, помогает и сейчас.
А вот другой фланговый защитник, Руслан Безруков статус игрока основы потерял. Всего три игры с первых минут в РПЛ. В сравнении с перфомансами прошлого сезона, Руслан стал выступать хуже, но тренерский штаб видит в этом закономерность. Некий синдром второго сезона – слишком высокую планку поднял Руслан своей игрой на непрофильной для него позиции.
Определился с защитниками
Центральные защитники – боль «Рубина» этого сезона. Если в прошлом году казанцы ставили рекорды по сухой серии, то в этот раз всего три матча на ноль из 15. Конечно, есть ряд важных факторов: смена вратаря, нехватка игроков центра обороны, плохая форма, травмы. Причин можно назвать множество.
Осенью, когда закрылось трансферное окно, казалось, что «Рубин» на пороге катастрофы. Летом так и не был приобретён новый защитник, плюс ко всему в сентябре травмировался капитан, игрок основы Игор Вуячич. Номинально, в команде оставалось четыре игрока центра обороны на три позиции в стартовый состав. В конце концов Вуячич выбыл ненадолго, но в октябре новая напасть – травмировался Алексей Грицаенко и сроки его восстановления не определены.
При всех сложностях ключевым игроком обороны стал Егор Тесленко. У него больше всех сыгранных минут (1445) и меньше ротации. Плюс ко всему, он важен и в атаке: один гол после углового (14 ударов головой в сезоне), 67% выигранных верховых единоборств. Стандарты – один из важных пунктов казанцев для забитых мячей. Неспроста Тесенко получил внимание от сборной России, попав в расширенный список.
Рахимов пробовал Рустама Ашурматова в стартовом составе, но к концу осени тренерский штаб в нём разочаровался. По статистическим показателям у Ашурматова хороший отбор (1,9 за игру), хороший процент побед в единоборствах, но в игровых компонентах Рустам теряет позицию, допускает глупые ошибки в передачах. В клубе есть удивление его игрой, потому что в тренировочном процессе Рустам выглядит не так плохо, как в играх. Плюс ко всему в сборной Узбекистана Рустам играет на той же позиции в той же схеме.
В последних двух играх вместо Ашурматова выходил Константин Нижегородов, которого Рахимов в начале сезона не жаловал. Тренер неоднократно говорил, что видит Константина в роли крайнего защитника, а не центрального. Но после игры с «Акроном» в Кубке России, где Нижегородов доигрывал встречу в тройке, Рахимов своё мнение изменил. Возможно, будет играть и дальше, учитывая травмуы Грицаенко и дисквалификацию Вуячича на матч с «Акроном» 22 ноября.
Забронировал место для Даку
Если у кого и есть в «Рубине» статус неприкасаемого, так это у Даку. Лучший бомбардир, главная звезда, самый дорогостоящий игрок. Таким он стал за последний год в составе «Рубина». Из 15 игр чемпионата Даку пропустил только одну – и то из-за дисквалификации. Во всех остальных матчах нападающий получал игровое время. Но не всегда обоснованное.
Например сентябрьский отрезок, когда казанцы в трёх матчах против «Крыльев» (0:2), ЦСКА (1:1) и «Факела» (0:0) забили всего один мяч. Тренер защищал игрока тем, что он играет на уколах из-за повреждения, но так или иначе Даку он не менял. Было на кого? Джоэль Фамейе, Касра Тахери, но, конечно, эти варианты с Даку несопоставимы. Мирлинд не забивает – всё равно в основе на 90 минут.
В клубе понимают, что Даку звезда. Когда в самолёте Мирлинд в шутку сказал «Я иду в бизнес-класс», Вада его поддержал: «Конечно, звёзды там и должны сидеть». Хоть это и подкол, но доля правды в словах аргентинца есть.