«Найти таких игроков практически невозможно».
Переход защитника Михаила Сергачёва из «Тампа-Бэй» в «Юту» стал одной из главных неожиданностей межсезонья. Нижнекамец покинул титулованный клуб, где ему могли доверить лишь роль «вечно второго» и отправился в новую команду, где его статус ведущего защитника неоспорим. Сергачёв занимает первое место по очкам в клубе среди игроков обороны (22), идёт на карьерный рекорд по голам и находится в тройке лидеров НХЛ по игровому времени. При нём защитная линия стала сильнейшей в команде.
Выступление россиянина не осталось без внимания авторитетного портала ESPN. Американский журналист Райан Кларк разузнал подробности обмена Сергачёва и проанализировал, как приход новичка изменил всю команду. «БИЗНЕС Online» представляет перевод материала.
Сергачёв – ключевое усиление «Юты»
Умение генерального менеджера «Юты» Билла Армстронга бесконечно общаться по телефону во время межсезонья стало причиной тому, что мобильный владельца клуба Райана Смита не умолкал. В «Аризоне» перед Армстронгом стояла задача построить франшизу, которая тратит мало денег, но добивается успеха. У этой команды исторически было много места под потолком зарплат, но он всегда стремился к нижней планке.
С переездом клуба в Солт-Лейк-Сити новые владельцы хотели внести серьёзные изменения. Они касались не только местонахождения клуба, цветовой гаммы или названия. К первому сезону «Юты» концепция стала кардинально другой. Было важно показать, что перестройка завершена. Выменяв Сергачёва – защитника уровня первой пары «Тампа-Бэй» – они посылали сигнал всей лиге.
«Я получил положительные отзывы о Михаиле и некоторых других игроках. Это важно, но не хочется выглядеть глупо. Не стоит сразу рваться чрезмерно выше того, где мы находимся как команда, но и быть слишком скупым не вариант», – сказал Смит. Обмен Сергачёва был только началом. В общей сложности к «Юте» присоединились пятеро игроков, которые суммарно стоили 19 млн долларов.
Длительная перестройка «Аризоны» означала, что команда приехала в Солт-Лейк-Сити с ядром в самом расцвете сил, включающим капитана Клейтона Келлера, Барретта Хейтона, Лоусона Крауза, Шона Дурзи, Матиаса Макчелли и Ника Шмальца. Никому из этих хоккеистов нет 30 лет. Нужно было определить, как лучше всего дополнить это ядро, чтобы оно могло сделать следующий шаг в своём развитии. Приход Сергачёва говорит об этих стремлениях.
Двукратный обладатель Кубка Стэнли готов был взять на себя много игрового времени, помогать своему нападению и нейтрализовать чужое, играть на синей линии в большинстве и усилить меньшинство. Теперь он может действовать во всех этих ролях как бесспорный защитник номер один, а не как «отложенный» номер один, как это было в «Тампа-Бэй» с Виктором Хедманом – обладателем «Норрис Трофи»-2018 и шестикратным номинантом на этот трофей, вручаемый лучшему защитнику НХЛ.
Переход от стагнации в одной команде к мгновенному превращению в одного из важнейших игроков в другой отнюдь не новость. Но на примере Сергачёва можно увидеть, как «Юта» будет действовать в будущем. В структуре клуба все с оптимизмом относятся к Михаилу и его лидерскому потенциалу. Что до самого Сергачёва, он понимает, с чем связаны такие ожидания, но также считает, что ему нужно заслужить этот статус, а не просто получить это в подарок. «Все эти слова о перспективах звучат здорово, пока ты не играешь. Нужно постоянно проявлять себя с лучшей стороны. Нельзя просто сказать: «Я хочу играть 30 минут за матч». Мне нужно пойти испытания и показать им, что я готов», – считает защитник.
«Юта» потеряла надежду на усиление... Но позвонили из «Тампа-Бэй»
Некоторые владельцы хотят знать всё обо всем, а другие не вмешиваются в процесс. Смит хочет быть посередине – знать всё, но доверять людям в выполнении ими работы. Эта философия владельца исходит от его связи с Ютой. Он вырос в этом городе, а затем стал владельцем баскетбольного клуба «Юта Джаз». Предыдущий владелец клуба НБА Ларри Миллер был чрезвычайно вовлечён в дела команды, что оказало влияние на Смита. «Я никогда не забуду, что Джерри Слоан работал в «Джаз» 18 лет», – сказал Смит.
«Единственная причина, по которой Слоан находился здесь так долго, заключалась в том, что Ларри был очень вовлечён в жизнь команды. Он точно знал, как каждый выполняет свою работу и что именно происходит внутри. Когда ты не вовлечён, то принимаешь плохие решения. Без погружения в детали нельзя по настоящему увидеть, какая работа проделана».
В это межсезонье Смит и Армстронг обсудили потребности команды. Было решено, что усиление защиты в приоритете. Тогда они задумались о подписании Сергачёва. Армстронг позвонил в каждую команду НХЛ и спросил, заинтересованы ли они в обмене ведущих защитников. По его словам, многие генеральные менеджеры отреагировали с интересом, но были и те, кто посмеивался, потому что такие обмены не совсем распространены.
«Мы посеяли семена – сказал Армстронг. – Этих парней невозможно заполучить. Никто не хочет отказываться от своего лучшего защитника в пиковом возрасте. Дальше мы перешли к плану В и стали рассматривать другие варианты. Как вдруг зазвонил телефон». На другом конце провода была «Тампа-Бэй». Руководство клуба выразило готовность рассмотреть обмен Сергачёва. Армстронг сказал, что первоначальное предложение было отклонено, но обеим сторонам не потребовалось много времени, чтобы достичь соглашения. Хоккеист уехал в «Юту», а защитник Джей Джей Мозер, перспективный центрфорвард Конор Гики, выбор во втором раунде драфта 2025 года и в седьмом раунде драфта 2024 года отправились в противоположном направлении.
Такие сделки, как обмен Сергачёва, говорят о том, что франшиза больше не находится в стадии перестройки и готова к чему-то большему. «Найти таких игроков сложно. Это практически невозможно», – заявил Армстронг. «Когда вы создаёте команду и пытаетесь выиграть чемпионат, вам это не удастся без хорошего первого вратаря, защитника номер один и центра номер один. Мы стараемся собрать данные элементы в единое целое. Это первый шаг для нас».
После травмы Сергачёв поменял приоритеты
Сергачёв перенёс перелом большой и малой берцовой костей левой ноги 7 февраля, из-за чего не выходил на лёд до первого раунда плей-офф. Ранее хоккеист был практически незаменим. Он сыграл в 70 или более играх в пяти из своих первых шести сезонов в «Тампа-Бэй». Единственный сезон, в котором он выходил реже, был в период ковида, но в укороченном чемпионате он не пропустил ни одной игры.
В прошлом сезоне Михаил набрал 19 очков в 34 играх, прежде чем получил травму ноги. Во время длительного простоя он пересмотрел свои приоритеты. «Раньше я концентрировался не на том, что нужно. Сосредоточился на игре в первом большинстве и на том, чтобы беречь силы для атаки: играть не 27 минут, а 23. Всё внимание должно быть сосредоточено на том, чтобы играть правильно и помогать команде побеждать. И если тебе дают большинство, будь оно даже не первое, а второе, нужно выходить в этих условиях», – сказал Сергачёв.
Когда «Монреаль» выбрал его на драфте-2016 под общим девятым номером, считалось, что из Михаила вырастет защитник уровня первой пары. Этот прогноз привёл к тому, что «Тампа-Бэй» обменялась с канадским клубом год спустя. В «Монреаль» отправился перспективный Джонатан Друэн, хотя Хедман уже тогда считался суперзвездой и несомненным первым защитником. Сергачёв набрал 40 очков в первом полноценном сезоне и не снижал планку ниже 30 очков в течение следующих четырёх сезонов. К своему третьему чемпионату он уже в среднем играл более 20 минут за матч, становясь всё более заметным в спецбригадах.
Правда, угнаться за Хедманом не удавалось. В период с 2017-го по 2022 год одних ассистов у шведа было больше, чем передач у Сергачёва. «Я хотел стать своим парнем. Виктор был в этой команде вечно. Хедман выиграл «Норрис Трофи», «Конн Смайт» – он выиграл всё. Он скала. Его невозможно сдвинуть», – говорит россиянин. Всё начало меняться в сезоне 2022/23. «Молнии» переместили Сергачёва в первое большинство.
Это привело к тому, что он закончил чемпионат с рекордными в карьере 64 (10+54) очками, причём 27 из них были заработаны именно при численном перевесе. Хедман, напротив, набрал только 49 (9+40) очков. Если не брать в расчёт ковидный год, впервые за десять лет швед закончил чемпионат с менее чем десятью голами. 14 очков в большинстве в том году также стали его наименьшим показателем с сезона 2015/16. «Мне кажется, он тоже чувствовал себя неуютно. Когда они поставили меня на первое большинство, ему было неприятно. Мне было неприятно в прошлом году, поскольку мне не дали шанса. Это такой ненужный стресс для него и ненужный стресс для меня», – отметил Сергачёв.
Нападающий «Анахайма» Алекс Киллорн, который провёл 11 сезонов в «Тампа-Бэё», сказал, что Хедман и Сергачёв были близки, и между ними никогда не было вражды. «Они попадали в сложные ситуации, когда, возможно, были прямыми конкурентами друг друга», – сказал Киллорн. «Это не вызывает проблем между ними, но игроки НХЛ по-спортивному азартны, и они хотят быть лидерами». Сергачев согласен с этим мнением. «Конечно, он мой лучший друг. Я безумно люблю его. Он был так добр ко мне, и я многому у него научился. Всё, что я сейчас делаю на льду, я почерпнул у Хедмана», – заявил игрок.
«Юта» с первого раза зайдёт в плей-офф?
Осенью Сергачёв осторожно говорил о своей роли в «Юте». Он понимал, что ему могут дать поиграть в нескольких амплуа, но признавал, что руководство ничего не обещало, несмотря на громкость его перехода. В декабре его игра вполне соответствовала ожиданиям. Он лидирует в «Юте» по игровому времени за матч (25:35). Это третий показатель в НХЛ. Если судить по нынешним темпам его результативности, Сергачёв, набравший 22 (7+15) очка в 30 играх текущего сезона, завершит его с 19 голами впервые в карьере, а 60 очков станут вторым личным результатом в НХЛ.
«Он первоклассный защитник, который может играть практически в любом стиле и делать практически всё на льду, – сказал защитник «Юты» Иэн Коул, который также был одноклубником Сергачёва в«Тампа-Бэй». – Он хорошо сложен, силён, может играть жёстко, бросать шайбу. Также умеет забивать голы, играть в большинстве и меньшинстве. Я думаю, именно поэтому он получает такую зарплату (8,5 млн долларов в год) и так востребован».
Сергачёв, Коул и Джон Марино перешли в это межсезонье, чтобы усилить оборону команды, которой по силам выйти в плей-офф в дебютном сезоне. Она пострадала в октябре, когда Марино и Дурзи получили травмы, их возвращение ожидается не раньше весны. «Юта» подняла из АХЛ Маверика Ламурьё и выменяла опытного Олли Маатту, чтобы смягчить удар.
Успехи в защите сыграли важную роль в игре команды в течение первой трети сезона. Данные Natural Stat Trick показывают, что «Юта» идёт второй по нейтрализации голевых моментов из выгодных позиций, седьмой по нейтрализации опасных моментов и девятой среди команд с наименьшим количеством допущенных бросков по воротам. Эта оборонительная стабильность стала противовесом проблемам в нападении. «Юта» занимает 17-е место по голам за игру (3,03). «Их раздевалка пока не знает много побед, но можно видеть, что они движутся в правильном направлении. Сергачёв будет большой частью этого коллектива», – сказал Киллорн.
«Юта» занимает десятое место в Западной конференции, отставая всего на два очка от кубковой восьмёрки. Если команда продолжит борьбу за плей-офф, то может осуществить серьёзные трансферы перед дедлайном. По данным Puckpedia, у «Юты» будет 23,6 свободных млн перед закрытием рынка переходов. А ещё клуб может использовать любой из своих 26 драфт-пиков на ближайшие три года.
Генеральный менеджер отметил, что в прошлом сезоне команда прошла через «хорошие, плохие и ужасные эпизоды» с надеждой, что из трудностей удастся извлечь уроки. Серия из 14 проигрышей показала, почему важно всегда стремиться к балансу. «Прошлый сезон оставил шрамы. Мне не терпится узнать, как команда воспримет эти шрамы», – сказал Армстронг.
Райан Кларк / ESPN
Перевод: Альберт Гильфанов