«LOVB может стать новой Турцией или Италией на волейбольной карте». В США запустили ещё одну лигу

Собрали американских звёзд, 160 млн долларов инвестиций и придумали новые правила.

За океаном состоялись первые матчи чемпионата LOVB (League One Volleyball). Новая профессиональная лига собрала почти всех волейболисток сборной США, выступавших на Олимпиаде-2024, а также привлекла известных тренеров и легионеров.

В первом сезоне принимают участие шесть клубов и все они централизованно управляются лигой. Перед ней стоит задача выиграть конкуренцию у PVF (Pro Volleyball Federation) – ещё одной профессиональной лиги, которая с успехом уже провела один сезон и начала второй. В Омахе и Атланте между лигами вообще прямое столкновение – болельщикам нужно выбирать, ходить на матчи LOVB или PVF.

«БО Спорт» рассказывает о продолжении волейбольного безумия в США и существенных различиях в философии и формате двух лиг.

Фото (здесь и далее): соцсети

Новая лига вернула домой игроков сборной США

Раньше в США уже предпринимались многократные попытки создать профессиональную лигу, но все они завершались провалом. Возможно, потому, что они управлялись людьми из мира волейбола. Теперь за дело взялись выпускники Гарварда, парни с Уолл-стрит, владельцы баскетбольных и хоккейных клубов. Они видят, что невероятно популярный в стране женский волейбол может стать успешным бизнесом и превратиться из любительского в профессиональный вид спорта.

Клубы PVF собрали 150 млн долларов инвестиций. Их владельцами стали звёзды шоу-бизнеса и серьёзные бизнесмены, которые знают, как зарабатывать на спорте. Чемпионом первого сезона стала «Омаха», которая принадлежит звёздному музыканту Джейсону Деруло. Его команда обыграла в финале «Гран-Рапидс» в присутствии 10678 зрителей. Средняя посещаемость матчей лиги в дебютном сезоне составила 4609 зрителей.

Ожидалось, что со второго сезона к семи первым участникам лиги («Омаха», «Атланта», «Коламбус», «Гранд-Рапидс», «Орландо», «Сан-Диего», «Вегас») присоединятся ещё три клуба, но добавился лишь один – «Индиана». Кстати, именно в Индианаполисе лига решила провести свой первый Матч звёзд. Он состоится в феврале.

В LOVB (благодаря стилизованной последней букве название лиги читается ещё и как Love – «Любовь») сообщили, что привлекли 160 млн долларов. Среди инвесторов звёзды баскетбола Кевин Дюрант, Джейсон Тейтум и Кэндис Паркер, легенда тенниса Джин Кинг, легенда горнолыжного спорта Линдси Вонн, а также представительницы мира шоу-бизнеса Эми Шумер, Линда Генри, Челси Хэндлер.

«Наша идея заключается в том, чтобы выстроить всю экосистему – от низовых уровней до профессиональных клубов, поддерживая игроков на протяжении всего их пути в волейболе. Связывая наши юниорские школы с профессиональными клубами, мы поддерживаем следующее поколение игроков и создаём связь, не имеющую себе равных в других лигах», – заявила генеральный директор LOVB Кэтлин Гао.

Она имеет в виду 58 молодёжных клубов в 26 штатах. Причём три клуба – Houston Skyline (№1), A5 (№2) и Premier Nebraska (№10) – вошли в десятку лучших в стране. LOVB готовит игроков для колледжей и университетов (NCAA), а затем ждёт их возвращения в свою профессиональную лигу. Частные школы приносят организации значительные доходы, которые наверняка помогут в развитии профессиональной лиги.

Из-за отсутствия таковой раньше все звёзды американского волейбола играли за рубежом, но сейчас всё меняется. LOVB удалось вернуть на родину почти всех игроков той сборной США, что сыграла в финале Олимпиады-2024 в Париже. В Европе остались только Кэтрин Боден, Дана Раттке (обе – «Экзачибаши», Турция) и Эвери Скиннер («Кьери», Италия).

Слева направо: Карлини, Томпсон, Эгглстон, Робинсон-Кук, Поултер, Ларсон

Игроки подписывают контракт с лигой, а не с клубами

Джордан Ларсон, Джордан Томпсон, Келси Робинсон-Кук, Чиака Огбогу, Андреа Дрюс и другие призёры Олимпийских игр распределены между шестью клубами. Именно распределены. Особенность LOVB в том, что все клубы («Атланта», «Остин», «Хьюстон», «Мэдисон», «Омаха» и «Солт-Лейк-Сити») управляются лигой. Она подписывает контракты с игроками.

«Если бы я сделала прогноз относительно матчей, я бы потеряла все свои деньги. Эти команды равны. Это не похоже на традиционную историю, где у клубов разные бюджеты. Обычно вы идёте куда-то, где вы соответствуете их системе, или вы хорошо работаете с тренером, или у вас хорошая связь со связующим. Здесь не так, тренерам назначают игроков. У всех равные возможности, и это здорово», – заявила Энни Шумахер из «Мэдисона».

А вот в PVF используется типичный американский стиль франшизы. У каждого клуба независимые владельцы. Они самостоятельно формируют составы с помощью драфта и приглашения игроков. При этом есть ограничение от лиги в виде потолка зарплат.

Суммы контрактов в LOVB не разглашаются, но они явно не уступают условиям, которые своим игрокам предлагает PVF. Там базовые контракты от 60 до 175 тыс. долларов за пять месяцев. Плюс команда-чемпион получает 1 млн долларов призовых, а игроки до 15 тыс. долларов за индивидуальные награды. К слову, в символическую сборную прошлого сезона PVF попала российская диагональная «Атланты» Анна Лазарева. «Либо одна лига задушит другую, либо они объединятся», – спрогнозировала россиянка в интервью.

Очевидно, что лиги ожидает ожесточенная борьба не только за аудиторию, но и за игроков. Например, самый ценный игрок чемпионата NCAA Джессика Мрузик пополнила состав «Хьюстона» из LOVB. В целом в этой лиге гораздо больше известных игроков и тренеров. Например, связующая из Нидерландов Лаура Дикьема, доигровшицы Алессиа Дженнари (Италия), либеро национальных сборных Манами Кодзима (Япония), Анна Погани (Германия), Пиянут Панной (Таиланд). 

Лаура Дикьема (в центре)

«Хьюстон» возглавил известный итальянский тренер Массимо Барболини, а «Остин» – его соотечественник Марко Бонитта. Они привлекли ещё несколько игроков из Италии.

«Я аплодирую итальянским игрокам и тренерам за их готовность принять участие в первом сезоне. Я осознаю, что это во многих отношениях риск, но я ценю их готовность внести свой вклад в развитие чего-то нового. Я считаю, что их опыт и мастерство многое дадут чемпионату, – заявила бывшая канадская волейболистка, а ныне комментатор и подкастер Сара Паван. –  LOVB хочет стать крупной лигой в США и для достижения этой цели нужны топовые спортсмены. На бумаге начало мне кажется хорошим. Однако звёздам потребуется стимул, чтобы они решили присоединиться к лиге. В случае успеха LOVB может стать новой Турцией или Италией на волейбольной карте мира».

Из-за американских лиг пострадают средние европейские чемпионаты

Барболини, который был ассистентом Хулио Веласко на триумфальной Олимпиаде в Париже, считает, что команды из LOVB сейчас могли бы занимать пятое-шестое место в чемпионате Италии. Также он отметил, что отток американских игроков с европейского рынка в первую очередь отразится на уровне средних лиг.

«Италия или Турция не сильно пострадают. Однако Германия и Франция могут потерять многих игроков, окончивших NCAA. Ранее эти спортсменки выбирали Европу для начала профессиональной карьеры. Теперь они остаются дома», – отметил специалист в интервью Volleyball.it.

Стратегия LOVB с привлечением топовых игроков и специалистов понятна, но так ли это важно для американской публики? Например, в прошлом году четыре матча Лиги наций с участием сборной США в Арлингтоне суммарно посетили 8950 зрителей (1150+1700+2100+4000).

При этом матчи студенческого чемпионата бьют рекорды посещаемости. Недавний финал NCAA в Луисвилле собрал 21860 зрителей. А в 2023 году матч регулярного чемпионата NCAA между «Небраской» и «Омахой» – 92003 зрителя.

На первый план явно выходит даже не качество волейбола, а маркетинг и уровень организации матчей.  И, кажется, в этом плане у PVF пока есть преимущество. Например, оригинальные названия команд и яркие логотипы дают простор для создания атрибутики. Orlando Valkyries уж точно интереснее однотипных названий LOVB Omaha и LOVB Madison.

Кроме того, PVF в этом году стал партнёром VBTV – официального телеканала международной федерации волейбола. Причём матч недели американская аудитория может смотреть бесплатно, а остальные – по подписке. В США матчи лиги показывают FOX Sports и CBS Sports.

Впрочем, у LOVB тоже есть солидные партнёры. Игры транслируют телеканалы линейки ESPN, техническим спонсором стал adidas, а мячи поставляет Mikasa. Также с лигой сотрудничает бренд одежды Revolve, который задействовал волейболисток в качестве моделей. «Эти партнёры устремились в LOVB, поскольку волейбол – это главный женский вид спорта поколения Z», – заявила организация.

Своеобразный календарь LOVB: дома – только треть матчей

Что касается формата турнира, то у PVF он явно лучше. С января по май у каждой команды 28 игр регулярного чемпионата (по 14 дома), а затем «Финал четырёх». Всего в регулярном чемпионате будет сыграно 112 матчей.

У LOVB в общей сложности только 48 матчей регулярного чемпионата и очень замысловатый календарь. В середине каждой игровой недели только один матч, а во время уикенда четыре команды собираются в одном городе. Две команды проводят по две игры, ещё две команды – по одной. В итоге каждая команда проведёт в регулярном чемпионате по 18 матчей. Треть – дома, треть – на выезде, треть – на нейтральной площадке. Учитывая спаренные воскресные матчи на одной арене, у LOVB будут кассовые сборы только с 36 игр. «Финал четырёх» изначально должен был пройти в апреле на Гавайях, но недавно его перенесли в Луисвилл.

Новая лига выделяется своими оригинальными правилами. Вместо шести замен за партию разрешено восемь. Кроме того, в каждой партии можно использовать только одного либеро. Но в другой партии этот либеро может сменить майку и спокойно подавать и атаковать.

Кроме того, в кубковом турнире, который пройдёт в феврале, будет суперрозыгрыш. Каждый главный тренер может запросить его один раз за партию. В обычной партии – до счёта 20, на тай-брейке – до 12. Если команда выигрывает суперрозыгрыш, то зарабатывает сразу два очка. Если проигрывает, то два очка получает соперник. «Это предназначено для повышения напряжённости и зрелищности. И может стратегически изменить ход матча», – считает Барболини.

Премьера LOVB состоялась 8 января в Атланте. Местная команда со счетом 1:3 уступила «Солт-Лейк-Сити» в присутствии 3239 зрителей при вместимости арены в 3500 зрителей. В Омахе LOVB проведёт матчи в арене на 4600 зрителей. Цены на билеты – от 25 до 119 долларов.

Арена команды «Суперновас» в Омахе

Между тем, в этом же городе команда из PVF установила свой очередной рекорд посещаемости, собрав 13486 болельщиков в стартовом матче сезона при стоимости билетов от 14 до 62 долларов (абонемент – от 13 до 185 долларов).

LOVB будет непросто отыграть фору в один сезон у конкурирующей лиги – клубы PVF уже успели завоевать своего зрителя.

Алмаз Хаиров