В российском спорте – тренд на централизацию.
Десять лет назад в России возродили комплекс «Готов к труду и обороне» и тогда же передали его продвижение Татарстану. И в юбилейный год Казань лишили статуса столицы ГТО: по решению министерства спорта РФ за комплекс будут отвечать уже в Москве. Это шаг вписывается в логику Михаила Дегтярёва, который объединяет различные спортивные проекты вокруг своей персоны, и весьма чувствителен для Татарстана, который неплохо справлялся со своей работой и за десять лет привлёк к ГТО 23 млн человек.
Подробнее – в материале «БИЗНЕС Online».
Кто теперь отвечает за ГТО?
С 1 января 2025 года новый оператор «ГТО» – федеральная дирекция спортмероприятий, следует из приказа министра спорта РФ. Появился документ 9 декабря и сначала ходил только по служебным каналам. Недавно приказ опубликовали на сайте ГТО. «Новое начало в спортивном движении», – гласит надпись на странице с обновленным дизайном и сообщением о смене оператора.
Федеральная дирекция базируется в Москве, у неё 61-летняя история. Организация занимается проведением мероприятий по линии минспорта – фестивалей, детских турниров, международных соревнований. 12 декабря дирекцию возглавил Юрий Ермошкин. Это давний соратник Дегтярёва. Как и министр, он родился в Самаре и там же начинал карьеру. В 2020 году чиновник последовал вслед за Дегтярёвым в Хабаровский край, став там министром культуры. А назначение в Москве он получил, когда Дегтярёв возглавил спортивное ведомство.
Как следует из нового документа, дирекции поручено определить число мероприятий на 2025 год, определить объём финансирования, скорректировать нормативную базу в связи со сменой оператора. Контроль за процессом возложен на первого заместителя министра спорта РФ Одеса Байсултанова. Ещё с тех времён, когда ведомство возглавлял Олег Матыцин, он был главным куратором ГТО в министерстве.
В силу связей Байсултанова с Чечней долгое время ходили слухи, что операторство комплексом уйдёт на Северный Кавказ. В целом же разговоры об изменениях ходили последние полгода – почти синхронно с тем, как в министерстве спорта РФ поменялась команда. В результате этого Татарстан потерял в ведомстве сразу двух своих лоббистов: Матыцина и его первого заместителя, выходца из Казани Азата Кадырова.
А как было раньше?
До сих пор за ГТО отвечала дирекция спортивных и социальных проектов (экс-дирекция Универсиады-2013). Как известно «БИЗНЕС Online», в организации уже завершили передачу дел новому оператору. Самым трудоемким был трансфер базы данных о миллионах россиян, сдавших ГТО, с их результатами, категории, принимавшим тестах судьями и т.д.
Как следует из приказа Дегтярёва, базу перенесут на новое место – цифровую платформу «Физкультура и спорт». Другими словами, если раньше база ГТО существовала сама по себе, то теперь она будет находиться в единой системе минспорта. Об этом просила Казань ещё во времена своего операторства ГТО. Та команда, которая работала над проектом, пока остаётся в штате дирекции, но исключать переезда кого-то в Москву, разумеется, нельзя.
Напомним, Казань получила ГТО в 2014 году – в тот момент, когда советский комплекс возродился с подачи Владимира Путина. Столица РТ только что с размахом провела Универсиаду-2013, хорошо зарекомендовала себя как организатор различных мероприятий, так что в Москве решили рискнуть и поручить региону проект федерального масштаба.
Что получилось у Казани, а что – нет?
В Татарстане, понимая ответственность, взялись за дело с энтузиазмом. Рустам Минниханов неоднократно сдавал нормативы ГТО и получил золотой значок. Как рассказывают, для сотрудников аппаратов раиса РТ и кабинета министров РТ регулярно проводили сдачу тестов, за процессом лично следили Асгат Сафаров и Шамиль Гафаров. Всего в республике оборудовали 55 центров тестирования и 350 мест сдачи. В базе ГТО зарегистрировался миллион татарстанцев, тесты из них прошло 642 тыс. человек, 446 тыс. из них выполнили норматив и заполучили значок.
Если же говорить о работе за пределами Татарстана, Казань за десять лет добилась следующих результатов.
◉ Практически с нуля создана система тестирования ГТО. Задача это была не из простых, всë-таки в последний раз тесты проводили в 1991 году. Норматив можно выполнить по 18-ти возрастным группам и самым разным дисциплинам, чьë число росло. В последнее время, по инициативе Татарстана, прорабатывался вариант с добавлением в управление БПЛА. Ранее речь шла о киберспорте. Цель – охватить как можно больше людей.
◉ Появилась система мотивации. Сдавший норматив сейчас получает бронзовый, серебряный или золотой значок, письмо за подписью министра спорта. Можно получить налоговый вычет до 18 тыс. рублей. Лучшие из лучших попадают на фестивали ГТО. Их проводили до четырëх раз в год.
◉ Для прозрачности обучено десятки тысяч судей, которые проходили специальные курсы для приема тестов. Без их ведома невозможно получить значок. Разумеется, это не искоренило полностью приписки, но здесь на помощь приходила электронная система. Если в Казани фиксировали подозрительные результаты (допустим, десять золотых значков в один день из одного города с одними показателями), регионального министра ждал неприятный звонок из Москвы.
◉ ГТО заступило на новые территории. 300 детей из подшефных Татарстану Лисичанска и Рубежного сдали тесты на базе «Форос» в Крыму. 182 из них смогли получить значки. Ещë 20 детей из Запорожской области сдали ГТО в режиме онлайн, с регионом подписано соглашение о сотрудничестве. 11 судей прошли обучение в Казани в Поволжском университете спорта.
◉ Наконец, за всë время в ГТО было привлечено 23 млн россиян. Такими данными поделился сам Дегтярëв в обращении на сайте комплекса.
Конечно, были и свои проблемы. Самая главная из них – продвижение: нельзя сказать, что информация про ГТО доносилась из каждого утюга, чтобы миллионы россиян шли получать значки. Однако объясняется это просто: годовой бюджет ГТО составлял 250 млн рублей, что мало в масштабах страны. Он целиком уходил на производство значков, организацию фестивалей и зарплаты сотрудникам, то есть на оперативные расходы.
Компенсировать это попытались законодательным путëм. Проведение ГТО стало обязательным для всех регионов России. Где-то к государственной задаче отнеслись внимательно: например, в Белгородской области победители фестивалей ГТО получали такие же выплаты, что олимпийские чемпионы. А где-то к тестам отнеслись как к обязаловке. Во многих регионах ожидаемо стали делать акцент на студентах и школьниках.
Зачем это Дегтярëву?
В любом случае, у Татарстана за десять лет скопился какой-никакой опыт. И если бы ГТО дали новый импульс, в Казани нашлись бы люди, кто смог бы вывести комплекс на другой уровень, сходятся во мнении наши собеседники. У новой же команды в лучшем случае уйдëт год, чтобы просто вникнуть во все нюансы. «Это слишком большой и сложный проект», – подчеркнул один из спикеров.
А для министерства спорта РФ это был бы классный кейс, что, если выражаться простым языком, не всë в нашей стране управляется из Москвы. Но, видимо, сейчас другое время, и чтобы привлечь в ГТО достойные ресурсы, ему нужно дать ему столичную прописку. Сам Дегтярëв не озвучивал свои планы ни официально, ни кулуарно.
«Посмотрите на последние действия министра», – посоветовали нашему изданию. Действительно, с момента своего назначения Дегтярëв утяжеляет свой министерский портфель. Назначение главой Олимпийского комитета России, контроль над фондом с отчислениями от букмекеров и, наконец, отправка ГТО в Москву – так в российском спорте можно отследить тренд на централизацию.
А если же говорить про отношения Дегтярëва с Казанью, одним из важнейших пунктов на спортивной карте России, тяжело не заметить охлаждение после «Игр будущего» и Игр БРИКС. Впрочем, Татарстан принял потерю и спокойно передал дела в Москву.