«Получаешь зарплату и доволен? Таких людей у меня не будет». Лемтюгов – о новом вызове в Башкортостане

Интервью с главным тренером «Тороса».

Николай Лемтюгов – известный российский нападающий, выступавший за «Ак Барс», «Авангард», «Трактор», ЦСКА и другие клубы страны. Он провёл больше 400 матчей в КХЛ, затем поиграл в Европе и завершил карьеру в статусе обладателя Кубка Англии. После окончания игровой карьеры Николай зарекомендовал себя перспективным тренером. Он помог молодёжи «Металлурга» сходу выйти на топ-уровень, потом принял «Атлант» и в первый же год самостоятельной работы пробился с подмосковным клубом в «золотой» дивизион.

Теперь специалист дебютирует в ВХЛ: он возглавил нефтекамский «Торос». В прошлом сезоне рекордсмен лиги по победным титулам, входящий в систему «Салавата Юлаева», впервые не попал в плей-офф. Как Лемтюгов это исправит? 

Об этом и шёл разговор в интервью «БИЗНЕС Online». Лемтюгов поделился мнением о новичках, объяснил, почему пока не торопится работать в клуб КХЛ и рассказал, чему научился у Зинэтулы Билялетдинова.            

Фото: hcsalavat.rumetallurg.ruak-bars.ru /  Графика: Владимир Чирков, «БИЗНЕС Online»

«Сидишь, получаешь зарплату и доволен? Таких в моей команде не будет» 

– Николай, почему вы приняли решение возглавить «Торос»? Как проходили переговоры? 

– Скорее, я сам в этом был заинтересован. Было несколько встреч с руководителями. Им понравилось то, что я предложил – моя идеология, мышление. Сошлись во мнениях. Остаётся всё это применить на деле.

– А были ли у вас еще варианты в ВХЛ? Может быть, предлагали работать ассистентом в КХЛ?

– Варианты были и в ВХЛ, и в МХЛ, но до конкретных предложений не доходило. На самом деле, я не сильно рвусь в КХЛ на этом этапе в своей жизни. Если ты помощник, то должен заходить с тем человеком, которого ты можешь поучиться, что-то подчеркнуть. И постараться, чтобы тебя не уволили через месяц, тогда вообще останешься без работы. Хочется уверенно зайти в КХЛ, проявить себя, а уже потом там закрепиться.

– Хотели бы вы в будущем работать в клубе КХЛ как главный тренер? 

– Ну, конечно, кто не хочет? Как там говорят, какой майор не хочет стать генералом? Просто всему своё время, не надо спешить. У меня есть идея, которая касается дальнейшего развития карьеры, я постепенно двигаюсь в этом направлении.

– Вы уже познакомились с командой? Общались с Виктором Козловым?

– Кого-то из хоккеистов знаю лично, потому что мы ещё по «Стальными лисами» пересекались. С остальными познакомимся чуть позже. 21 июля приеду в Уфу, там будет своего рода лагерь развития с игроками «Тороса» и «Толпара». Будем тренировать в этом лагере, встретимся с Козловым. 25 июля  перееду в Нефтекамск, где начнутся свои сборы с теми хоккеистами, которые будут отобраны. 

– Какова концепция «Тороса» на будущий сезон?

– Команда достаточно молодая. Может, даже одна из самых молодых в ВХЛ. Будем брать злостью, быстротой, бесстрашием, играть самоотверженно.

Фото: hcsalavat.ru

– На какой срок подписан ваш контракт с «Торосом?

– Мы договорились условно на год. Всё будет зависеть от моей работы и от результата, который мы с коллегами будем показывать. Здесь нет никаких ориентиров вроде два, три года или пять. Всё просто – показываешь работу, завоёвываешь уважение и потом уже будут разговоры по дальнейшему сотрудничеству.

– С вами из «Атланта» переходят тренеры Александр Черников и Никита Иончиков. Что можете рассказать о них? 

– Черников 20 лет играл на высоком уровне: в «Локомотиве», «Авангарде», «Тракторе», «Нефтехимике». А начинал он в «Ладе» при Петре Воробьёве и сейчас готов передавать свой богатый опыт.

Иончиков – мастер спорта по лыжным гонкам. Ему – 30 лет, сам по-прежнему развивается как молодой специалист. Это прогрессирующий тренер, он отвечает за ОФП, не требует от спортсменов сделать 15–20 станций, как при советской системе. Человек работает исходя из возможностей хоккеистов. Не калечит, а развивает. Его работа меня устраивает.

Также будет помощник Андрей Шефер, это тренер по защитникам. Его знаю ещё по «Северстали» со времён игровой карьеры. В прошлом году он как раз работал в Нефтекамске. Штаб подбирается неплохой, осталось только засучить рукава и работать. Много работать.

– Также из «Атланта» переходит нападающий Михаил Завижский. Он набрал 14 очков в прошлом сезоне при показателе полезности –11. Вы правда видите у него перспективу? 

– К вопросам селекции я не имею никакого отношения. Определённую работу ведёт клуб, и Михаил был подписан ещё до моего прихода. Мне звонили, спрашивали про его сильные и слабые места. Я ещё не был на тот момент тренером «Тороса». Естественно, дал положительную оценку Михаилу. Но это не значит, что он точно будет в составе. Завижский придёт и покажет свою работу, свой труд, самоотверженность. 

Если завоюет место в составе, он будет играть. Если нет – всё просто. Никто никого держать не будет и места отдавать не собирается. Здесь нет подводных камней. Михаил мне позвонил, поздравил, когда я подписал контракт, но я ему всё сказал, как есть. Выживает сильнейший и результат нужен всем. Поэтому момент про дружбу, про прежнюю работу уходит на второй план.

– «Торос» подписал третьего снайпера регулярного чемпионата ВХЛ Максима Кузнецова. Какие впечатления остались от работы с ним в «Стальных лисах»?

– Я очень хорошего мнения о Максиме. Без всякой фальши и пафоса скажу, что когда я пришёл, его в принципе не видели в команде МХЛ. Я общался с руководством, просил, чтобы его оставили и дали возможность поработать с ним. Это вопрос психологии. Надо было немного посидеть, пообщаться с хоккеистом, направить его в нужное русло. 

В последнем сезоне перед ВХЛ он побил рекорд «Стальных лис» по голам за регулярный чемпионат, забросил 37 шайб. И затем уехал в Высшую лигу, в «Южный Урал», где показывал неплохой хоккей. Буду рад, если Кузнецов окажется в первой команде, но и не меньше порадуюсь, если он будет в «Торосе». Продолжим работать. Он знает мои требования, отношение к хоккею, к быту, поэтому у него проблем не возникнет.

«Игроки из «Салавата» должны помнить, что Нефтекамск – не курорт» 

– «Торос» расстался со своими лидерами – Каменевым и лучшим бомбардиром Дубровским. Это местные воспитанники, они играли за клуб больше 15 лет. Насколько болезненным будет их уход?

– Я уверен, что на их место придут игроки, которые сидели за их спинами. Мы этого будем добиваться, чтобы никто не отсиживался, чтобы постоянно была живая, здоровая конкуренция. Все игроки должны расти, развиваться, выходить с желанием на каждую игру. Ты сидишь на трибуне, получаешь зарплату, премию и доволен? Таких людей в моей команде точно не будет. Если игрок конкурентоспособен, показывает это каждый день, проявляет себя в тренировочном процессе и ведёт правильный образ жизни в быту, то пожалуйста: заходи, бери любое место – большинство, меньшинство и делай результат. От этого выигрывать будут все.

Егор Дубровский / фото: hcsalavat.ru

– В прошлом сезоне «Торос» впервые в ВХЛ не попал в плей-офф.  Исторически нефтекамцы очень сильны, трижды они были победителями. Чувствуется ли дополнительное давление из-за того, что необходимо показывать результат, очищать репутацию клуба? 

– «Торос» действительно вписан золотыми буквами в историю лиги. И мне не надо становиться своим в клубе, в городе. Я им никогда не стану. Но достичь уважения за счёт работы, результата можно. Если будет правильная работа, соответственно, будет и результат. Важно правильное отношение к команде, тренерскому штабу, процессу. Тогда результат никуда не денется. Будем исходить из принципа «Только честный труд». Начиная от тренерского штаба, заканчивая администраторами и начальниками команды. 

Никто не останется в стороне. От всех будет требоваться максимальная самоотдача, чтобы улучшить результаты и постараться приблизиться к тому, что было раньше. Понятно, что с первого года залететь куда-то далеко может и не удастся из-за молодости состава. Если что-то не будет получаться, значит, это увидят и болельщики, и руководство. Я не собираюсь отсиживаться за спинами, кого-то корить. Вся ответственность полностью лежит на мне. Настраиваюсь очень позитивно и надеюсь, что уважения болельщиков и руководства достигну благодаря игре команды. 

– Какие задачи стоят перед «Торосом»? Попадание в плей-офф или проход первого раунда?

– Задачу по попаданию в плей-офф никто не отменял. Но давайте действовать поэтапно. Не надо бежать вперёди паровоза. Первый этап – это правильная и усердная предсезонка. У нас будет много игр в августе и тренировочный процесс ожидается насыщенный.

Второе и самое главное – подойти к сезону без травм. В командном чате я написал парням, что времени мало. Они уже в июле должны уделить внимание тренировкам.

Задача по сезону – выход в плей-офф. А дальше, если мы выйдем, будем постепенно ставить задачи и плясать от текущих событий. Надо ставить себе микроцели, которые необходимо достигать ежедневно. От игры к игре.

– Как совместить продуктивную работу в системе «Салавата Юлаева» и борьбу за высокие места в ВХЛ?

– Вся работа будет проходить сообща с главным тренером «Салавата», в постоянном диалоге с руководством. Башкортостан – спортивная республика. И здесь не надо кривить душой, основной клуб республики – это «Салават Юлаев». Но и на «Торосе» не надо ставить крест. Важно выполнить те задачи, которые будут поставлены. У них свои задачи, у нас свои, но при возможности, если из «Тороса» будут уезжать хоккеисты в «Салават», они должны не сидеть на лавке, а показывать зрелищную игру, давать результат. Это тоже будет плюсом для развития.

Люди увидят, что Уфа обращает внимание на хоккеистов из Нефтекамска, значит, туда можно ехать, развиваться, есть сильная школа. Если нужны будут мои советы по развитию школы, будем общаться. Но всё постепенно. Пока приедем, познакомимся. Я человек открытый, готов к любым диалогам и к любому развитию событий.

– Главным талантом в системе клуба считается Александр Жаровский. На драфте НХЛ он был выбран «Монреалем» под высоким 34-м номером. Он может вырасти в большого мастера? 

– У Жаровского стремительно и правильно развивается карьера. Главное – не терять времени и двигаться вперед. Я думаю, что его ждёт хорошее будущее. Но все игроки, которые приезжают из «Салавата», должны помнить, что «Торос» – это не какой-то курорт, отбывать номер нельзя. Это такая же работа, здесь надо максимально приносить пользу. Их задача – помогать «Торосу», показать себя и вернуться в «Салават».

«Нравилась работа Билялетдинова, не осознал это из-за молодости» 

– Какой хоккей вам больше по душе – атакующий или оборонительный? 

– Когда в обороне участвуют все пять хоккеистов. Всё чётко, всё по позициям. Нравится, когда бесстрашно ловят шайбы на себя, когда защитники грамотно играют в атаке, подключаются к ней.  Не стоят на синей линии, не сторожат, а много катаются. В плане атаки я ни нападающих, ни защитников, кроме каких-то золотых правил, не ограничиваю. Насколько вам хватает фантазии, пожалуйста, творите, но в определённых зонах, где меньше всего рисков для обрезов, ошибок, которые принесут негативный результат для команды.

– А кого можно назвать вашим ориентиром в тренерской профессии?

– У меня нет определённого ориентира. Мне нравилась работа Билялетдинова, но я не до конца осознал это из-за своей молодости. Также нравится подход Белоусова, Быкова. У меня портрет, сложенный из коллег, но я ещё сильно ниже их уровня. Пытаюсь эти стандарты соблюдать, вести хоккеистов с умом и в то же время иметь авторитет.

Зинэтула Билялетдинов / фото: ak-bars.ru

– Вы – не сторонник «баллонов», считаетесь тренером с современным подходом. В чём это выражается? 

– Я всегда пытаюсь вести честный диалог с хоккеистами. Мне хочется находить всегда такой путь, когда ты живёшь вместе с командой, проходишь эти периоды. Это помогает понимать игроков, когда дать выходной, когда, наоборот, где-то нагрузить. Порой можно посмеяться, повеселиться на тренировке, а иногда стоит требовать максимальную концентрацию перед важными играми.

Забраться на волну всегда легко. А вот удержаться на ней – это уже мастерство и, чуйка, чувство команды. На притирку обычно уходит время, потребуется примерно два месяца, чтобы найти чувство такта с командой и двигаться в одном направлении.

– Можно ли сказать, что сейчас молодёжь ответственнее подходит к тренировкам, восстановлению, питанию?

– Есть ребята, которые уже профессионалы. Мне надо было сначала уехать в Америку, чтобы понять, что я неправильно двигаюсь. Когда приехал в США, мы занимались, и я увидел все свои проблемы, в чём они заключались. И уже вернувшись в Россию поменял свою подготовку и отношение к хоккею. Всякие игроки есть, но большинство более ответственно относится к своей подготовке и предсезонке. Когда они приходят на сборы, то видно сразу, что они готовились не теряли время.

– Когда вы работали в системе «Металлурга», там уже были Юров, Гребёнкин, Набоков и другие молодые таланты. Было понимание, что они так быстро станут именно звёздами на уровне КХЛ и принесут команде Кубок?

– Я всегда говорил парням что, жизнь такая штука, которая меняется очень серьёзно и быстро. И ты даже не заметишь этого. Когда уже пошли разговоры, что Разин будет в команде, я парням все ключевые моменты рассказал. Как себя вести, как в команду будете заходить. Они не верили, что так быстро и сразу призовут. Кто-то был к этому готов, как Гребёнкин, Канцеров, а кто-то немножечко не поверил и и при вызове сразу же где-то оступился, неправильно себя повёл. Но это чисто из-за молодости. Я к этому готовил игроков – не упустите этот шанс, потому что иногда шанса можно ждать очень долго. 

– В первый же сезон самостоятельной работы вы вышли с «Атлантом» в «Золотой» дивизион. Как вам это удалось?

– Это как раз пример профессионального подхода молодых игроков. Была хорошая команда, мы очень быстро нашли общий язык, связались одной целью. Добились вначале минимальных задач, пробились в плей-ин, обыграли «Красную Армию», 

– Из-за чего случился провал во втором сезоне, когда на предварительной стадии вы уступили тому же сопернику с общим счётом 2:12 в двух матчах?

– Нет, я не скажу, что это провал. Мы вышли в плей-ин, но если бы мы и столкнулись с «Красной Армией», и я работал с той же командой, которая была раньше, матчи были бы интереснее. Провал был бы, если бы мы заняли девятое место, никуда бы не попали. Мы выиграли первую игру, но дальше уже получился какой-то сбой. Я знаю, с чем он связан – с отсутствием опыта, нехваткой игры на высоком уровне. 

Мы бы и в «Золотом» дивизионе нормально поработали и пошумели. Но 17 человек после первого сезона ушло. И надо было искать где-то новых игроков. Не всегда это игроки хорошего качества, а у некоторых вообще был первый сезон в МХЛ. Так получилось, что тот состав соперника, который мы выбили за год до этого, на 80–90 процентов сохранился. Потому они и добились положительного результата, это закономерно было. 

– При вас убедительно прогрессировал Максим Филимонов. Этот игрок стал третьим снайпером в МХЛ, ушёл на повышение в «Спартак». За счёт чего он добился такого прогресса?

– Макс очень работоспособный, он фанатик хоккея, за всё переживает. Как и его тёзку Максима Кузнецова, я направил Филимонова в нужное русло, объяснил ему какие-то мелочи, чего не стоит совершать. Приятно, что такой результат получился. Но всё равно были провалы и моменты, где он немножко заигрывался. В общем и целом, у него отличный сезон. Я однозначно поставлю пятёрку по пятибалльной шкале.

«В том «Ак Барсе» не было никаких конфликтов и группировок»  

– Вы сейчас работаете в системе «Салавата Юлаева», но на пике интереса к «зелёному дерби» выступали за «Ак Барс». Помните эти матчи и их накал?

– Помню и матчи, и хоккеистов. Всегда к этому относились серьёзно. Тогда еще такого названия не придумали, но интерес к этим играм всегда был достойный. И руководство поджигало тему соперничества Башкортостана и Татарстана. Противоборство ощущалось, но хорошие игры всегда были. И хоккеисты выступали и за ту, и за другую команду. Прошкин, Зиновьев, Терещенко… У них была двойная борьба всегда.

Лемтюгов в составе «Ак Барса» / фото: ak-bars.ru

– В 2010 году вы не смогли стать игроком основы «Ак Барса» во время плей-офф. Как считаете, при иных обстоятельствах могли бы внести больший вклад в чемпионство?

– Победа есть победа, здесь на усмотрение тренера. Зинэтула Хайдярович видел всё по-другому. Результат достигнут, значит, всё сделано правильно. Как личности, как боевой единице мне какие-то моменты не нравились, но это не так важно для команды. Спустя годы проанализировал всё, понимаю, что были сильнее хоккеисты, а я делал что-то неправильно. Все свои ошибки я знаю, стараюсь сделать так, чтобы мои нынешние подопечные их не совершали.

– Какие черты в подходе Билялетдинова вам нравятся? 

– Билялетдинов – это всегда  дисциплина, у нас всё чётко было. Каждый должен был абсолютно точно знать, что он делает в любой ситуации. И самое главное, что в обороне работают пять человек. Не два, не три. При правильной игре в обороне ты проводишь меньше времени в своей зоне и чаще уходишь в атаку. Появляется больше возможностей для игры с шайбой. Отработал чётко в обороне, забрал шайбу и твори. Делай то, что ты умеешь.

– Что больше всего запомнилось вам за время игры в «Ак Барсе»?

– Максимально дружная команда. Никаких конфликтов, всё четко было. Классный город, шикарные условия для развития. Многие хоккеисты, в том числе и я, этого не ценили. Главное, что был очень классный коллектив, дружный, все общались друг с другом, никогда не было каких-то группировок, даже иностранцы всегда были в одной компании с нами. То единство хорошо запомнилось. Так что эти титулы: два Кубка Гагарина и Суперлига – не просто так это всё.

– Вы закончили карьеру в Великобритании. Тогда сезон отменили из-за ковида. Из-за этого получилось немного скомканное завершение. Нет ощущения, что могли бы играть ещё пару сезонов?

– Были такие идеи, но я в Англию уехал только из-за детей. Чтобы они прожили в стране, учили язык. Здесь не было какой-то моей страсти к игре. Многие не могут закончить с хоккеем, всё играют и играют. Я понимал, что нужно вовремя останавливаться, чтобы травм не было и проблем в жизни. Хороший сезон был, мы даже выиграли Кубок Англии. Но мне было важно вовремя переключить этот тумблер, чтобы он не вредил никому: ни семье, ни здоровью, ни детям.

– Вы играете сейчас в хоккей на любительском уровне? 

– Нет. Если зовёт кто-то, кому нельзя отказать, то могу выйти, поиграть. Если друзья просят по любителям покататься, то не сильно горю желанием сейчас.

ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Николай ЛЕМТЮГОВ
Амплуа: форвард
Дата рождения: 15 января 1986 года
Место рождения: Миасс
Карьера: ЦСКА – 2001–2006, «Северсталь» – 2006–2007, 2009–2010, «Пеория» (АХЛ) – 2007–2009, «Ак Барс» – 2010–2011, «Нефтяник» – 2011, «Металлург» (Магнитогорск) – 2011, «Нефтехимик» – 2011–12, «Атлант» – 2012–2013, «Трактор» – 2013, «Сибирь» – 2013, «Спартак» – 2013–2014, «Авангард» – 2014, 2015–2018, «Сокол» – 2014, «Югра» – 2014–2015, «Медвешчак» (Хорватия) – 2018, «Анян Халла» (Южная Корея) – 2018–2019, «Шеффилд» (Великобритания) – 2019–2020.

Альберт Гильфанов