Только пять иностранцев на поле.
В следующем сезоне чемпионата России 2026/27 изменится лимит на легионеров. Об это сказал министр спорта Михаил Дегтярёв, отметив, что такое решение положительно повлияет на воспитание российских футболистов. Подобное изменение не первое в истории РПЛ и к лимиту всегда неоднозначное мнение.
В материале «БИЗНЕС Online» собрали мнения экспертов, разобрали кто из топ-клубов выходит за рамки и почему к изменениям пришли только сегодня.

«Приказ подпишем в этом году»
Со следующего сезона 2026/27 в российском футбол произойдет важное изменение – будет изменен лимит на легионеров. Сегодня формат лимита установлен в рамках 13 легионеров в заявке. Из них 8 одновременно может находиться на поле. В новом формате количество иностранцев сократится до 10 игроков в заявке и лишь 5 на поле.
Инициатор изменений – министерство спорта. Глава Михаил Дегтярёв дал большое интервью «Коммерсанту», где рассказал об ужесточении лимита как о свершившемся факте. «Оптимальным видим таргет «пять на поле, десять в заявке». Обсудим [с РФС и РПЛ] только горизонт и плавность введения. У клубов есть игроки на многолетних контрактах, это учтём. Но приказ подпишем в этом году, чтобы облегчить клубам планирование. Этот сезон не тронем. Со следующего снижение начнём – плавно», – сказал Дегтярёв.
Об изменениях в лимите Дегтярёв впервые рассказал ещё в начале лета. Президент РФС Александр Дюков тоже говорил, что обсуждал с клубами РПЛ вероятное изменение лимита. Правда, из его слов было понятно, что ужесточать ограничения ему не хотелось бы. «Если посмотреть на статистику, в нашем профессиональном футболе 3% легионеров. Все остальные – российские футболисты», – выразил своё мнение Дюков. Последнее заявление Дегтярёва президент РФС пока не комментировал.
Последний раз лимит корректировали в 2022 году, ещё до начала СВО. Тогда правила смягчили: ранее стояли ограничения в виде 8 иностранцев на поле 17 в заявке, с 22-го – 8 в поле, 13 в заявке.

Зачем снова менять лимит?
Почему о лимите озаботились прямо сейчас? Как можно понять из слов самого Дегтярёва, министерству просто захотелось напомнить футбольным миру, кто здесь хозяин, кто устанавливает правила и представляет государство.
«Как с кем из футбола ни поговоришь – все со всеми за рубежом в контакте, богатое прошлое, великое будущее. Только общение нужно подчинить государственным интересам, – сказал он в интервью «Коммерсанту». – Можем помочь собрать великий обоз или великое футбольное посольство – и вперёд. В штабы международных федераций. А пока надо давать практику молодым российским игрокам. Тут полезно пересмотреть советский фильм «Гараж». Лучше на экране, чем в жизни. Хорошо, что клубы вспомнили наконец о существовании государственного регулятора. Мы работаем в интересах российского спорта и миллионов поклонников спорта».

И, похоже, на Дегтярёва повлияли слова губернатора Самарской области Вячеслава Федорищева (а также председателя комиссии по спорту Госсовета), который не раз критично высказывался об агентах и других теневых влиятельных людей российского футбола. Прислушиваться к их мнению Дегтярёв не собирается. «Наша медиакоманда ведет мониторинг этой темы. Там расклад – 90:10. Ужесточение лимита затронет немногих, но влиятельных – агентов, некоторых функционеров, лжеинвесторов. Это не те люди, на чье мнение мы должны ориентироваться», – уверен Дегтярёв.
И надо признать, что происходящее в российском футболе располагает к тому, что поддержать позицию министра. Тот, кто ждал, что после изоляции наши клубы перестанут тратиться на легионеров, сделают разворот к российским игрокам, задумаются о своих академиях, будет очень разочарован. В прошлом сезоне «Краснодар», чья академия считается лучшей в России, стал чемпионом с 3-4 воспитанниками. «Зенит» заваливает деньгами бразильские клубы, покупая Жерсона и Луиса Энрике по 30 млн за каждого, а Сергей Семак на пресс-конференциях отвечая на вопрос о своих воспитанниках ехидно отвечает, что они играют в «Зените-2».
Как отразится новый лимит на клубах?
Давайте посмотрим, вписывается ли кто-то из клубов РПЛ в новый лимит с 10 иностранцами в заявке.
«Зенит» – 14 легионеров
«Зенит» даже не укладывается в нынешний лимит на 13 легионеров. Вероятнее всего, клуб этим летом расстанется с Роберто Ренаном. Всего же шесть бразильцев – Нино, Густаво Мантуан, Вендел, Луис Энрике, Педро, Жерсон, два колумбийца – Вильмар Барриос и Матео Кассьерра, два серба – Страхиня Эракович и Саша Зделар, и два аргентинца Лусиано Гонду и Роман Вега, а также словенец Ванья Дркушич. К легионерам не относится бразилец Дуглас Сантос – он получил российского гражданство. Не легионер и казахстанец Нуралы Алип (футболисты из стран ЕАЭС не считаются легионерами). На фоне изменения лимита появились новости и о смене гражданства Вендела. Он в России пять лет и может получить российский паспорт.

«Краснодар» – 13
У клуба с лучшей академий в стране «Краснодара» полная заявка – 13 иностранцев. Шесть бразильцев – Аугусто, новички Жубал и Густаво Сантос, а также Витор Тормена, Диего Коста и Виктор Са. Нигериец Мозес Кобнан, два уругвайца – Лукас Оласа и Джованни Гонсалес, а ещё Кевин Ленини из Кабо-Верде, анголец Жоау Батчи и колумбиец Джон Кордоба.
«Динамо» и «Спартак» – по 12
У «Динамо» и «Спартака» – по 12 легионеров в заявке. За бело-голубых выступают бразильцы Бителло, Артур Гомес и Рубенс, парагвайцы Хосе Касерес и Роберто Фернандес, уругвайцы Николас Маричаль и Диего Лаксальт, а также серб Милан Майсторович, мексиканец Луис Чавес, камерунец Муми Нгамалё, марокканец Эль-Мехди Маухуб, грузин Лука Гагнидзе. Но нет в заявке команды Валерия Карпина Чавеса, у который пропустит сезон из-за травмы.

У «Спартака» есть два аргентинца – Эсекьель Барко с Пабло Солари, два парагвайца – Алексис Дуарте и Хесус Медина, а также серб Срджан Бабич, молдаванин Олег Рябчук, португалец Жедсон Фернандеш, люксембуржец Кристофер Мартинс, бразилец Маркиньос, конголезец Тео Бонгонда, костариканец Манфред Угальде и тринидадец Ливай Гарсия. А ещё тренер иностранец Деян Станкович, но он вне лимита.
ЦСКА – 9
Армейцы уже работают над сокращением количества иностранцев. Ушёл бразилец Келлвен, а в Турцию уехал Аббос Файзуллаев. В заявке остаются аргентинецы Лионель Верде и Родриго Вильягра и бразилец Матеус Алвес, бразильцы Мойзес и Алеррандро, серб Милан Гаич. Вот-вот покинет клуб бразилец Виллиан Роша, на чемоданах малиец Секу Койта, а ещё клуб ищет вариант для Адольфо Гаича.
«Локомотив» – 4
Для железнодорожников любой лимит – не проблема. В их составе всего 4 иностранца и все на позиции защитников: француз Жерзино Ньямси, мексиканец Сесар Монтес и бразилец Лукас Фассон. Совсем недавно кулб объявил о переходе Кристиана Рамиреса, изевтсного по выступлениям за «Краснодар»
«Рубин» – 9
«Рубин» в нынешнем составе укладывается в новый лимит. В заявке три серба – Никола Чумич, Урош Дрезгич, Богдан Йочич, два австрийца – Дардан Шабанхаджай и Александар Юкич, албанец Мирлинд Даку, черногорец Игор Вуячич, хорват Велдин Ходжа и защитник из Гондураса Дениль Мальдонадо. А армянский полузащитник из Нигерии Угочукву Иву не считается легионером.
Стоит учесть, что на правах аренды в других клубах выступают ещё Марвин Чуни, Касра Тахери и Умарали Рахмоналиев.

Что думают эксперты?
По теме изменения лимита успели высказаться многие руководители. Как ни странно, мало кто поддержал министра спорта.
Борис Ротенберг – президент «Сочи»
«Отношусь к этому очень положительно. Нужно развивать наших российских футболистов, всегда был за это. Изменение лимита повлияет на это. В наш чемпионат нужно приводить легионеров только высокого качества, а не развивать иностранцев – чтобы агенты потом перепродавали их в другие страны. Полностью согласен с решением министра, это очень правильно», – считает Ротенберг.
Александр Медведев – председатель правления «Зенита»
«Надеюсь, что будет проведен серьезный анализ возможных спортивных и зрелищных последствий, а также влияния на посещаемость и интерес болельщиков, спонсоров и рекламодателей, и, как следствие, на коммерческие доходы клубов и финансовые вложения в российский футбол. Именно благодаря внутриклубной и межклубной конкуренции в играх и на тренировках появились такие таланты, как Батраков, Кисляк, Пиняев, Раков, Дивеев, Круговой, Воробьев – можно не на одну команду набрать», – сказал Медведев.

Гаджи Гаджиев – президент «Динамо» Махачкала
«Во время изоляции российского футбола вводить ограничения нецелесообразно. Мера хорошая, но это надо принимать после завершения СВО, после того, как мы вернёмся на международную спортивную арену. После ужесточения лимита на легионеров цены на российских футболистов вырастут, а зарплаты не будут соответствовать уровню игры. Преимущество будут иметь богатые клубы», – считает Гаджиев.
Алексей Попов – экс-игрок «Рубина» и «Амкара»
«Введение лимита на легионеров – чистой воды хайп и создание образа «Мы работаем на благо футбола и не зря получаем деньги». Говорю про РФС, министерство спорта. Это ничего не даст. Нужно деньги вкладывать в детских тренеров и инфраструктуру. Развивать «интеллект» руководителей российских футбольных школ . Никто не пострадает. Уровень футбола чуть ниже станет. И все. Плюс, возможно, денег больше россияне получать будут», – сказал Алексей нашему изданию.
Владимир Быстров – экс-игрок «Спартака» и «Зенита»
«Формат 5+10 вообще отличный. Я за лимит. В чем минусы? У нас лучше будут относиться к школам, будут вкладывать туда деньги и развивать детско-юношеский футбол. По крайней мере, должны так делать. Нужно не друг у друга воровать игроков, а своих растить, а потом внедрять в состав. Поэтому я за такой лимит», – передаёт слова Быстрова Sport24

Андрей Червиченко – экс-владелец «Спартака»
«Ужесточение лимита – это абсолютно правильное, логичное, государственное решение. Оно будет полезно для нашего футбола, особенно для наших молодых ребят, которые не будут покидать Россию, а останутся работать здесь. Я вообще никаких минусов не вижу в этом решении, – сказал Червиченко.
А как вы относитесь к лимиту на легионеров?