Волейболистка «Динамо-Ак Барса» осуществила мечту.
Летом состав «Динамо-Ак Барса» пополнила Елизавета Карполь. Одна из лучших блокирующих России усилила и без того крепкую центральную линию команды, в которой есть Ирина Королёва, Екатерина Енина и Таисия Коновалова. Новичок уже помог Казани выиграть один трофей – в конце сентября динамовки завоевали Кубок Победы, а Карполь в финале с «Ленинградкой» набрала 18 очков, сделав в том числе восемь блоков.
В интервью «БО Спорт» Елизавета рассказала о причине ухода из «Уралочки», работе с легендарным Николаем Карполем, деталях игры на блоке, а также назвала лучших центров мира.

«Мне всегда очень везло с тренерами»
– Елизавета, у вас получился хороший старт карьеры в Казани: буквально несколько матчей и сразу первый трофей – Кубок Победы. Насколько он ценен для вас? Некоторые считают этот турнир лишь подготовительным к чемпионату.
– Лично для меня это ценный трофей, потому что он стал первым в моей карьере на клубном уровне. До этого у меня были лишь победы с молодёжной сборной России и «серебро» чемпионата России с «Уралочкой». Я вообще не разделяю матчи на важные и не очень. Хочется в каждом показывать свой максимум и побеждать.
– Что стало ключом к победе над «Ленинградкой» в финале?
– Наша сплоченность в трудные моменты. Мы поддерживали друг друга, старались играть с азартом и эмоциями.
– Полуфинал с «Динамо» вы начали в старте, а в финале сначала остались в запасе. Кому-то выходить на замену бывает гораздо сложнее.
– Мне тоже немножечко тяжеловато входить, но надо быть готовой в любой момент выйти и помочь. В квадрате надо двигаться, чтобы не «застолбиться». Вообще, в Казани серьёзная конкуренция среди центров – мне это нравится, я считаю, что это плюс.
– В 2017 году в интервью вы сказали, что мечтаете поиграть в Турции и Италии, но сначала попасть в топовую российскую команду. Пока всё идёт по плану.
– Получается, да. Могу сказать, что мне на протяжении всей карьеры очень везло с тренерами. По молодёжи я работала со Светланой Михайловной Сафроновой, потом попала в «Заречье» к Вадиму Анатольевичу Панкову, дальше была «Уралочка» – Николай Васильевич Карполь и Михаил Васильевич Карполь. Теперь Зоран Терзич. Самые лучшие тренеры, каждый из которых помог мне стать лучше. Желание поиграть в топовых европейских чемпионатов остаётся, но сейчас все мои мысли о «Динамо-Ак Барсе» – нужно хорошо проявить себя в Казани.

– Почему решили покинуть «Уралочку»?
– Я отыграла там пять лет – это большой срок. Мне просто захотелось идти дальше, получить новый опыт и профессионально расти в другом коллективе. Когда мне сказали, что есть предложение из Казани, я долго не раздумывала. Это команда, которая всегда борется за первые места. И выступление за неё действительно было моей мечтой.
– «Уралочка» – команда, в которой первые темпы всегда играли особую роль. Вы с Елизаветой Фитисовой в прошлом году стали лучшими бомбардирами команды. Вы готовы к тому, что в Казани у вас будет меньший объём атак и, возможно, роль второго плана?
– Я к этому морально готовилась, конечно. Но когда у нас были первые игровые тренировки, я получала по 23–24 передачи. Это очень много. Для меня это было приятным удивлением. Надеюсь, что «Динамо-Ак Барс» будет играть первым темпом больше, чем в прошлом сезоне. А если нет, то надо помогать команде другими элементами – подачей, блоком, защитой.
– Вы относитесь к игрокам, которых надо подгонять в работе или у вас высокая самодисциплина?
– Мне кажется я сама по себе азартна на тренировках, в игре. Не думаю, что Терзичу нужно будет меня подгонять. У меня настрой всё впитывать, чтобы после работы с ним стать ещё лучше. Нужно на каждой тренировке выкладываться на сто процентов. Первые впечатления от работы с Терзичем хорошие – всё классно.
«Карполь не такой тиран, каким его представляют»
– Вам было страшно перед первой встречей с Николаем Карполем?
– Страшно не было. Скорее, было очень интересно поработать с такой легендой – узнать каково это. Понятно, что у всех людей разное восприятие, но по мне Карполь совершенно не такой тиран, каким его иногда представляют. У него есть и кнут, и пряник. Если ты нормально не понимаешь, раз за разом допускаешь одни и те же ошибки, то он может быть требовательным и громким. При этом ни разу не было такого, чтобы он переходил на личности и оскорбления. Для меня он великий тренер и учитель.

– Иногда кажется, что девушки с мягким характером запросто могли бы расплакаться во время тайм-аутов Карполя...
– В спорте с мягким характером вообще будет тяжело. При этом я вне площадки могу быть мягким и даже ранимым человеком. Но для спорта меня жёстко закалили. У меня в семье отец, мама, тётя – все тренеры. Я с детства привыкла к высоким требованиям и, возможно, поэтому спокойно к этому отношусь. При этом уже после игры или тренировки бывают переживания – что не так, почему мне так сказали?
– Вы ведь из Тюмени – у сибирских людей обычно крепкий характер.
– Николай Васильевич, кстати, с вами поспорит. Он считает, что Тюмень – это Урал. Но в целом география наверняка влияет на характер. Если сравнивать моих подруг из Сибири и с Урала с теми, кто из Москвы, то характеры очень разные.
– Курьёзные моменты в работе с Карполем были?
– Был неловкий момент. Я только пришла из «Заречья». Николай Васильевич что-то объяснял команде и задал общий вопрос. Я пошутила в ответ. Он на меня посмотрел с таким удивлением, отвернулся и дальше продолжил говорить. По его взгляду я поняла, что что-то натворила. Потом девочки ко мне подошли: «Когда тренер говорит, лучше молчать». Сейчас меня иногда спрашивают: «Ты чего такая серьёзная на площадке?». Наверное, потому что в «Уралочке» это стало привычкой – ты там такой солдатик.
– Какое влияние на вас оказали Карполь и в целом «Уралочка»?
– Очень большое. Меня научили играть быстрее, научили нести как большую нагрузку, так и большую ответственность. Вы уже отмечали, что у первых темпов в «Уралочке» особая роль. И многие сильно прогрессируют, уходят в топ-клубы, попадают в сборную России. Например, Ирина Королёва, Екатерина Енина, Екатерина Евдокимова.
– Какое самое суровое наказание было от Николая Васильевича?
– Мог серьёзно отчитать, конечно: как ты могла так ошибиться, что такое, почему не в том темпе выходишь? Но наказаний не было. Вот у Михаила Васильевича помню были кувырки.

– В прошлом году вы вышли замуж за главного тренера «Уралочки-НТМК» Михаила Карполя. Тяжело было работать в одной команде?
– Мне не нравилось получать больше всех люлей! (Смеётся) Были моменты, когда не выдерживала: «Вот я скидку не подстраховала. Почему мне выговариваешь, а с другими – молчишь?!» Иногда ты понимаешь, что права, но тренер есть тренер – с ним спорить нельзя. Но это конечно лишь моменты – в целом спокойно работали.
– Как прошла ваша свадьба?
– Мы пригласили только родных и самых близких людей. К Михаилу из Хорватии приехали друзья, а я пригласила своих лучших подруг. Из мира волейбола это Ольга Ефимова, Мария Воробьёва и Олеся Иванова.
– Ваши с Михаилом отношения активно обсуждались в комментариях. Как часто их читаете?
– Делаю это очень дозированно. Есть много прекрасных болельщиков – они поддерживают в разных ситуациях, искренне переживают за тебя и команду. Но при этом есть и ставочники, которые пишут гадости и выливают на тебя всю злость после своих неудач. Какая бы броня у тебя не была, иногда её могут пробить. Поэтому увлекаться чтением комментариев спортсменам точно не стоит.
– В Кубке Победы вы играли под фамилией Карполь, а в стартовом матче чемпионата с «Протоном» – под фамилией Котова. С чем это связано?
– Мы с администратором клуба друг друга не поняли – только поэтому на Кубок Победы мне сделали форму с фамилией Карполь. Мы с мужем долго это обсуждали и договорились, что ближайший сезон я буду играть под девичьей фамилией, которой дорожу. Всё-таки я 19 лет играю в волейбол как Котова, все меня знают под этой фамилией. Хотелось бы сыграть под ней и за Казань.
– Фамилия Карполь наверняка добавляет дополнительной ответственности?
– Нет, к этому я спокойно отношусь. Понятно, что фамилия в волейболе действительно легендарная, и она у меня в паспорте. Но никаких скрытых подтекстов здесь нет – просто хочу один сезон за «Динамо-Ак Барс» отыграть как Котова. Тем более в каждой команде меня зовут Кот, Лиза Кот.

«Всех детей сначала надо отдавать в гимнастику»
– В детстве вы занимались аэробикой, плаванием, баскетболом и дзюдо. Волейбол был уже более осознанным выбором?
– Мне кажется, только в 16–18 лет ты можешь делать по-настоящему осознанный выбор, там уже появляется голова на плечах. До этого всё-таки родители больше решают, а ребёнок может только говорить «нравится – не нравится».
Аэробикой – гимнастикой под ритмичную музыку – я занималась с шести до девяти лет. Из-за того, что я была слишком высокой, мне не нашли партнёра. Можно было выступать и соло, но в процессе тренировок я иногда обижалась на свою тётю и тренера в одном лице – бывало, что плакала. Всё это было напряженно, поэтому меня отдали в другой вид спорта. Кстати, в волейболе мне поначалу не очень понравилось, но тренер меня удержала.
В целом аэробика мне очень помогла в плане пластичности. Вообще считаю, что всех детей сначала обязательно надо отдавать в гимнастику. Она очень помогает в плане физического развития. У меня, кстати, сестра Евгения Чаюн – чемпионка мира и Европы по спортивной аэробике. У них с мужем сейчас свой зал в Тюмени – занимаются и с детьми, и со взрослыми. Рекомендую.
– Екатерина Гамова в этом году дала интервью, в котором рассказывала о насилии в детском спорте? Вы с ним сталкивались?
– Нет, меня точно не били. Мой тренер Наталья Владимировна Молоткина не была жёсткой. Когда я уже стала взрослой, она призналась, что однажды чуть-чуть ударила меня по губам и до сих пор об этом жалеет. Я этого не помню. Но если бы мне сказали что-то грубое или бесконечно цыкали на каждое замечание, я бы, наверное, также сделала. В целом у меня прекрасные воспоминания о моём первом тренере, она привила мне любовь к волейболу.
– Что бы посоветовали более молодой версии себя?
– Есть моменты, в которых я бы сейчас повела себя более разумно – без излишней вспыльчивости, эмоционирования. В юности ты очень чувствительна, многое воспринимаешь в штыки. С возрастном приходит опыт и такие же ситуации ты переживаешь спокойнее.
– Вы – чемпионка Европы в возрастных категориях U18 и U19, вице-чемпионка мира U20…
– Ох, как быстро летит время. Когда мне было 15 лет, Светлана Сафронова взяла меня в «Луч» и в молодёжную сборную России. Мы очень много путешествовали – Мексика, Болгария, Венгрия, Словакия и ещё куча европейских стран. Но тогда я это не особо ценила, не интересовалась географией и другими культурами. Когда ты молодой, ты немножко Шалтай-Болтай. Сейчас обожаю путешествовать. Хочется посмотреть мир – я бы с удовольствием побывала в Америке, в Греции, в Таиланде. А в России среди целей – Алтай и Дагестан. Самое сложное – уговорить мужа. Для него Хорватия – второй дом, поэтому ему там комфортно. Эту страну мы, наверное, всю объездили, там есть сказочно красивые места.

– В 2021 году вы успели дебютировать в национальной сборной России на чемпионате Европы в Сербии.
– Да, в сезоне 2020/21 я выстрелила в «Уралочке», поэтому получила приглашение в сборную. Но уже после Олимпиады. На Евро мы выглядели неплохо, но в четвертьфинале проиграли Италии. Больше Россия нигде не играла. Конечно, обидно. Но что поделаешь – жизнь такая. Многие пострадали, в том числе спортсмены.
«Гюнеш, Эрдем и Данези – самые крутые в мире»
– В прошлом сезоне вы вошли в тройку лучших блокирующих регулярного чемпионата России – 107 очков в 102 партиях. Следили за этой гонкой?
– В прошлом сезоне – да. До этого особо не отслеживала – не знаю, плохо это или нет.
– Помните свой личный рекорд по блокам за один матч?
– В матче с краснодарским «Динамо» у меня было 11–12 блоков, но в статистике оказалось только восемь. Я потом Даше Рысевой написала: «Рыс, разберись с вашим статистиком, почему он меня обделил?».
– Кто сейчас в вашем топе лучших центральных мирового волейбола?
– Однозначно две турчанки – Зехра Гюнеш и Эда Эрдем. Они очень крутые. Эрдем в 38 лет держит высочайший уровень. Также итальянка Анна Данези из сборной Италии топовая. У нас в России тоже много замечательных первых темпов.
– Что самое главное при игре на блоке?
– Очень многое зависит от выбора места крайним игроком. В этом плане большая молодец Брайелин Мартинес. Она правильно выбирает место и забирает все блоки. Понятно, что важны скорость перемещения и чтение связующего. Я всегда внимательно смотрю на нападающего, на его разбег и разворот. При этом меня часто ругают за то, что у меня ловящий блок.

– Блок – это заслуга блокирующего или ошибка нападающего?
– Здесь 50 на 50, наверное. Если уж удар совсем откровенно в шестую зону, то, конечно, это стопроцентная ошибка нападающего. А если атака в ход, но ты вовремя приходишь, хорошо заносишь руки, то это уже твоя заслуга.
– Насколько сильно помогают разборы?
– Они уже неотъемлемая часть волейбола. Аналитика помогает выбрать командную тактику, в том числе на блоке. Бывают моменты, в которых ты самостоятельно принимаешь решения, а бывают вещи, которые определены заранее. Например, в концовках партий.
– Артём Вольвич из казанского «Зенита» говорил, что очки на блоке для него совершенно неважны. Мол, пусть у него будет одно очко, но при этом 10 смягчений, после которых команда реализует 10 контратак.
– Я статистику смягчений начала смотреть только года три назад. До этого обращала внимание только на очки. Смягчения действительно очень важны. При хорошем смягчении будет стопроцентная доводка, после которой можно играть комбинации.
– Что вам доставляет больше удовольствия – блок или атака?
– Я люблю атаковать и обожаю ставить блоки. Сложный выбор. Когда не получается одно, важно проявить себя в другом и в каждом игровом эпизоде постараться помочь команде.
ДОСЬЕ «БО Спорт»
Елизавета КАРПОЛЬ
Амплуа: блокирующая
Рост: 186 см
Дата рождения: 31 мая 1998 года
Место рождения: Тюмень
Карьера: «Тюмень-ТюмГУ» – 2012/13; «Луч» (Москва) – 2013–2016; «Заречье» (Одинцово) – 2016–2020; «Уралочка-НТМК» (Екатеринбург) – 2020–2025; «Динамо-Ак Барс» (Казань) – с сезона 2025/26.
Достижения с клубами: серебряный призёр чемпионата России (2022), обладательница Кубка Победы (2025).
Достижения со сборными: чемпионка Европы U18 (2015), чемпионка Европы U19 (2016), серебряный призёр чемпионата мира U20 (2017), победительница Всемирной Универсиады (2017).