Как выучила татарский язык, фанатела от Загитовой и чем запомнилась Этери.
16-летняя Дина Хуснутдинова в прошлые выходные выиграла этап Гран-при в Казани, а немногим ранее на этапе в Магнитогорске заняла третье место. Тем самым фигуристка вписала себя в число лучших в России. Еще три месяца назад о ней знали только узкие специалисты. Всё поменялось с переходом фигуристки в группу Этери Тутберидзе.
Семь интересных фактов из биографии Хуснутдиновой – в материале «БИЗНЕС Online».

Татьяна Тарасова: "Замечательная девочка!"
К происходящему вокруг Хуснутдиновой в её окружении относятся осторожно. С одной стороны, невозможно отрицать последние успехи. Только что она справилась с колоссальной нагрузкой: выдала два чистейших проката на глазах у родной казанской публики, прыгнула три тройных акселя в двух программах и на всего лишь втором своём этапе взрослого Гран-при выиграла золотую медаль.
Специалисты в один голос заговорили, что Хуснутдинова по своему типажу – фигуристка Тутберидзе: худенькая красавица, отлично выглядит в лирических образах, не страшится сложных прыжков. Наблюдая за ней в Казани, нельзя было сказать, что в группе именитого тренера она всего третий месяц. «Очень хорошая девочка, замечательная. Она хороша разнообразием: и вращается, и катается, и прыгает красиво, и хорошо слышит музыку. Такая активная. Она способна быть большой спортсменкой», – похвалила Дину в интервью РИА Новости заслуженный тренер СССР Татьяна Тарасова.

«Настоящее чемпионское катание, когда всё сделано, всё докручено, нет ни одной ошибочки. Даже если была какая-то внутренняя сложность, о которой знает только она и тренер, она этого не показала. Браво, просто браво. Огромная умничка», – нахваливала Хуснутдинову после победы в эфире Первого канала олимпийская чемпионка Анна Щербакова.
С другой стороны, нельзя сказать, что Хуснутдинова – единоличный лидер сборной России. В её же группе объективно сильнее участница ближайшей Олимпиады Аделия Петросян, а также Алиса Двоеглазова. Даже на этапе в Казани Дину могли обойти те фигуристки, которые выполнили бы свои четверные прыжки, но, к счастью для Хуснутдиновой, элементы ультра-си получались только у неё. Дина пока ещё готовится продемонстрировать на соревнованиях свой первый четверной прыжок.
В общем, работать 16-летней спортсменке ещё есть над чем. Но в этом сезоне она уже сделала достаточно, чтобы мы подробнее остановились на её персоне.
1. Не пришла бы в фигурное катание, если бы не дворец «Татнефти»
Дина родилась 17 апреля 2009 года в Аксарино, что в Заинском районе Татарстана. В селе проживает чуть более 700 человек. До ближайшего крупного города – Заинска порядка 12 километров. Многие, когда об этом узнают, думают, что начинала Хуснутдинова на маленьком сельском катке в ужасных условиях.
Это не так: в год её рождения в Заинске открыли ледовый дворец, который построила «Татнефть» (у нефтяников есть свой комплекс в каждом районе республики). И пример Хуснутдиновой показывает важность таких объектов: если бы не новенький дворец, она могла не прийти в большой спорт или же выбрать не фигурное катание.

«В Заинске построили современный ледовый дворец, там открыли секцию по фигурному катанию, набрали тренеров. Поскольку нам нравился этот вид спорта и ехать было недалеко, мы решили отдать туда Дину. К тому же, во дворце работает её дядя тренером по хоккею», – рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» Резеда Хуснутдинова – мама Дины.
2. Говорит с родными только на татарском. Мама – учительница языка
О семье Хуснутдиновой. Её папа занимался лыжами, хорошо играет в футбол, работает тренером. Мама подростком играла в баскетбол, но свою жизнь связала не со спортом: она – учитель татарского языка.
Дина превосходно владеет родным языком, что она и продемонстрировала на этапе в Казани. «А ты по-татарски разговариваешь», – спросила у неё после короткой программы в эфире Первого трёхкратная чемпионка мира Евгения Медведева. «Да, с родителями. Когда с родными, смешанно, но в основном по-татарски», – ответила фигуристка.

«Передай привет своим родным на татарском», – предложила Медведева. «И пригласи на произвольную программу завтра!» – добавил олимпийский чемпион Максим Траньков. «Барысына да зур сәлам. Сез иртәгә боз сараена килегез» (Всем большой привет. Приходите завтра во Дворец спорта – с тат.), – сказала Дина.
По словам Резеды, в семье общаются исключительно на татарском: «В семье мы говорим на татарском также естественно, как дышим. В этом нет ничего необычного или удивительного».
У Дины есть младшая сестра. Она два года занималась фигурным катанием, но затем перешла в акробатический рок-н-ролл.
3. Тренер – балерина из Владивостока. Ради неё семья перебралась в Казань
В Заинске Хуснутдинова занималась до 2019 года. К тому времени она освоила все двойные прыжки и добилась первых успехов. В 7 лет она заняла третье место на турнире в Ижевске. Как вспоминает Резеда, заставлять ходить на тренировки дочку не приходилось – фигурное катание ей реально нравилось.
Первый тренер фигуристки переехала в Альметьевск и перед семьей встал сложный выбор. Оставаться в Заинске означало бы конец только начавшейся карьеры юной фигуристки Надо отдать должное родителям, которые в поверили в большое будущее дочки. Хуснутдиновы переехали в Казань.

В столицу РТ семья перебралась с конкретным намерением – попасть в группу Надежды Заякиной (она и сегодня тренирует в школе «Стрела»). Надежда родилась во Владивостоке, детство прошло в Казани, где она стала заниматься фигурным катанием и выполнила норматив первого разряда. Затем поступила в хореографическое училище, стала балериной Челябинского театра оперы и балета им. Глинки и участвовала в гастролях в США со «Щелкунчиком». В фигурное катание вернулась сначала хореографом, а затем – тренером.
Резеда, наблюдая за республиканскими соревнованиями, всегда выделяла спортсменок Заякиной: «К этому времени уже знали всех тренеров, которые работают в Татарстане, и нам показалось, что лучше всего раскрыть Дину сможет Надежда Владимировна. У неё всегда были красивые программы».
4. Перешла к Тутберидзе уже с тройным акселем. На тренировках прыгает два четверных
Пожалуй, главная заслуга Заякиной – под её началом Дина изучила ряд элементов повышенной сложности, без которых на фигуристку даже не обратили бы внимания в группе Тутберидзе. В первую очередь это тройной аксель – главное оружие в техническом арсенале Дины. Сложен он тем, что это три с половиной оборота, а полезен тем, что это единственный прыжок ультра-си, разрешённый в короткой программе. Делаешь его – получаешь отрыв от соперниц перед произвольной.
Аксель Дина прыгает с лета 2024 года. Сначала она пробовала его исполнить на сборах юношеской сборной России в Сочи. Затем приехала на другие сборы, в Богатые Сабы и в последний день впервые чисто его исполнила. После этого прыжок попал в соревновательную программу Дины.

Также с 2024 года Хуснутдинова прыгает четверные тулуп и риттбергер, но пока только на тренировках. Если удастся показывать их на турнирах, это существенно улучшит её позиции. Пока у Дины в планах подготовить тулуп к чемпионату России в декабре. «Подготовка к нему велась и ранее, но не успела переделать заходы и накатать программу. Катать с тремя ультра-си – это тяжёлый труд», – говорила она после победы в Казани.
5. Тутберидзе помнила о Дине по выступлению на шоу
Хуснутдинова перешла в группу Тутберидзе нынешним летом. Это целиком и полностью инициатива казанского тренера. Если бы Заякина думала только о своих интересах, разумеется, ей лучше было оставить Дину у себя и пытаться выиграть с ней как можно больше медалей, но тренеру хватило внутренней силы отпустить свою главную воспитанницу туда, где её выведут на новый уровень. «Тяжело отдавать ребенка, тем более когда ты работала с ним столько времени. Она приехала ко мне в 10 лет, тогда у нее были только двойные прыжки. Но нужно двигаться дальше», – говорила Заякина.
Переходу способствовал ряд факторов. Во-первых, в прошлом сезоне Дина стала четвертой на первенстве России, благодаря чему попала на открытые прокаты сборной России. Как раз после выступления на них Заякина обратилась в штаб Тутберидзе с предложением посмотреть фигуристку.

Во-вторых, в апреле Дина была на шоу Тутберидзе, которое проходило в «Татнефть-Арене». Обычно там выступают фигуристки группы, а также приглашённые звезды, но честь открывать вечер доверяют местным спортсменам и в данном случае выбор пал на Хуснутдинову. Когда Тутберидзе сообщили о желании Дины кататься у неё, именитый тренер сказала: «Да, я помню эту девочку».
Сначала Дина была на просмотре. У новичков Тутберидзе он длится по-разному: у кого-то пару дней, у кого-то – пару месяцев. Хуснутдинову приняли спустя две недели. «В первый день было страшновато, когда впервые увидела Этери Георгиевну, чуть‑чуть сердце замирало», – вспоминала она в интервью «Матч ТВ».

6. Продолжает выступать за Татарстан
Дина занимается на полных правах в центре фигурного катания Тутберидзе, который построили в сентябре 2023 года на юго-западе Москвы. Бытовых проблем не испытывает: во-первых, помогают родители (один месяц приезжает папа, другой – мама), во-вторых, Хуснутдинова не по годам зрелый человек. «Очень самостоятельная», – говорит Резеда.
Обычно после смены школы следует смена спортивной прописки, однако, Дина остается в сборной Татарстана. Таким образом она получает материальную поддержку республики – экипировку, расходы на транспорт и проживание. В группе Тутберидзе по этому поводу, само собой, никаких возражений не высказывали.
Помогают и дркгие казанские структуры. Ещё до больших успехов Дину «одевал» магазин Cascada Sport, которому Резеда попросила передать отдельные слова благодарности наряду с федерацией фигурного катания РТ. Хуснутдинова и сегодня в казанских костюмах. «Есть добрые люди. Вы сами знаете, что фигурное катание – это дорогой вид спорта», – добавила мама фигуристки.

Уже сейчас Хуснутдинову можно назвать самой успешной воспитанницей именно татарстанского фигурного катания в женском одиночном разряде. Да, есть Алина Загитова, но она родилась в Ижевске, а в Альметьевске ходила лишь на первые в своей жизни тренировки. Да, можно вспомнить Камилу Валиеву, но в Казани она тренировалась только до 6 лет, а основной этап ее карьеры проходил в Москве.
Дина же до июля занималась только в Татарстане, именно здесь ей заложили техническую базу. Что успели поменять Хуснутдиновой в Москве, так это скольжение, говорят специалисты. На нём у Тутберидзе был сделан отдельный акцент. Также в новой группе совершенно другие скорости и иной уровень конкуренции, что определенно сказывается на Дине в лучшую сторону.
7. Фанатка Загитовой: её плакаты висят в комнате
С кого берёт пример Хуснутдинова? «Помню все программы Алины и пересматриваю их, особенно «Кармен», – говорила Дина о Загитовой в интервью Sport24. – От человека идет энергетика и она мне по душе». К слову, они пересеклись на этапе в Казани: олимпийская чемпионка брала интервью у победительницы для своего влога на Первом канале.

Как говорит Резеда, Дина обклеила дома свою комнату плакатами Загитовой. «Фанатеть» от неё она начала перед Олимпиадой-2018. «Переживала за неё, как за родную сестру. Она тогда была маленькой, мы смотрели за прокатами всей семьей. В Москве они изредка пересекаются на тренировках, чему она очень рада», – улыбается мама.
При этом у Дины есть важное отличие от Загитовой, Валиевой, Щербаковой и других именитых фигуристок. По меркам фигурного катания она со своими 161 см достаточно высокая, но пока это не мешает ей разучивать сложнейшие прыжки. Помогает генетика: чтобы быть в форме, не приходятся изнурять себя строгими диетами.
«Думаю, решение о переходе в группу Тутберидзе было правильным, – отметила Дина после победы в Казани. – Рада что Надежда Владимировна меня отпустила».