Поговорили с тренером казанской команды.
У «Ак Барса» в текущем сезоне не так много козырей. Команда забивает не слишком много, не имеет топового большинства/меньшинства, однако в одном компоненте всё же идет в лидерах. Казанцы – на втором месте по проценту выигранных вбрасываний: выше только «Локомотив», который традиционно лидирует в этом компоненте.
С нового сезона в «Ак Барсе» работает Дмитрий Полянчиков, который ранее отвечал за вбрасывания в сборной страны, «Тракторе» и «Авангарде». Как «барсы» тренируют игру на точке, от чего зависит вбрасывание и почему российские центрфорварды уступают в этом компоненте иностранцам – в нашем материале.

Для чего нужны вбрасывания?
Вбрасывание – один из важнейших компонентов в современном хоккее. Топовое большинство, позиционная атака, возможность снять вратаря в концовке периода – всё это не представляется возможным без сильной игры на точке. Как минимум выигранное вбрасывание дает лишнее владение, как максимум – один из главных моментов в истории клуба.
В эпизоде с легендарным камбэком «Ак Барса» в серии с «Авангардом» 2009 года все помнят филигранный щелчок от Ильи Никулина. Но кто-то мог позабыть с чего весь момент начинался: Нико Капанен выиграл вбрасывание в чужой зоне, скинул шайбу на Андрея Первышина, тот отдал её Никулину, а он забил. В итоге «Ак Барс» забрал матч в овертайме, дошел до финала и забрал первый в истории Кубок Гагарина. А ведь не выиграй тогда вбрасывание финн, всего бы этого могло бы и не быть.
С тех пор прошло 16 лет, «Ак Барс» по-прежнему силён при игре на точке. В этом сезоне казанцы выигрывают 55,4% вбрасываний – второй показатель в лиге. Выше только «Локомотив» (58,2%), однако ярославцы традиционно в топе по этому показателю. Возможно ли «барсам» догнать соперника?
«Как говорится, нет ничего невозможного. Думаю, это реально – многое зависит от самоотдачи ребят, тем более, разница в среднем составляет от одного до трех процентов. При этом «Локомотив» лидирует при игре на вбрасываниях не первый сезон, там тоже, видимо, работают не первый год над этим. И надо не только догнать, а быть лучшими», – считает Полянчиков.
За последние пять сезонов у «Ак Барса» один из лучших результатов. Вот статистика за прошлые чемпионаты: пик был два года назад, однако тот показатель всего на две десятые выше нынешнего.
Яшкин выдает лучший процент в лиге, еще три форварда выигрывают под 60% дуэлей
Разберём статистику по персоналиям. Лучший игрок «Ак Барса» на вбрасываниях – Дмитрий Яшкин. Что удивительно, в центре он никогда не играл, профильная позиция чеха – край. Однако Яшкин каким-то образом выигрывает 68,1% вбрасываний – это лучший показатель не только в «Ак Барсе», но и во всей лиге.
«Дмитрий обладает самоанализом своих действий, плюс у него мощный рычаг, а еще он эффективно использует свои габариты. При этом Дмитрию всегда готовы помочь партнёры. Недостаточно просто выиграть вбрасывание индивидуально, нужно получить командный контроль шайбы, а это уже подбор, взаимодействие партнеров», – подчеркнул Полянчиков.
Однако одну поправку сделать всё же нужно: Яшкин выходит на вбрасывания исключительно в большинстве. «Дмитрий в принципе всегда выигрывал более 50 процентов вбрасываний, но в этом сезоне у него отличный прирост. У нас он в основном играет на точке в большинстве. Выиграть вбрасывание и получить контроль шайбы в большинстве – это возможность создать позиционную атаку или атаковать мгновенно с броска, увеличить шанс на взятие ворот, приблизить победу», – прокомментировал этот момент специалист.

Второй в «Ак Барсе» по вбрасываниям – Александр Хмелевский (58,6%). В среднем за карьеру он выигрывает 56,9%, то есть небольшой прирост у американца есть. В отличие от Яшкина, Хмелевский играет на вбрасываниях и в равных составах, поэтому в среднем чаще встает на точку.
Далее идут Кирилл Семенов (58,5%) и Илья Сафонов (57,4%). К ним никаких вопросов в этом компоненте нет: оба игрока держат свой уровень. К тому же оба форварда играют в меньшинстве, поэтому чаще всех встают на точку.
А вот дальше у «Ак Барса» приличная просадка по результатам. Пятый показатель у Брэндона Биро (48,1%), шестой – у Михаила Фисенко (46,1%), седьмой – у Дмитрия Кателевского (41,5%). Что касается последнего, то у него худший показатель в карьере. При этом Кателевского в этом сезоне используют в том числе с краю, поэтому выход из ситуации есть. Та же ситуация и с Биро, который начинал сезон в центре, но после перебрался на фланг.
За счет чего выигрываются вбрасывания?
Вбрасывание в хоккее – процесс не из легких. Показатель успешности игры на точке зависит от ряда критериев, на которые хоккеисты порой не обращают внимание. Мы выделили пять основных моментов, за счет чего можно выиграть вбрасывание.

1. Реакция. Основной компонент при игре на точке. Не будет реакции – не будет большого процента выигранных дуэлей. В хоккее даже есть один из способов выигранного вбрасывания, заточенный исключительно на реакцию. Заключается он в следующем: игроку важно быстрее своего оппонента среагировать на бросковое движение арбитра, первым коснуться шайбы и сделать движение под себя. В таком случае можно избежать силовой борьбы на точке.
«В хоккее особое значение имеет такое понятие, как антиципация. Это способность хоккеиста предвидеть событие на один или два шага вперед. Что касается вбрасывания, то здесь это очень актуально. По данным научных исследований латентное время, необходимое игроку для оценки вброса шайбы и принятия решения, составляет от 0,2 до одной секунды. Включается зрительный анализатор, далее сигнал поступает в наш мозг, и лишь затем включается двигательная моторика спортсмена. Многое зависит от подвижности центральной нервной системы и соответственно от ее уровня стрессоустойчивости», – с научной точки зрения объяснил этот момент Полянчиков.
2. Сила рук и габариты. В КХЛ сложилась интересная тенденция, что в топе по выигранным вбрасываниям в основном габаритные нападающие ростом за 190 см и весом под 100 кг. Яшкин, Александр Кадейкин, Георгий Иванов, Илья Сафонов, Евгений Митякин – все из этой серии. Так влияют ли габариты? «Как говорил Сергей Федоров, лучший способ игры на точке заключается в силовой манере – широкая силовая стойка с обратным широким хватом», – отметил Полянчиков.

Другими словами, габариты важны, но можно обойтись без них. Хорошо действует на точке Джордан Уил из московского «Динамо», но его рост только 176 см, та же историю с Эндрю Потуральски из «Авангарда» (178 см). К тому же Майкл Маклауд, который лидировал в НХЛ по проценту выигранных вбрасываний, – средних габаритов (188 см; 86 кг).
3. Заинтересованность главного тренера в тренировке этого компонента. В КХЛ матчи идут через день – учитывая перелеты и восстановления отрабатывать все компоненты просто невозможно. Поэтому порой приходится жертвовать одним во благо другого. Например, в «Ак Барсе» активно тренируют вбрасывания по ходу сезона – одна из причин столь высокого результата.
«Если наставник команды делает акцент на определенных аспектах игры, то и ребята относятся к своей подготовке более ответственно. Анвару Рафаиловичу Гатиятулину я помогаю не первый год. Его высокий уровень подготовленности и доверия к тому, что я делаю, позволяет проводить качественную работу в команде. Наш тренерский штаб – это сплоченный коллектив, где каждый качественно и с высокой долей ответственности выполняет свою функцию в команде. Поэтому показатель по выигранным вбрасываниям – это наш совместный результат», – рассказал Полянчиков.
4. Хват клюшки. В хоккее, когда речь заходит о хвате, первым на ум приходит правый/левый, то есть в зависимости, как легче взять клюшку. Однако есть еще и другие типы хвата: низкий (часто его именуют широкий или силовой) или высокий (часто он именуется узкий). Для наглядности ниже пример, где один игрок (Клим Костин из «Авангарда») выбирает высокий хват, а другой (Андрей Локтионов из СКА) – низкий.

Теперь подробнее. Низкий хват – одна рука расположена примерно на середине клюшки, вторая ближе к крюку. Такой тип дает большую амплитуду и рычаг, но проигрывает в маневренности. Вот типичный низкий хват от форварда «Авангарда» Ивана Игумнова.

Активно в «Ак Барсе» использует этот хват Семёнов. «Клюшку он берет низко к «пятке» и за счёт правильного тайминга, движения корпуса и короткой работы крюком выигрывает почти 60% вбрасываний», – подчеркнул тренер.
Высокий хват – одна рука на верху рукоятки, вторая примерно на середине. Этот тип проигрывает в силе, но выигрывает в скорости. Большой любитель высокого хвата – Маклауд. «С ним я работал в прошлом сезоне в «Авангарде». За счёт высокого хвата он может вытащить шайбу из-под соперника. При этом наиболее оптимальный вариант, когда центральный обладает сразу несколькими техническими приемами игры на вбрасываний», – рассказал Полянчиков.
5. Тактическая подготовка. Перед матчами команды разбирают основные компоненты из игры друг друга: большинство, меньшинство, средняя зона и прочее. Игра соперника на вбрасываниях тоже входит в этот перечень. Чаще всего тренеры нарезают видео, как центрфорварды соперника играют на точке, а после показывают их своим центральным.
«Мы готовимся к каждому сопернику. Как минимум за сутки ребята получают от меня видеоматериал. Если это необходимо, то каждый получает рекомендации своих ошибок. Как говорил великий русский полководец Александр Суворов: «Теория без практики мертва, практика без теории слепа». По такому принципу мы выстраиваем работу», – рассказал Полянчиков.
Как тренируют вбрасывания?
В «Ак Барсе» работа над вбрасываниями меняется в зависимости от части сезона. Основная задача тренерского штаба – смоделировать ситуацию, которая ждет игроков на льду. «В начале сезона мы часто отрабатываем вбрасывания перед общей командной тренировкой. Выходят свежие хоккеисты, которые готовы к нагрузкам. Во время чемпионата мы обычно отрабатываем вбрасывания в конце тренировки. Дело в том, что ключевые вбрасывания нередко происходят в конце игры, на фоне усталости», – заметил Полянчиков.

По сути, тренировки для игры на вбрасываниях в основном делятся на два типа. Первый – для улучшения реакции. Игрокам необходимо как можно быстрее отреагировать на вброс шайбы судьей или на движение соперника. Помогает в таком случае «Шайбовброс» – устройство, которое Полянчиков не только изобрел, но и запатентовал.
С чего всё начиналось? Когда Полянчиков работал в сборной, перед ним была поставлена задача повысить процент выигранных вбрасываний. В то время со сборной работал Сергей Федоров – легендарный российский нападающий, который выигрывал в НХЛ более 50% вбрасываний.
«Мы совместно проводили тренировочные занятия. Я пошел по пути увеличения количества повторений, интенсивности и плотности занятий. Так как в среднем в кисть помещается 4–5 шайб, то много времени уходит на их сбор. Данная проблема подтолкнула меня к изобретению тренажёра, который получил название «Шайбовброс», – отметил Полянчиков.
Что же представляет этот тренажер с замысловатым названием? Состоит он из двух частей: цилиндра для шайб и пластикового держателя. Фиксируется он на руку и позволяет увеличить количество вбрасываний до 15–17 подряд. Однако главное не это. «При помощи этого устройства можно моделировать игровые ситуации. К примеру, ты встаёшь на точку и вступаешь в единоборство. Вчистую вбрасывания, особенно с крепким соперником, выиграть сложнее, поэтому часто это происходит в борьбе вторым, а то и третьим движением клюшки/крюка», – отметил Полянчиков.

Другой тип тренировок связан со вбрасыванием, но не шайб, а мячиков для бол-хоккея. Так официально называется дворовый хоккей, в котором все те же правила, что и в обычном, но хоккеисты выходят в кроссовках и забивают голы мячиком. «Выполняется комплекс упражнений вне льда. На арене в игровом зале есть оригинальная точка и разметка. Там и проводится индивидуальная работа на тайминг. Мы учимся как правильно реагировать на вброс шайбы арбитром. Тут важно правильно оценивать работу судей: кто-то из судей бросает выше, кто-то – ниже, в какую часть точки будет направлена шайба. Обращаем внимание на правильность расположение ног, туловища, головы», – подметил Полянчиков.
Второй тип тренировок направлен на силовую подготовку. Одно из упражнений – колено ставят на стул, вторая нога на полу. Нужно наклониться и рывковым движением поднять гантелю. Также практикуется методика, когда вбрасывания отрабатываются клюшкой, на которую крепят резинки. Клюшка становится утяжеленной, поэтому приходится прикладывать дополнительные силы.
Наконец главный вопрос, а связано ли умение игры на вбрасываниях с гигантским количеством повторений одного и того же элемента? «Не сказал бы, что с гигантским. Важно то, как ты это делаешь и с какой интенсивностью. Конечно, количество переходит в качество. Однако все необходимо выполнять с пониманием что и для чего ты делаешь. Это аксиома, которая работает как в спорте, так и в жизни», – подчеркнул Полянчиков.
Почему лучшие игроки на вбрасываниях – канадцы и финны?
В истории КХЛ было не так много игроков, которые на голову превосходили соперников на вбрасываниях. Сейчас в лиге есть Маклауд, играл в «Авангарде» топовый центр Корбэн Найт, в начале 2010-х за «Ак Барс» выступали сильные финские исполнители. Кто же лучше всех действовал на точке в истории КХЛ? Мы отобрали первую десятку из тех игроков, кто вставал на точку минимум 500 раз. Нужно это для того, чтобы отсечь случайных хоккеистов, которые пробовали провести вбрасывание пару раз за карьеру.

Что же получается? В топ-7 исключительно представители Канады и Финляндии. Восьмые-девятые места – за российскими легендами, приехавшими в КХЛ на закате карьеры. При этом в НХЛ показатели Сергея Федорова и Павла Дацюка были ниже: 54% и 53,9% соответственно. Совсем чуть-чуть от них ушел Андрей Николишин, который имеет 54,7% выигранных вбрасываний – это лучший показатель для россиян в НХЛ.
«Мы беседовали с Андреем Васильевичем, узнавал некоторые нюансы работы, что мы отразили в нашей методичке, написанной с Сергеем Федоровым. Ключевой фактор эффективности на точке у Николишина, на мой взгляд, – это рычаг, он вытаскивал многие вбрасывания за счёт силы рук», – подчеркнул Полянчиков.
А что другие хоккеисты? Выше 50% вбрасываний имеют всего четыре хоккеиста: помимо Николишина, Федорова и Дацюка, хороший процент у Артёма Чубарова (51,7%). Следующим идет Алексей Жамнов (48,8%), то есть всего четыре российских игрока чаще выигрывали вбрасывания в НХЛ, чем проигрывали. В чем причина?
«Вероятно, проблема заключается в недооценке отечественными специалистами данного элемента в игре, в его пользе и влияния на успех команды. Поэтому тренировочный процесс в большинстве наших ДЮСШ над вбрасываниями почти отсутствует. Вся подготовка идет с обучения в школах. А, если быть точнее, от подхода к самой системе подготовки хоккеистов.
Чаще всего если вбрасываниям и уделяют внимание, то крайне мало. А, между тем, в среднем количество вбрасываний на матч зачастую больше, чем произведенных бросков в створ ворот. При этом качество бросков мы отрабатываем почти в каждом упражнении, а вот над вбрасыванием работаем гораздо меньше – так, по остаточному принципу», – считает Полянчиков.

Скорее всего, в ближайшие годы эта проблема так и будет преследовать российский хоккей. Сильных талантливых центрфорвардов в стране не так много: в России лучше готовят крайних нападающих и вратарей. Так что в случае допуска на международную арену российской сборной придется «выезжать» на других компонентах.
КХЛ в этом плане попроще: российские топ-клубы всегда могут найти сильного легионера, который будет выигрывать по 55–60% вбрасываний. Но будут ли развиваться с ними российские центрфорварды – открытый вопрос. Пока тенденция говорит, что вопрос стоит прорабатывать с детских школ, а не переучивать готового и созревшего игрока.