«Детройт» мог вывести номер Сергея Фёдорова из обращения ещё в 2015 году. Почему тянули так долго?

Справедливость восторжествовала.

Сергей Фёдоров входит в топ-100 величайших игроков в истории НХЛ и тройку лучших представителей России в лиге за всю историю. Сегодня номер трёхкратного обладателя Кубка Стэнли вывели из обращения в «Детройте» – главном клубе в его карьере. Торжественная церемония прошла перед матчем регулярного чемпионата с «Каролиной» (4:3 ОТ).  Трибуны домашней арены «Литтл Цезарс» в Мичигане были переполнены, но всё случилось на десять лет позднее, чем хотелось бы.

В чём причина? Подробности – в материале «БИЗНЕС Online».

Сергей Фёдоров / фото: Lantyukhov Sergey, news.ru, globallookpress.com

«Детройт» брал кредит, чтобы сохранить звезду

За всю историю «Детройта» номера девяти хоккеистов выводили из обращения. Это Сид Абель, Алекс Дельвеккьо, Горди Хоу, Ред Келли, Тед Линсей, Терри Савчук, а также одноклубники Фёдорова чемпионских времён – Стив Айзерман и Никлас Лидстрём. Двое последних удостоились этой чести давным-давно. Стива наградили ещё в 2007-м – через год после завершения карьеры. Никлас младше Фёдорова на полгода, но его церемония прошла ещё в 2014-м. Были шансы, что номер Фёдорова выведут на следующий год после шведа. Об этом в 2015 году в интервью CBC Detroit говорил тогдашний генеральный менеджер клуба Кен Холланд. 

Почему произошла такая задержка? Свою версию изложил другой известный игрок «Детройта» тех лет Брендан Шенахан: «В 1998 году Фёдоров принял квалификационное предложение «Каролины». По тем временам это считалось чем-то очень грязным. Конечно, в лицо никто не говорил. Все прикалывались, пытались замять ситуацию. Но осадок остался», – сказал он в интервью Spittin Chiclets. Всё случилось через несколько месяцев после первого чемпионства «Детройта» за 42 года. Тогда Сергей подлил масла в огонь. Ему не понравились, что руководство предложило 4,5 млн долларов – ту же сумму, что и в прошлом сезоне. 

Брендан Шенахан, Никлас Лидстрём и Стив Айзерман / фото: Julian H. Gonzalez/ZUMAPRESS.comgloballookpress.com

Звёзды уровня Сергея и вправду должны были зарабатывать в разы больше. Например, Джо Сакик выбил 17 млн долларов в год из «Колорадо», при этом ограничений потолка зарплат в НХЛ ещё не было.  Однако клуб не хотел раздувать платёжку и совсем немного увеличил предложение – до 5 млн. Фёдоров устроил забастовку и отказался выступать за «красных крыльев». Сыграв полсезона без лидера, те сделали последнюю попытку – 6,125 млн, но и она закончилась провалом. И тут на Фёдорова вышла «Каролина». Тогда «ураганы» были глубоко убыточным клубом, но это не помешало им выкатить огромное предложение на 38 млн долларов. 

И хотя сумма была рассчитана на шесть лет, по условиям контракта 14 млн шли как подписной бонус, а 12 полагались за выход в финал конференции. Только 2 млн оставались частью базовой зарплаты, но чтобы сохранить игрока, «Детройт» был обязан выплатить 26 млн сразу. Это была месть владельца «Каролины» Питера Карманоса хозяину «Детройта» Майку Иличу. Оба выросли в Городе моторов и мечтали купить родной клуб. Илич победил, но страсти не улеглись. Карманос обращался в НХЛ, пытаясь перевести команду в один из городов Мичигана и создать «анти-«Детройт» у «Ред Уингз» под боком, но Илич наложил вето.

Необходимость выплачивать 26 млн сразу серьёзно ударила по клубу, однако терять Фёдорова никто не хотел. Тогда клубу даже пришлось взять кредит в банке, чтобы покрыть расходы. Сергей в общей сложности пропустил 59 игр, но остался, пообещав отработать каждый пенни. Хотя многие жители хоккейного штата долгие годы считали его предателем.

Игроки «Детройта» вжились в образ Фёдорова – даже надели его коньки

Впрочем, мастерство Фёдорова в итоге оказалось важнее всех конфликтов. Он выделяется даже по недосягаемым меркам российских звёзд НХЛ. За 1248 матча набрал 1179 (483+696) очков. Это третий результат для представителей РФ, впереди только Александр Овечкин и Евгений Малкин. Именно Сергей, сбежавший из СССР ради мечты о лучшей лиге мира, протоптал следующим поколениям хоккеистов путь в Америку. На церемонию он приехал на красном «Шевроле Корвет». Кажется, что это необычный выбор, ведь говоря о «Детройте», чаще вспоминают «Форд». Но с этой маркой связана особая история. Когда Сергей прибыл в США в начале 90-х, Илич отвёз его в автосалон и предложил машину на выбор. Фёдоров выбрал именно «Корвет».

Фото: скриншот трансляции НХЛ

Перед зрителями выставили многочисленные награды хоккеиста, включая три Кубка Стэнли. В 1994-м он стал первым обладателем «Харта» из европейцев. Тот год был очень урожайным, он добавил к этому «Селки», как лучший форвард оборонительного плана и «Лестер Пирсон» – награду ассоциации игроков НХЛ.  Подобного одновременно не добивался никто за пределами Северной Америки.  На раскатке перед встречей с «Каролиной» игроки «Детройта» примерили коньки фирмы Nike, которые носил россиянин. Обычно хоккеисты выбирают темные цвета, но Фёдоров не привык к компромиссам. 


На джерси всех игроков красовалась фамилия Сергея.

Фото: The Canadian Press/Keystone Press Agency, globallookpress.com

И вот он – момент истины. Под аплодисменты заполненной до отказа арены джерси Фёдорова медленно поднялось к вершинам. Американский диктор смаковал этот момент: «Номер 91, чьё имя отныне навсегда в Хоккейном городе, Сергей Фёдоров!». Рядом стояла семья легенды – супруга Карина и их дети Саша и Витя.

«Простите, я не очень люблю говорить, я хоккеист – шутя сказал Сергей в своей речи к болельщикам. – Невероятный вечер, очень сложно подбирать слова. Более 30 лет назад я не знал, что случится в этом городе, полюблю ли я его. Понимал лишь, что предстоит много работы. Быть среди легенд клуба перед фанатами, которые так много для меня значат  – невероятно. До НХЛ я никогда не носил 91-й номер. Могильный прилетел в США в 89-м году и взял 89-й номер. Я хотел сделать также, но не нравилось, что на спине будет ноль». 

Ещё он отдал дань уважения родителям и поприветствовал Владимира Константинова, сидевшего на трибуне для почётных гостей. «Отъезд из Детройта был большой ошибкой. Но может быть, я бы никогда не встретил Карину – любовь всей своей жизни», – сказал хоккеист. Фёдоров женился на уроженке Москвы в 2015  году, уже после возвращения в Россию, но до перехода в тренеры.

«Поздравляю тебя, Сергей. Оно точно того стоило, это была великая команда», – сказал Скотти Боумэн – главный тренер чемпионского «Детройта». «Привет, Федс. У тебя была крутая карьера. Ты помог мне вырасти как игроку и человеку», – отметил Овечкин. «Ты всегда был ключевым хоккеистом, играл в свою игру, когда это требовалась», – добавил Игорь Ларионов.

Матч «Детройта» в этот день получился таким же неоднозначным, как и история с выводом номера. Символично, что друг против друга сыграли участники того конфликта. «Крылья» позволили «Каролине» отыграть перевес в три шайбы, но взяли своё в овертайме благодаря голу Эндрю Коппа. Главное, что справедливость восторжествовала и Фёдорову нашлось место в когорте великих.

Он присоединился к Сергею Зубову (#10 «Даллас») и Павлу Буре (#56 «Ванкувер»), став третьим россиянином в истории, чей номер получил такой статус. #16 Константинова в «Детройте» остаётся формально доступным, но в будущем его вряд ли наденет кто-то из хоккеистов.

Альберт Гильфанов