Не забыл и Ремпала с Жаровским.
2025 год был для «Салавата Юлаева» самым контрастным за последнее десятилетие. Весной команда пробилась в полуфинал Кубка Гагарина, но уже летом стало известно о значительном сокращении бюджета. В начале сезона Уфа была худшей командой в Восточной конференции, однако сейчас вернулась в зону плей-офф. Работа в атмосфере вечной нестабильности – опыт по-своему уникальный, и им генеральный директор клуба Ринат Баширов поделился в интервью проекту «Роман с хоккеем».
Функционер рассказал, как столицу Башкортостана покидали звёзды во главе с Джошуа Ливо, почему вернулся Шелдон Ремпал и какой известный хоккеист сподвиг руководство «Салавата Юлаева» обратить внимание на Александра Жаровского.

«Понял, что скоро цунами дойдёт до команды»
Казалось, что успешный прошлый сезон даст импульс дальнейшему росту. Но вместо шага вперёд «Салават» сделал два назад. Бюджет сократили до минимального, контракты со всеми именитыми легионерами расторгли, возник риск непопадания в плей-офф. Генеральный директор клуба устал от этих качелей.
Он рассказал, когда именно ситуация поменялась в худшую сторону: «Смотрим на 2026-й с надеждой на то, что всё наладится, закончатся неприятности. Прошлый год был очень непростым. Кризисы, перестройки, изменения. Точкой отсчёта стало 27 декабря 2024 года, в тот момент мы шли на первом месте в Восточной конференции.
Меня позвали на совещание, после которого я ощутил, что всё серьёзно. Когда я вышел с совещания, понял, как приходит цунами и скоро оно дойдёт до команды. Надо понимать, что хоккей – это политика, а в Башкортостане это проявляется вдвойне. Была надежда, что в случае завершения СВО ситуация изменится. После сезона был уже более спокойный разговор: с цифрами, но без готовых решений. С сожалением ловил себя на мысли, что если бы мы сохранили ту команду и немного подправили, то были бы явными претендентами на Кубок Гагарина».
«Расторгли Ливо без моральных сожалений»
Кардинальные и неприятные перемены ярко проявились в ситуации с Ливо. Форвард побил рекорд КХЛ по заброшенным шайбам в одном сезоне и ещё до плей-офф получил жирный двухлетний контракт с зарплатой по 110 млн в год. Канадец был готов остаться, но когда над клубом начали сгущаться тучи, его позиция изменилась. В итоге контракт с ним расторгли без выплаты компенсации. Формально – из-за неявки на сборы. Агент Иван Ботев намеревался подавать в суд, но стороны разошлись миром и Джошуа отправился в «Трактор».
Баширов: «Ливо плохо играл в плей-офф. Третью игру четвертьфинала мы с треском проиграли, он больше не выходил на лёд. Возникли вопросы к его самоотдаче. Перед следующей игрой попросил агента организовать встречу с Джошуа. Надеялся, что разговор приведёт к результату. Но мы быстро попили кофе и я ушёл. Мы изначально не планировали продлевать контракт до плей-офф. Пошли на это из-за давления другого клуба, предложившего Ливо крупную сумму.
После вылета из Кубка Гагарина представители игрока предложили расторгнуть контракт. Я был удивлён, как быстро сменился их тон. Мы забеспокоились, когда Джошуа не прибыл на сборы, обсудили с коллегами, что надо предпринимать меры. Есть регламент, который все должны соблюдать. «Салават» был готов выплатить компенсацию, но мы воспользовались пунктом о сборах без моральных сожалений. В открытую ситуацию с Ботевым с тех пор не обсуждали, но у нас хорошие отношения. В команде играют его клиенты».

Александр Хмелевский был единственным легионером, начинавшим сезон в Уфе. Однако форвард играл заметно хуже прежнего, не мог сыграться с российскими партнёрами по звену. Казалось, что он перейдёт в «Авангард». Переговоры были уже на финальной стадии. Однако в последний момент американца перехватил «Ак Барс». Казанцы выменяли Александра на Уайатта Калинюка, добавив бешеную денежную компенсацию – 230 млн рублей.
«Мы посчитали Хмелевского игроком, вокруг которого может сплотиться команда. Он мог бы стать «мостиком» на следующий сезон. Александр символизировал сохранение амбиций нашего клуба. Мы с ним ошиблись. Поставили на то, что он будет лидером команды и возьмёт игру на себя. Скорее, это моя вина. Василий Чижов предлагал расстаться с ним ещё летом, но я не послушал», – признался Баширов.
«Меня мучают разговоры о Хо-Сэнге: «Кого вы привезли?»
После старта сезона вернулись двое легионеров, уже выступавших в Уфе. Речь о Ремпале и Джошуа Хо-Сэнге. Но если лучшем бомбардире Кубка Гагарина вопросов нет, то возвращение Хо-Сэнга до сих пор вызывает у многих недоумение. Он должен был провести в «Салавате» сезон 2022/23, но в первом же матче получил тяжёлую травму и суммарно провёл всего несколько матчей за год. В прошлом сезоне он играл в ECHL – третьей по силе лиге Северной Америки, но даже там ему не предложили новый контракт.
«Классный парень. Он нам должен ещё с того сезона, очень хотел вернуться. Два года разговариваем с его агентом. Меня мучают все эти разговоры: «Кого вы привезли?», эта недосказанность. Если он приедет, будет здорово. Очень умный человек, может найти оправдание в любой ситуации. Как спортсмен – гениальный, с поведением есть проблемы. Кроме меня пока никто не рад видеть его в команде. Козлов тоже не в восторге, я предложил пока отправить его в «Торос». Нам нужны игроки, которые умеют держать шайбу в чужой зоне. Даю небольшой процент, но будет здорово, если получится», – объяснил свою позицию менеджер.

Отношение к Ремпалу в хоккейном мире совсем другое. Форвард полностью оправдал звёздный статус, новость о его возвращении всколыхнули Уфу. В аэропорту его встречали толпы болельщиков. Шелдон стал центральной фигурой в «Салавате», сейчас он набирает очки в десяти матчах подряд. Это лучший его результат за время выступления в столице Башкортостана.
«Мы долгое время были на последнем месте. Интересовались делами Ремпала в «Вашингтоне». Козлов узнавал информацию не только через самого Шелдона. После расставания с Хмелевским могли себе позволить подписание. Был откровенный разговор, многие клубы хотели его подписать. Мы гарантировали, что будет достойный контракт. Ремпал – своеобразный человек, долго привыкает к чужому коллективу. Уфа была ему знакома. Многие игроки ушли, но остался персонал, арена. Шелдон хотел себя проявить после «Вашингтона», посчитав, что его там недооценили», – сказал Баширов.
В режиме блиц он отметил, кто ещё входил в список интересов. По его словам, уфимцы могли подписать Илью Самсонова и Райана Спунера, а также обсуждали кандидатуру Сергея Шумакова. А вот Дмитрий Кагарлицкий, Александр Алексеев, Алекс Броадхёрст и Скотт Уилсон не рассматривались. От последнего отказались из-за высокой зарплаты (60 млн рублей).
Найти Жаровского помог эфир с Филатовым
Баширов вспомнил, как проходил переход Жаровского. Уроженец Московской области оказался в системе уфимского клуба в 2024 году и сразу стало ясно, что его перспективы безграничны. В 18 лет он занимает первое место в гонке бомбардиров команды – 32 (12+20) очка в 37 матчах. «Монреаль» задрафтовал хоккеиста и ждёт, что Жаровский станет следующей российской суперзвездой после Ивана Демидова.

Баширов: «Его нашёл наш скаут Андрей Васильев. Никита Филатов работает вице-президентом молодёжного клуба «Полёт» и эта команда играла в полуфинале НМХЛ против «Хорса», где тогда выступал Жаровский. Я отсмотрел ту серию, но не был уверен. Для игрока этой лиги максимальными ценами считаются от 800 тысяч до 1 миллиона рублей. За Жаровского запросили 10 миллионов, ни один клуб не хотел платить таких денег. Часть из руководителей «Салавата» тоже были против. Обзвонил несколько номеров, говорили, что игрок не раскроется. Потом попался ещё один эфир Филатова, где тот хвалил Жаровского, подумал – это знак. Провели для него двустороннюю игру и поняли: в нём что-то есть».
«Зелёное дерби» в Абу-Даби планируют на следующий год
Несколько лет назад «зелёное дерби» проводили в Швейцарии, а в декабре принципиальный матч рассчитывали сыграть в столице ОАЭ – Абу-Даби. Поскольку «Ак Барс» считался номинальным хозяином, казанцы должны были взять на себя расходы на проведение. Баширов допустил, что матч могут провести в будущем.
«Это была инициатива «Ак Барса», мы на неё согласились. Изначально предполагалось, что матч пройдёт в ноябре, но график работы стадиона не совпал с календарём. Сроки переносились, много организационных моментов. Прилетев в ОАЭ, поняли, что арена не готова и не будет того эффекта, который мы ожидаем. Надеялись, что дерби станет частью большого мероприятия, прибудут руководители Башкортостана и Татарстана. Решили перенести мероприятие на следующий год», – сказал Баширов.