Габаритный голкипер неплохо проявляет себя в казанской команде.
Вратарь Максим Арефьев всё ближе к тому, чтобы остаться в «Ак Барсе» до конца сезона. 22-летний голкипер неплохо смотрится в матчах за первую команду, мало ошибается и выдерживает уровень лиги. Как отмечают эксперты, Максим хорошо пользуется габаритами и в перспективе может вырасти в первого номера клуба КХЛ.
В чем сильные стороны Арефьева и нужно ли «Ак Барсу» подписывать еще одного голкипера – в нашем материале.

«К Максиму в этом сезоне минимум вопросов»
Арефьев – полноценный второй номер «Ак Барса» во второй половине сезона. Голкипер провел пять матчей и ни разу не был заменен. По статистике у Максима – полный порядок: 92,8% отраженных бросков и коэффициент надежности 2,44. Для вратаря, который проводит первый полноценный сезон в КХЛ, это хороший показатель.
Под впечатлением от игры Арефьева бывший вратарь «Спартака» Павел Сучков. «Что в этом, что в прошлом сезоне игра Максима мне нравится. Ни один из доверенных матчей он не провалил, несмотря на поражения. Там, скорее, подвело нападение «Ак Барса», а к голкиперу Казани вообще вопросов по минимуму», – сказал эксперт в разговоре с нашим изданием.
Арефьев играет стабильно и временами делает красивые сэйвы. Например, в матче против «Салавата Юлаева» для спасения выбросил клюшку.
Или просчитал действия нападающих «Барыса» и заранее выбрал позицию так, чтобы быстро переместиться от одной штанги к другой.
Важный момент в истории с Арефьевым: он пришел не на свободное место, а выиграл конкуренцию у коллеги. Максим переиграл Михаила Бердина, которому тренерский штаб «Ак Барса» до последнего давал шансы. Уроженец Уфы привозил голы, пропускал после первого же броска и не отличался стабильностью. У Арефьева подобных казусов не было и он заслуженно получил место в составе.
В чем сильные стороны Арефьева и каков его потенциал?
Арефьев – один из самых габаритных голкиперов лиги: рост Максима – 194 см, вес – 90 кг. Для «Ак Барса» такие вратари нетипичны: в Казани почти всегда обходились более компактными вратарями. Последним крупным голкипером «барсов» был финн Юсси Рюнняс, который заезжал в столицу Татарстана в сезоне-2015/16. На этом всё.
Одна из самых больших проблем габаритных вратарей – лишний вес. Это может сказывается на реакции и мешает быстрому перемещению из одного угла в другой. Поэтому летом у «Ак Барса» были специальные тесты, которые Максим удачно прошел. Всё это помогло голкиперу в сезоне.
В чем плюсы Арефьева? Первое: он хорошо пользуется физическими данными и быстро перемещается из угла в угол. «Габариты, скорость, выбор позиции и ментальная уверенность, которая передается команде – всё это при нём», – отметил Сучков. «Максим многое поменял в тактике: сейчас он играет более компактно и везде успевает», – рассказал нам тренер вратарей «Барса» Алмаз Якупов.
Второе – игра клюшкой. Чаще этот компонент подробно разбирается в американских школах, однако и в России всё чаще обращают внимание на это. «Техническая база Максима на хорошем уровне: это и вратарские инстинкты, и игра клюшкой. Плюс он постоянно в коммуникации с защитниками, потому что играть клюшкой – это одно, а отдать так, чтобы никого не подставить, – другое», – отметил Якупов.

Третье – ментальная подготовка. По словам Якупова, в эмоциональном плане у Максима проблем нет. «Для вратаря самый важный аспект – это психология. Она у Максима на очень высоком уровне. Я общаюсь со скаутами и агентами клубов НХЛ, которые просматривают наших ребят. Их первый вопрос всегда: «Как вратарь играет после неудачного матча?» То есть им важна следующая игра после плохого выступления. Максима можно смело ставить в ворота после неудачного матча: в этом плане у него всё хорошо. При этом не хотелось бы, чтобы у него были эти неудачные игры», – считает тренер вратарей.
Сам Максим быстро влился в состав «Ак Барса» – помогли партнеры и тренерский штаб. «Конечно, от всех ребят слышу только слова поддержки. Тимур Билялов сильно помогает на правах старшего товарища, прислушиваюсь к его советам, у него вагон опыта и нужно это впитывать. Тренеры Сергей Абрамов и Георгий Гелашвили сильно помогают», – говорил вратарь.
Теперь ключевое для Арефьева – прогрессировать и дальше. По мнению Сучкова, Максим и близко не раскрыл потенциал: вратарю есть куда расти. «В перспективе это первый номер команды КХЛ, ведь для этого есть все составляющие. Естественно, работать нужно ещё над многими моментами, но Максим может вырасти в топ-вратаря. Главное, чтобы в Казани ему чаще доверяли и давали возможности для развития», – отметил эксперт.
Близкого мнения придерживается Якупов: «Всегда нужно стремиться к большему и никогда не останавливаться. Это касается не только Максима, но и всех вратарей. В игре голкипера – очень много мелочей и нюансов. Тренера нужно слушать, а самое главное – слышать».

Нужен ли «Ак Барсу» еще один вратарь?
Несмотря на проведенный месяц в «Ак Барсе», Арефьев всё ещё может быть отправлен в «Барс». У голкипера – двусторонний контракт, позволяющий выступать как в КХЛ, так и в ВХЛ. Где будет играть Максим, во многом зависит от действий «Ак Барса» на трансферном рынке.
Не секрет, что в Казани не против вернуть из-за океана кого-то из пары Амир Мифтахов – Артур Ахтямов. В лице каждого из них тренерский штаб получил бы более опытного вратаря, который навязал бы конкуренцию Билялову. Однако сейчас оба голкипера выступают в АХЛ и ждут шанса пробиться в НХЛ. У Артура однажды получилось, но сыграл он всего половину периода. После казанский команды вратарь снова отправился в АХЛ, где, к слову, отражает менее 90% бросков.
С Мифтаховым ситуация сложнее, так как потенциально у него больше шансов оказаться в НХЛ. Основной вратарь «Каролины» Петр Кочетков выбыл до конца сезона, а 36-летний Фредерик Андерсен – один из самых травматичных голкиперов лиги, которому к тому же ехать на Олимпиаду. Наверняка тренерский штаб рассматривал возможность привлечения Амира, однако буквально из ниоткуда «ураганы» нашли 27-летнего Брендона Басси. Голкипер без опыта игры в НХЛ одержал 16 побед в 20 матчах – сейчас он 12-й претендент на получение «Везины».

При этом есть и другой момент: голкиперы не горят желанием возвращаться в Казань. Скорее всего, «барсы» останутся с той же парой вратарей: Билялов – первый номер, Арефьев – второй. Максим к такому раскладу готов: «Дай Бог. Мне дают играть – я играю, показываю, на что способен. А игрок я КХЛ или не КХЛ, судить не мне. От меня зависит только то, что я показываю на площадке».
Конечно, чисто на бумаге у «Ак Барса» есть и другой вариант: подписать иностранца или голкипера из другой команды. Однако от этой идеи Сучков советует отказаться. «Нужен ли им ещё один вратарь? Сейчас нет, но, как изменится ситуация в ближайшее время, трудно сказать. Если Билялов и Арефьев будь здоровы, тогда всё у Казани хорошо. Я бы, конечно, больше давал играть Арефьеву. Понятно, что Тимур сейчас в отличной форме, но перенапрягать первого номера на финальной трети чемпионата точно не стоит», – отметил эксперт.
Как школа «Ак Барса» поставляет так много вратарей?
Арефьев – седьмой воспитанник казанской вратарской школы, который за три последних года играл или привлекался к КХЛ. На картинке – каждый из голкиперов.

Конечно, небольшую поправку тоже нужно сделать. Гарипов, Мифтахов, Ахтямов и Ярославлев – безоговорочно воспитанники «Ак Барса», которые родились в Казани и прошли все ступени местной школы. А вот все остальные присоединились к ней чуть позже. Билялов приехал из Нижнекамска вместе с тренером Ленаром Вильдановым, Арефьев в Казани с 12 лет (его тоже нашел Вильданов), Пекса – с 15. А еще есть Всеволод Скотников, который начинал карьеру в школе «Ак Барса», но после перебрался в ЦСКА.
Столь весомых результатов нет, наверное, ни у одной другой школы России. Как известно, вратари – штучный товар, поэтому их воспитание – более сложный и трудоемкий процесс. Казани как-то удается раз за разом выпускать голкиперов хорошего уровня – все последние годы именно они и составляют вратарский костяк «Ак Барса». В чем же секрет?
«Первый момент: у нас много сильных специалистов. Мы работаем совместно с Сергеем Михайловичем Абрамовым, Александром Вячеславовичем Агопеевым – все ребята проходили через наши руки. Второй момент: система подготовки вратаря. Все голкиперы в плане тактики и игрового мышления должны быть примерно одного уровня. Технически можно найти много различий, ведь кто-то повыше, а кто-то пониже. Эта система работает уже много лет», – отметил Якупов.
Интересно, что условия диктуют обратное. Поволжье – один из самых слабых регионов детского хоккея, где у академии «Ак Барса» почти нет достойных соперников. В каких-то матчах вратари казанцев просто стоят без дела и смотрят, как их команда возит соперника в чужой зоне. Раньше в школе «Ак Барса» отдавали своих голкиперов в аренду, чтобы те имели реальную практику. Сейчас же к этому особо не прибегают.

«В младших возрастах возможно, что соперник 15 раз бросит по воротам, но в ЮХЛ – нет. Если брать в целом, то многое зависит от команды. Например, в матчах между «Ак Барсом» и командами, которые ниже в таблице, голкипер казанской команды вряд ли получит много бросков, но бывают исключения», – считает Якупов.
Если система «Ак Барса» и дальше будет так часто поставлять вратарей, то за эту линию можно быть спокойным. Другой вопрос: как уместить своих голкиперов, учитывая, насколько неохотно казанский клуб расстается с воспитанниками. Случай с Арефьевым, когда вратарь перерастает ВХЛ, но долго ждет шанса отправиться в КХЛ, уже не первый. Тот же Ахтямов уезжал в Северную Америку, понимая, что места в «Ак Барсе» ему нет. Так что, казалось бы, над приятной головной болью менеджерам клуба ему предстоит подумать.