«Я грек по темпераменту, но с русской кровью – никогда не сдаюсь». Интервью с Дмитрием Филипповым

Поговорили с одним из лидеров «Горького».

35-летний Дмитрий Филиппов называет себя человеком мира. Он родился в Луганске, но сделал себе имя в Греции, защищая цвета топ-клубов и национальной сборной. Также он поиграл на Кипре, в Польше, Румынии и Швейцарии, откуда в 2024 году перебрался в Нижний Новгород.

В этом сезоне «Горький» уверенно держится в зоне плей-офф. В начале 2026 года команда угодила в кризис, но уже выбралась из него – в последних турах нижегородцы обыграли МГТУ и «Динамо-ЛО».

В интервью «БО Спорт» Филиппов рассказал, почему больше не хочет работать в одной команде с отцом, кого считает сильнейшим связующим чемпионата России и как они с Павлом Железняковым стали большими друзьями.

Дмитрий Филиппов / фото: Ангелина Ильичева, nn-volley.ru

«Я приехал в Россию в идеальном возрасте»

– В официальной заявке «Горького» вы значитесь как Дмитро Филиппов. Кто-то вас так называет или всё-таки Дмитрий?

– Так, это Паша Железняков вам вопрос прислал? (Смеётся) Меня так никто не называет, только когда хотят немного побесить или пошутить. Мне не нравится, когда меня называют Дмитро. Хотя именно это имя у меня написано в греческом паспорте. Но для всех я Дмитрий или Дима.

– Если сравнивать менталитеты, вам всё-таки ближе греческий или русский?

– Думаю, в каждой стране есть свои особенности в плане менталитета. Я – грек с русской кровью. Грек по темпераменту – могу быть вспыльчивым и эмоциональным. А русский, потому что русские никогда не сдаются. Я тоже не сдаюсь в сложных ситуациях.

– Давайте вернёмся в 2024 год. Вы наверняка припеваючи жили в спокойной Швейцарии. Что заставило вас рвануть в тяжёлый чемпионат России? Это был какой-то незакрытый гештальт?

– Скажу так, российский чемпионат – один из самых сильных в мире для меня. И мне всегда хотелось попробовать свои силы в нём. Считаю, что приехал сюда как раз в идеальном для связующего возрасте, когда ты по-другому понимаешь волейбол, по-другому его воспринимаешь. Это очень важно на моей позиции. Я мог перейти в АСК и раньше, но у меня был контракт, поэтому не мог этого сделать. Как только соглашение закончилось, меня снова позвал Андрей Андреевич Дранишников и мы договорились.

При этом у меня было предложение остаться в Швейцарии еще на три года – там не любят краткосрочные контракты. Думаю, если бы согласился, то заканчивал бы карьеру там. Получилось, что приехал сюда. Мне в Нижнем Новгороде очень нравится – и город, и команда, и люди в клубе, и болельщики. Я чувствую себя здесь, как дома. Не было моментов, когда сожалел бы о своём решении.

– В Европе в последние годы не лучшее отношение к России. Как ваши европейские друзья и знакомые восприняли ваш отъезд в Россию на фоне СВО?

– Я стараюсь не говорить о политике. Хотя я сам из Луганска, и меня вся эта ситуация касается напрямую. Могу сказать, что на этой почве потерял много друзей. Сам я русский, мои родители тоже русские и живут в России.

– Ваш отец Юрий Филиппов давно работает в России. Была ли возможность поработать вместе, как в своё время в Греции?

– Нет, такой возможности не было. Думаю, это неправильно, когда отец и сын находятся в одной команде. По крайней мере, в России. Меняется баланс, тяжело в раздевалке. В Европе с этим точно проще. Но даже те три месяца, что мы вместе провели в ПАОКе, было тяжело. Мне этого точно хватило (смеётся).

Юрий и Дмитрий Филипповы / фото: cev.eu

– В Греции часто обсуждали этот момент?

– Обсуждали, но скорее в хорошем плане. Моего отца очень любят и уважают в Греции, так что у местных это вызывало только интерес и давало им почву для размышлений, многие в интернете об этом писали.

– Отец помогал вам с переходом в «Горький»?

– Наоборот – отговаривал! (Смеётся). Почему? Наверное, лучше у него спросить. Наверное, считал, что я могу найти более интересные варианты. Как только он начинал меня отговаривать, я отвечал ему, что решу сам. У меня было своё мнение, так что я решился на переезд.

– Кстати, Юрий Иванович пропустил последний выезд «Енисея». Как его здоровье?

– У него были небольшие проблемы, но сейчас, слава Богу, всё хорошо.

«Даже не хочу думать о завершении карьеры»

– Вы сказали, что считаете российский чемпионат одним из сильнейших в мире. Остаётся ли он таким на фоне изоляции и сокращения числа элитных легионеров?

– Не согласен насчёт отъезда легионеров. Качественные иностранцы здесь есть и будут. Единственное, чего не хватает – еврокубков. Хотелось бы посмотреть на игру российских команд против топовых европейских клубов и в Лиге чемпионов, и Кубке ЕКВ, и Кубке вызова. Хочется, чтобы россиян быстрее вернули на международную арену. По-моему, от их отсутствия теряет сам европейский волейбол. Лично я не вижу смысла в этой изоляции.

Надеюсь, что в скором времени российские команды допустят и волейбол станет интереснее. Я бы с удовольствием посмотрел на матчи российских клубов в Лиге чемпионов. Я вообще люблю смотреть волейбол, когда есть свободное время. Когда играл в Швейцарии, ездил на игры в Италию, которая рядом.

– В чем особенность российской суперлиги?

– Самое сложное – это выезды и смена часовых поясов. Думаю, это проблема всех игроков. Еще один момент – это физически сильный волейбол, он отличается от европейского. Все игры достаточно интересные и сложные, в этом и есть главный плюс российского волейбола. Есть команды с очень мощной подачей, против которых очень сложно играть.

– Был ли хоть один матч за эти полтора сезона в суперлиге, когда вы подумали: «Сегодня было легко»?

– Нет, такого у меня точно не было. Мы – команда, которая не умеет легко играть, у нас всё время какие-то шоу, мы веселим народ (смеётся). Мы не можем просто взять и выиграть 3:0. Всё время залезем в пять партий или проиграем, ведя 21:17. Мы не умеем легко выигрывать. Ты выходишь на каждую игру и результат непредсказуем.

– Игорь Кобзарь говорил, что для него на площадке важна эмоциональная связь с нападающими. Сергей Шляпников утверждал, что связующий должен быть авторитетом в команде. А для вас, что самое главное?

– Думаю, уверенность. Психология, как сказал Игорь, тоже важна, но уверенность, которую ты даёшь команде, является для меня самым важным.

Фото: Ангелина Ильичева, nn-volley.ru

– Кого вы можете назвать лучшим связующим суперлиги на данный момент?

– Наверное, Константин Абаев. Мне было интересно, как он себя будет показывать после возвращения из Европы, и он смотрится хорошо.

– А кто самый крутой в мире?

– Для меня эталоном остаётся бразилец Рикардиньо, который уже не играет.

– Наверное, в 35 лет игроки уже начинают задумываться о завершении карьеры…

– Я её только начинаю! (Улыбается)

– Тем не менее, каким вы видите этот момент?

– Все говорят, что надо знать, что ты будешь делать после завершения игровой карьеры. Но я даже не задумывался об этом и не хочу этого делать. Зная свою любовь к волейболу, сто процентов останусь в нём. Возможно, тренером.

«Щербаков и Пятыркин – пример для молодых пацанов»

– Чем ваш нынешний тренер Андрей Дранишников отличается от предыдущих?

– В России я не работал с другими тренерами, но в Европе у меня их было очень много. У Дранишникова –  европейский подход и к людям, и к тренировочному процессу. Он даёт игрокам свободу, в том числе я ощущаю это на себе. Это очень приятно и очень похоже на то, что я видел в Европе. Он умеет подобрать ключи к каждому игроку.

Андрей Дранишников / фото: Ангелина Ильичева, nn-volley.ru

– Кажется, в Нижнем Новгороде старение игроков прекращается. Что вы думаете о Михаиле Щербакове, который сейчас лидирует в списке лучших блокирующих?

– Миша – легенда российского волейбола. Он ещё раз доказывает, что возраст не влияет на качество игры. Его опыт придает уверенности и молодым ребятам. Саша Пятыркин тоже красавчик, в сорок лет держать себя в такой форме – это уровень. Оба – пример для молодых пацанов.

– В «Горьком» вы безоговорочный первый номер, за вами обычно молодые ребята. Как на вас влияет отсутствие серьёзной конкуренции?

– Не думаю об этом. Если ты делаешь свою работу, тренируешься, ты не задумываешься о конкуренции. Наверное, это не моя проблема (смеётся). Думаю, что отсутствие конкуренции по-разному влияет на разных игроков. Кому-то она нужна, кто-то её найдёт в другом. Она есть всегда, ведь тебе нужно доказывать, что ты заслуживаешь находиться в составе.

– В последнее время Александр Целищев часто был недоступен по состоянию здоровья. Вам было тяжело без напарника?

– Конечно, когда есть два связующих, тренер может дать отдохнуть, но я не устал. Волейбол – это то, что я люблю больше всего в жизни, поэтому никогда не устаю играть. Буду продолжать, пока позволяет здоровье, потому что для меня это всегда интересно.

Михаил Щербаков (слева) и Александр Целищев / фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com

– Чем отличается атмосфера в «Горьком» от других команд?

– В каждом клубе атмосфера абсолютно разная. У нас в «Горьком» атмосфера очень хорошая даже тогда, когда всё идёт не очень хорошо. Есть пару человек, которые постоянно что-то придумывают. Паша Железняков и Саша Пятыркин часто на тренировках устраивают «концерты». Так что с атмосферой у нас всё в порядке.

– Как завязалась ваша дружба с Железняковым?

– В самый первый день, когда я пришёл в команду, он сидел молча, отдельно от всех, и смотрел исподлобья. Спросил у него: «Ты чего, всё проверяешь?». Мы посмеялись, потом слово за слово и так начали общаться. Мы с ним очень похожи и воспитанием, и взглядами на жизнь. Так получилось, что подружились, я хорошо общаюсь и с его семьей. Сам пока холостяк, но всё ещё впереди.

– Как дружба сказывается на игре?

– Конечно, всегда приятно и интересно играть в одной команде с другом, который тебя поддержит в трудный момент. Это приятно. Но он не приплачивает мне за то, что я ему пасую (смеётся).

– Летом вы вместе были в Греции. Показали лучшие места?

– Да, мы провели в Греции две недели. Железняковы, как и я, не любят сидеть на одном месте, мы всё время куда-то ездили. Были в Афинах, в Салониках, на островах. С детьми было чуть-чуть тяжело, но мы справлялись. Он возьмёт на руки одного, я – второго. Так и объездили полстраны. Думаю, им понравилось. Для них это было первое семейное путешествие в Европу. Мы очень хорошо провели время.

– Вы летом буквально в один день продлили контракты. Договаривались об этом или получилось случайно?

Когда нам предлагали новые контракты, мы сказали, что если останемся, то вдвоем. Я ему говорил: «Подписывай, я потом подпишу». Но он не доверял (смеётся). Поэтому и подписали, можно сказать, в одну секунду.

Павел Железняков и Дмитрий Филиппов / фото: Ангелина Ильичева, nn-volley.ru

– Ваша команда летом пережила преображение: новый логотип, название. Как лично вы относитесь к этому?

– Отлично, это интересно. Спасибо людям, которые работают над этим и продвигают клуб. У команды растёт узнаваемость, поэтому им можно только похлопать.

– Нынешний «Горький» сильнее прошлогоднего АСК или нет?

– Определённо, да.

– «Горький» недавно прервал шестиматчевую серию поражений. У вас есть объяснение, почему она так затянулась?

– Мы не показывали ту игру, которую могли и должны были. Безусловно, у нас был спад. Хорошо, что обыграли МГТУ, это было важно для нас. По моему мнению, мы должны были заканчивать игру в четырёх партиях. Помешало то, что не забили свои атаки, еще и в пятой партии устроили праздник волейбола и для себя, и для болельщиков. Хорошо, что в итоге дожали. В психологическом плане это была очень важная победа. Она помогла нам и в следующем матче с «Динамо-ЛО».

«Луганск расцветает после тяжёлых времён»

– Как вам уровень жизни в России после долгих лет в Европе?

– Я каждое лето приезжаю в Луганск к родным, так что знаю, что такое Россия. Знаю, какой здесь уровень жизни, какие люди здесь живут. Как я и говорил, сам считаю себя русским. Меня всё устраивает, у меня всё есть. Нижний Новгород – отличный город, и мне ничего не мешает думать только о волейболе.

– То есть привыкать к чему-то не пришлось?

– Я заканчивал спортивный интернат в Луганске, так что знаю каково жить в этой стране, знаю, что такое русская зима. Мне, как пожившему в России человеку, привыкать ни к чему не пришлось.

– Вы в апреле ездили в Луганск и проводили мастер-класс для детей.

– Заезжаю в Луганск каждый год после окончания сезона. У меня там семья, родные, поэтому езжу туда с огромным желанием, скучаю по ним. Когда я в городе, постоянно бываю в спортивном интернате. Дети рады и довольны, я счастлив давать какие-то советы пацанам, которые живут волейболом и пытаются пробиться на высокий уровень.

– Как там сейчас обстановка?

– Всё хорошо, город расцветает после тяжёлых времён. В Луганске развивается спорт, на это приятно смотреть.

– Ваш дедушка – Анатолий Куксов – был легендой луганской «Зари». Вы следите за футболом? За кого-то болеете в России и Европе?

– Я не фанатею от футбола, но могу посмотреть какие-то важные матчи. Болею за ПАОК, там играет знакомый.

– Недавно появилась новость, что «Заря» будет играть в российской Второй лиге. Как к этому относитесь?

– За этой командой тоже всегда слежу. Очень хорошо, что клуб вернётся в большой футбол. Это хорошая новость для болельщиков из Луганска.

– Вы говорили, что знакомы с футболистом Костасом Цимикасом из «Ливерпуля». Поддерживаете общение сейчас?

– Летом созванивались, списывались, пару раз встречались. Познакомились еще в «Олимпиакосе» и поддерживаем отношения до сих пор.

– Какую роль в вашей жизни сыграл Иван Саввиди?

– Мы с Иваном Игнатьевичем хорошо знакомы. Этот человек многое сделал для спорта и в России, и в Греции. Я в хороших отношениях и с его сыновьями, мы поддерживаем контакт. Я очень благодарен ему, он всегда помогал мне и моей семье в трудных ситуациях.

Филиппов (справа) на Евро-2019 / фото: cev.eu

– Когда вы рассказывали о Греции, всегда отмечали эмоциональных болельщиков. Вы сказали, что они буквально живут спортом. Почему в России не так?

– Да, болельщики там любят спорт и живут не столько спортом, сколько своим клубом. В Афинах есть три крупных клуба – «Олимпиакос», «Панатинаикос» и АЕК. В Салониках играют ПАОК, «Ираклис» и «Арис». Люди болеют за эти клубы семьями. Это идёт с самого детства. Когда дети впервые встречаются на улицах, первым делом спрашивают не имя, а команду, за которую они болеют. Не знаю, насколько это хорошо, но в России по-другому. Не уверен, что вообще должно быть так же, как в Греции.

– Была шумиха, когда вы из «Олимпиакоса» перешли в ПАОК. На улицах Пирея вам до сих пор опасно появляться или местные уже остыли?

– Да, когда перешёл в ПАОК, была нереальная шумиха. Даже когда тренировались со сборной в зале «Олимпиакоса» мне звонил менеджер национальной команды и говорил: «Дима, не приезжай, здесь болельщики «Олимпиакоса», тебе нельзя тут появляться». Прошло много времени, так что я думаю, они уже остыли, но небольшая обида на меня, наверное, всё-таки осталась. Это спорт, надо было двигаться вперёд. Я в любом случае благодарен всем командам, в которых играл, в том числе и «Олимпиакосу», несмотря ни на что. Этот клуб вырастил и поверил в меня. У меня до сих пор остались хорошие отношения с болельщиками и той, и другой команды.

– Вам больше нравилось играть при громких греческих трибунах с фаерами и летающими монетами или в более спокойной российской атмосфере?

– Я скучаю по греческой атмосфере, когда вы с партнёрами не слышите друг друга на площадке. Такие моменты навсегда остаются в памяти. В Нижнем тоже приятно играть, у нас аншлаги почти каждую игру, нижегородские болельщики всегда нас поддерживают, болеют за нас по-своему.

– Вас в Греции часто узнавали на улице. Как с этим дела обстоят в Нижнем Новгороде?

– За последний год стали узнавать чуть больше. ЦУРС проделывает большую работу над продвижением волейбола и нашей команды в Нижегородской области. Это работа в социальных сетях, билборды на улицах, матч в Арзамасе. Это всё делается для болельщиков и для продвижения нашей команды и волейбола в целом. Нам очень приятно, что в Нижнем Новгороде ходят на волейбол, любят его. Нам остаётся делать так, чтобы болельщики выходили из зала довольными, даже несмотря на поражения, которые у нас есть. И чтобы они знали – мы всегда отдаем все силы на площадке ради победы.

ДОСЬЕ «БО СПОРТ»
Дмитрий ФИЛИППОВ
Амплуа: связующий
Дата рождения: 4 декабря 1990 год
Место рождения: Луганск
Рост: 198 см
Карьера: «Аполло» (Афины, Греция) – 2007/08; «Анортосис» (Фамагуста, Кипр) – 2008/09; «Полихни» (Греция) – 2009/10; «Олимпиакос» (Пирей, Греция) – 2010–2013; 2015–2017; «Ястшембски» (Польша) – 2013– 2015; «Аркада» (Галати, Румыния) – 2017/18; ПАОК (Салоники, Греция) – 2018–2020; «Амрисвиль» (Швейцария) – 2020–2024; «Горький» (Нижний Новгород) – с сезона 2024/25
Достижения с клубами: чемпион Греции (2011, 2013), чемпион Швейцарии (2022), чемпион Кипра (2009), обладатель Кубка Греции (2011, 2013, 2016, 2017, 2019), обладатель Кубка Швейцарии (2022, 2024), обладатель Кубка греческой лиги (2011, 2013), бронзовый призёр Лиги чемпионов (2014), бронзовый призёр чемпионата  Польши (2014), серебряный призёр чемпионата Румынии (2018), серебряный (2017, 2019) и бронзовый (2016) призёр чемпионата Греции, серебряный призёр чемпионата Швейцарии (2021, 2023, 2024)
Достижения со сборной: серебряный призёр Евролиги (2014), бронзовый призёр Средиземноморских игр (2018)


Всеволод Егоров