«В России легионеров целуют в попу, а русские всегда виноваты». Спиридонов вспомнил перепалки с Алекно и отказ играть за сборную

Зажёг на подкасте у баскетболиста Понкрашова.

37-летний доигровщик Алексей Спиридонов после пяти сезонов в Катаре на паузе: отдыхает и качается в тренажёрном зале, не исключая варианта, что завершит волейбольную карьеру. 

После интервью «БО Спорт» двухлетней давности Спиридонова было не так много в медийном пространстве, но недавно чемпион Европы и победитель Мировой лиги стал гостем подкаста PonkraSHOW, который ведёт призёр Олимпиады по баскетболу Антон Понкрашов. Там Алексей в привычном для себя стиле вспомнил некоторые резонансные истории из своей карьеры. Мы собрали самые интересные.

Алексей Спиридонов / скрин: First&Red и PonkraSHOW

«Если предложат контракт в России – не подпишу»

Спиридонов с 2020 года не играл в России, но рассказывал, что в 2023 году его звали «Нефтяник», «Нова» и «Белогорье», а оренбургскую команду тогда возглавил Павел Борщ.

«Когда я уезжал в Катар, мне звонит агент и говорит: «Есть хорошее предложение поехать в Оренбург». А там тренер, ну, чтоб ты понимал, ну он ***, он шизофреник. К нему поехал мой друг Лёхa Самойленко. Это человек, который, если его комар укусит, он его не будет убивать, а смахнёт. Он добрейший души человек, просто человечище по жизни.

И он мне звонит и говорит: «Лёха, я на волоске, чтобы ему *** не разбить. Это такая тварь!» И он разорвал контракт и уехал в Грецию играть. А агент мне говорил: «Лёха, ты знаешь, этот человек изменился, туда-сюда». В общем, начал ссать мне в уши. Я говорю: «Дим, он может изменился, но в худшую сторону. Люди не меняются, он шизофреник». Я поехал в Катар, зарекомендовал себя, пять лет там прожил и отыграл, выиграл шесть титулов и ни о чём не жалею», – рассказывал Спиридонов.

В Катаре он поиграл за «Аль-Ахли», «Аль-Араби» и «Аль-Райан». Сейчас ждёт предложений из Индонезии, Катара и других арабских стран. При этом в России больше играть не готов.

«У меня даже мыслей нет играть в России. Мне предлагали контракты какие-то в России – я их сразу отталкиваю. Хотя я сейчас сижу без контракта. Но если мне предложат контракт в России, я не подпишу. Может, закончу. Мне всё-таки 37 лет, уже немолод. В тот же самый Катар можно вернуться, но не в Россию, где неуважительное отношение к игрокам со стороны тренеров, менеджеров.

В России во всех клубах легионеров целуют в попу. Какой бы легионер ни был – а бывает и говно – их целуют в попу, а русские всегда виноваты. Это только в России такое. Я уверен, что и в футболе такая же ерунда, что русские все говно, а легионеры все хорошие. Руководители клубов, президенты приходят и говорят: «Ты должен, мы тебе платим бабки». Почему я тебе должен? Никому ничего не должен. 

Я играл в Казани три года. Лучший клуб мира. Никаких собраний от президента, ничего такого. Мог зайти самый главный по «Газпрому» в Казани в раздевалку после выигранного турнира: «Ребят, ну что там? Я вам обещал премиальные, вот вам двойные». Вот это отношение к игрокам, понимаешь?» – заявил волейболист.

Доигровщик суммарно провёл в Казани три сезона (2014–2016, 2018/19), причём при Владимире Алекно с которым у него ранее были напряженные отношения из-за истории в сборной России. В августе 2011 года главный тренер перед вылетом на Мемориал Вагнера в Польшу прямо в аэропорту отчислил Спиридонова «за неоднократное нарушение спортивного режима и дисциплины». Он вернулся в сборную только в 2013-м при Андрее Воронкове.

Алексей Спиридонов / фото: zenit-kazan.com

«Там и алкоголь присутствовал, а до этого опоздал на сборы. В совокупности всё было. Меня слили три игрока из сборной. Подошли к Алекно и слили меня. Уже сумки сдали, уже паспортный контроль прошли, а Алекно говорит: «Всё, ты свободен». Когда он меня выгнал, у нас не очень были отношения. Когда против него играл, всегда закусывался с ним через сетку, там доходило прямо до пожара. У меня где-то есть фотография, где я ему что-то высказываю через сетку, а он на меня идёт и что-то показывает. Вот эти наши перепалки были до того момента, пока он не позвал меня к себе. 

Агент звонит: «Лёха, тебя хочет Казань». А у меня, знаешь, такой мандражик, всё-таки с Алекно у меня не очень отношения. Думаю, яйца есть, хрен с ним, пойду – была не была. Он тоже помнил ситуацию, которая у нас с ним произошла, но ему нужна была моя работа. Я всю жизнь был работягой, по работе никогда претензий не было. И за три года работы у нас с ним не было ни одной ситуации недопонимания. Но я тебе скажу одно: Алекно *** всех, понимаешь? Там и лучший волейболист мира Леон отгребал», – рассказал Спиридонов.

Алексей Спиридонов (слева) и Вильфредо Леон / фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com

«В 2011 году подал в суд на федерацию»

В 2011 году игрока не просто отчислили из сборной, но и дисквалифицировали на полгода с условной ещё на полтора года, а также лишили премиальных за победу в Мировой лиге. Но уже 17 декабря он сыграл за «Искру» в матче седьмого тура чемпионата России.

«У меня в Одинцово был менеджер как человек не очень хороший, но именно как юрист он не отпустил эту ситуацию (вероятно, речь идёт о генеральном директоре «Искры» тех лет Андрее Бельмачеприм. ред.) Недолго думая, подали документы в суд. Мне поступали какие-то звонки непонятные с угрозами. Нас вызывает федерация и, знаешь, ждут от нас, как гаишники, которые тебя останавливают – начнёшь ты деньгами бросаться или нет? Мы говорим всё, увидимся в суде». Потом они  выходят сами на связь: «Ну, ладно, давайте сделаем мировую. Вы забираете документы из судов, мы снимаем деквалификацию». Я немного пропустил.

Стало ли это дополнительной мотивацией? В то время меня не надо было мотивировать, я выходил и ***. Я мог прийти утром с ночного клуба. 20 лет, сам прекрасно понимаешь. Ты пошёл, пописал в туалет – и восстановился. В тот момент я наверное, был, одним из лучших доигровщиков лиги. А наша лига считалась лучшей в мире. Сейчас, наверное, уже нет, так как к нам перестали ехать топовые легионеры. Сейчас, наверное, Польша и Италия поинтереснее», – считает Спиридонов.

Алексей Спиридонов (слева) и Александр Богомолов в «Искре» / фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com

Алексей заиграл в суперлиге при главном тренере Зоране Гаиче. Тогда в команде также были доигровщики Жиба, Павел Абрамов, Тарас Хтей и Денис Калинин.

«Тогда «Искра» была одним из самых богатых клубов России с политикой: «Лучше купим, чем воспитаем своего». Гаич меня начал подключать к тренировкам четвёртым доигровщиком. В то время в Одинцове была вся сборная России. И легионер Жиба – лучший игрок мира на моей позиции. Там была банда. Я благодарен Гаичу, он мне дал несколько полных игр отыграть в составе. Потом Гаич ушёл, вернулся тренер, у которого была та политика (вероятно, речь идёт о Сергее Цветнове – прим. ред.).

Он опять набирает на мою позицию тех, кто должен играть: один легионер и два русских. Легионер всё время пропадал в стриптиз-клубах (доигровщиком-легионером в «Искре» 2009/10 был бразилец Лео Минейроприм. ред.) Русский там один заболел, второй травмировался, и, по сути, я всегда играл. Пошло-поехало. Последние годы, которые доигрывал в Одинцове, я уже был номером один на своей позиции. Я считаю, что каждому спортсмену даётся шанс, который ты должен хватать зубами и уже не отпускать. У меня получилось», – сказал Спиридонов.

Фото: соцсети Спиридонова

Из «Искры» он попал в сборную России, за которую сыграл 61 матч. В последний раз – на Кубке мира-2015. По словам волейболиста, в 2017 году он отказался от выступления за национальную команду. Тогда её возглавил Сергей Шляпников.

«Меня вызвали в сборную после сезона в Красноярске, но там поменялся тренер. Нового я не очень любил, и он меня не очень любил. Зачем он вызвал? Думаю, чтобы наказать. Знаешь, как это случается: всё лето на сборах ***, а потом в последний день перед турниром тебе говорят: «Спасибо за работу, ты свободен». Я не поехал на сборы. За это автоматическая дисквалификация, поэтому я приехал в федерацию объяснять причины отказа.

Я приезжаю, там сидит президент федерации, менеджер и тренер. А у меня вот-вот должен родиться второй ребёнок. Ну, я дурачка включил. Говорю: «Понимаете, у меня сейчас родится ребёнок, я живу за городом, в частном доме нет воды, надо вёдрами из колодца добирать». Они в негатив: «Ты хочешь выступать только за клуб, там получать деньги». Не в этом дело, я просто не хотел идти к этому тренеру. 

Я был уверен, что ничего не получится. Этот тренер находит одного-двух громоотводов и начинает их ***. Не физически, а морально. Он может назвать не по имени, а «Эй, человек». Ну, представляешь, что мне кто-то скажет «Эй, человек»? Понятно, что ты тренер, а я – игрок. Ты даёшь задания, ты здесь босс, но банальное уважение должно быть. Меня не дисквалифицировали, но после этого момента меня больше не вызывали в сборную», – рассказал Спиридонов.

«В России делают замены с помощью дощечек – это стыдоба!» Спиридонов стал чемпионом Катара и фанатом качалки

Алмаз Хаиров