В Казани в эти дни находятся вице-чемпионка мира и действующая победительница Олимпиады, экс-актриса и писательница Александра Костенюк. Одна из лучших шахматисток мира полмесяца играла в столице Татарстана на турнире Гран-при. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побеседовал со спортсменкой о шахматах, кино, столице Татарстана и многом другом.
АЛЕКСАНДРА И КАЗАНЬ
— Александра, проведя в Казани почти две недели, у вас было время на то, чтобы осмотреть окрестности?
— Поначалу я успела прогуляться, и поняла, что в 2004 году, во время проведения чемпионата России, нас поселили где-то рядом с нынешней гостиницей. Через дорогу я обнаружила супермаркет, который тогда запомнила. Потихоньку вспоминала обжитые некогда места… Потом была обзорная экскурсия. Но так как я в Казани была уже много раз, то принципиально нового ничего не увидела. Хотя скажу, что было интересно, так же как и всегда.
— На правах старожила могли бы помочь гиду, подсказать, что где находится?
— Я же не одна была в экскурсионной группе. Понятно, что за два часа тяжело показать все, что есть красивого в городе. Уверена, что тем, кто посетил Казань впервые, увиденное и запомнилось и понравилось. Хотя я тоже не была разочарована.
АЛЕКСАНДРА И ФУТБОЛ
— После партии с Татьяной Косинцевой, вы ужинали, глядя на экран телевизора. А там проходил футбольный матч чемпионата Европы между сборными Испании и Италии. Игра оставила какое-то впечатление или была фоном под трапезу?
— Женщины иногда смотрят футбол, в том числе и я. Но делаю это, когда играет наша сборная, чтобы было за кого поболеть. Тогда же я смотрела и названный вами матч, и Хорватию — Ирландию, но мне было не очень интересно от увиденного.
— А другими видами спорта интересуетесь?
— Я такой человек, который предпочитает личные занятия спортом, чем пассивное боление. Очень люблю спорт, на самом деле. Сейчас с интересом жду начала летних Олимпийских игр. Прикидываю, что в это время буду находиться на сборах, на которых будет готовиться сборная России к своей Олимпиаде, шахматной. И в это время, думаю, на сборах буду смотреть соревнования. Я фанат Олимпиад!
— Говорят, что вы сами в футбол играете…
— (Смеется). Бывает, правда, мне кажется, что делаю это не очень хорошо. В теннис еще играю, и вообще люблю все подвижное, например, бег.
— Кто лучший футболист из шахматистов, вы или Петр Свидлер?
— (Заливистый смех). Не знаю! Как-то не сравнивали возможности друг друга в этом отношении. Хотя был у нас сбор национальных команд перед Олимпиадой 2010 года, когда заявились две женские команды. Женский футбол на сборах был одним из самых любимых времяпровождений. Когда с мужчинами играешь, они, бывает, увлекаются, начинают играть жестко. А когда тебе мячом «прилетает» в живот, поверьте, это оставляет не самые приятные впечатления. А вот женский футбол — был очень интересен. Не сочтите это за выпад эмансипированной женщины, но я больше предпочитаю спортивные соревнования среди женщин. Они более эмоциональны.
— Зная о ваших достижениях в шахматах Фишера, хотелось бы узнать, в какие шахматы вам играть интереснее?
— Фишеровские шахматы интересны, но ведь большинство соревнований проходит по классическим. Поэтому передо мной проблемы выбора не стоит. Что плохо в наше время, так это то, что в классике все меньше возможностей для творчества, чем в фишеровских. Чем последние и привлекают внимание любителей шахмат. Там с первого хода начинается игра по принципу — кто что придумает, а не кто, что вспомнит из вариантов.
— Существует мнение, что в скором времени все позиции проанализируют, и шахматистам придется в массовом порядке переходить в фишеровские.
— Не согласна. У нас играют люди. А, значит, присутствует человеческий фактор. Кто-то не вспомнил вариант, кто-то зевнул, вот вам и результативная партия. Поэтому подчас у нас побеждает тот, кто меньше ошибается, а не тот, кто в идеале лучше играет.
АЛЕКСАНДРА И КИНО
— В следующем году исполняется десять лет с той поры, как на экраны вышел фильм с вашим участием «Благословите женщину». Почему ваша удачная «проба пера» не получила продолжения?
— Тут дело за режиссерами, точнее, за предложениями от них. Они отсутствовали. Я же не актриса, поэтому вообще удивительно то, что я появилась на экране. Понятно, что роль я получила, благодаря спорту, хотя сыграла в итоге совсем не шахматистку, а персонаж мой был, скорее, драматического характера. Это был интересный момент в моей жизни, но я со своей стороны ничего не сделала для того, чтобы продлить его.
— А не было предложений сыграть что-то из жизни шахматисток?
— Нет. И это удивительно. Шахматы частенько используются в мировой литературе («Мастер и Маргарита», партия Воланда и Бегемота, «12 стульев, партия Бендера и одноглазого любителя шахмат, среди наиболее известных эпизодов шахмат в российской литературе, — авт.), но сделать фильм, посвященный шахматам, почему-то не могут. В советские времена у нас были прекрасные фильмы, «Гроссмейстер», «Белый снег России», но последний был снят тогда, когда меня не было на свете (1980 год, за четыре года до появления на свет Костенюк, — авт.) И все! С тех пор кинокартин, где основной идеей были бы шахматы, не снимали. Для меня это удивительно. Хотя, как мне казалось, мы жили в шахматной стране. Даже в Америке в последние годы было снято много фильмов, конкретно на шахматную тему. «В поисках Бобби Фишера», к примеру. Недавно вышла картина про детскую шахматную команду. У меня сестра снимает видео, работает в этой области, она пыталась пробить эту идею. Писала сценарий, но… вроде бы, тема всем была интересна, однако, как оказалось, до претворения ее в реальность очень далеко.
— Помимо названных вами, был иностранный фильм «Шахматистка».
— Да-да, кстати, я его видела, причем, с большим восторгом его посмотрела. Но он, как бы вам сказать… Главная идея режиссера, как мне кажется, состоит в том, чтобы опровергнуть бытующее мнение, что шахматы — это скучная игра… Она не скучная, в ней столько темперамента…
… — Который вы скрываете, находясь за доской.
— Вот и мастерство режиссера состояло бы в демонстрации тех эмоций, которыми шахматы насыщены, но не видны не вооруженному глазу. А этот фильм, достаточно медленно развивается, в результате подтверждает идею, что шахматы скучноваты.
— А как вам показалась идея фильма, когда малообученная спортсменка, эдакая Золушка от шахмат, добивается победы на крупном чемпионате?
— Назвать свежей я эту идею не могу. И мало верится в реальность этой истории, но, кто знает… Может, когда-то и появится подобный талант… Может, я пристрастна, но все, что связано с шахматами в кино и мировой литературе, я очень люблю. Я считаю, что есть книги, которые можно экранизировать и будет интересно даже той публике, которая далека от этого вида спорта. Главное, чтобы режиссер и актеры смогли преподнести публике все те эмоции, которые скрываются и в игре и в игроках.
— А вы не поддерживали отношений с теми актерами, которые играли в том фильме: Балуевым, Михайловым, Чуриковой, Ходченковой, Купченко?
— Когда мы снимались, то я поняла, что это очень приятные в общении люди, совсем не звездные. Не могу сказать, что я поддерживаю с ними общение, потому, что жизнь снова разбросала нас по нашим сферам, которые очень редко пересекаются. Очень тяжело нам найти точки соприкосновения, мы с несколько разных планет.
АЛЕКСАНДРА И СУЕВЕРИЯ
— Вы сегодня пришли на партию в нарядном белом платье. Ваш выбор одежды может быть обусловлен настроем на партию?
— Начнем с того, что турнир здесь долгий, и можно очень много нарядов одеть. Думаю, что в подобных соревнованиях даже детали важны. Может, когда ты себя чувствуешь красивой, то в тебя вселяется дополнительная уверенность. Некоторые люди суеверны, и одежду после побед они категорически не меняют.
В детстве, кстати, я была очень суеверной, и ходила в одном и том же, после удачных партий. Потом со временем решила, что чем лучше я играю, тем с каждым днем становится грустнее ходить в одном и том же. К примеру, на одних детских соревнованиях у меня был результат: девять из девяти. Для меня сейчас важнее не то, как я выгляжу, а то, насколько комфортно я себя чувствую.
— А суеверия все-таки присутствуют?
— Я считаю, что это слабость характера, и с этим качеством я борюсь. Хотя в хорошие приметы верю, это да. Но зато о плохих приметах я стараюсь вовсе не думать. Надо работать над собой, иначе мысль о том, что ты сегодня встал не с той ноги, непременно скажется на том, как пройдет в итоге весь день.
— А можете вспомнить самую свою долгую партию?
— Легко. У меня с Лораном Фрессине — мужским гроссмейстером из Франции — была партия на 227 ходов. Ситуация осложнялась тем, что до меня он играл с Виктором Корчным, а Виктор Львович потребовал ничью в ситуации, когда этого делать было нельзя. Тогда Лоран решил не требовать от меня ничьи. Причем, это было в быстрых шахматах. В итоге я выиграла. Мне надо было побеждать по турнирной ситуации. В детстве, когда я выступала на чемпионате России до десяти лет, были еще правила, когда партию можно было откладывать на следующий день. Тогда мы тоже просидели за партией долго, на два дня.
— Вы играли с мужчиной, а считается, что представители сильного пола менее выносливы, чем женщины.
— Это кто так говорит? По своему жизненному опыту, я с этим утверждением не согласна. Мы и физически сложнее, а в шахматах, когда разыгрывается длинная партия, огромное значение имеет концентрация, которая как раз таки зависит от физического состояния человека. На пятом-шестом часу игры потеря концентрации неизбежна. Именно поэтому, я считала, что мужчины играют ровнее, и у них отсутствуют грубые зевки.
— Вы являетесь экс-чемпионкой мира. При этом на нынешнем Гран-при стоите предпоследней, 11-й по рейтингу. Можете объяснить чем было вызвано столь стремительное падение рейтинга?
— В прошлом году, начиная с июня по октябрь, я потеряла 80 пунктов рейтинга. Подряд шли турниры, с очень плохим моим выступлением. Но, рейтинг — дело наживное, или как в шахматах шутят, набивное. Была бы игра за ней придет и результат. Очень тяжело держать стабильный рейтинг. Поэтому его поднятие или падение накатывает на спортсмена волнами. Конечно, у меня есть цель — поднять рейтинг, потому что он у меня сейчас очень низкий. Но для этого нужна хорошая игра.
— В игровых видах спорта, футболе, хоккее, баскетболе, присуще определенное волнение игрокам, когда на матч приходит главный тренер сборной страны. Сегодня (18 июня, — авт.) в Казань приехал главный тренер женской сборной страны Сергей Рублевский. Вы волновались?
— (Улыбается). Нет, нельзя так сказать. Не думаю, что плохие ходы, которые я делала сегодня за доской, можно объяснить какими-то вне спортивными обстоятельствами. Тут надо искать причины в себе, анализировать шахматную составляющую. В какой-то момент я начала очень слабо играть, а потому и проиграла Хоу Ифань.
Александра Константиновна Костенюк (23 апреля 1984, Пермь) — российская шахматистка, гроссмейстер (2004), двенадцатая чемпионка мира (с сентября 2008 года по декабрь 2010 года). Чемпионка Европы (2004). Победительница шахматной Олимпиады (2010) в составе команды России. Вице-чемпионка мира по быстрым шахматам (2012). Двукратная чемпионка мира по шахматам Фишера (2006, 2008).