Сегодня в Ярославле состоится первый из двух матчей молодёжных сборных России и Канады, посвященных 40-летней годовщине легендарной Суперсерии 1972 года. Капитан российской команды — Наиль Якупов, воспитанник нижнекамского хоккея. В июне 18-летний форвард был задрафтован клубом НХЛ «Эдмонтон Ойлерз» под первым номером. До него из российских игроков подобной чести удостаивались лишь Илья Ковальчук (2001) и Александр Овечкин (2004). Спустя месяц после драфта канадский клуб подписал трехлетний контракт с Якуповым. С ним побеседовал корреспондент «БИЗНЕС Online».
«ПЕРВЫЙ НОМЕР ДРАФТА НУЖНО ЕЩЕ ОПРАВДАТЬ»
— Наиль, как проходят тренировки в Новогорске?
— Сбор начался 31 июля. Готовимся, тренируемся, выкладываемся, ходим в тренажерный зал. На льду идет хорошая скоростная работа. Все готовы, смотрятся неплохо.
— Партнеры по молодежке поздравили? Стать первым номером драфта — это уже успех.
— Те, с кем я близко общаюсь, поздравили. Кто в интернете, кто лично. Михаил Павлович Варнаков (главный тренер молодежной сборной, — авт.), Никита Нестеров, Андрей Макаров, Альберт Яруллин. Михаил Григоренко еще на церемонии поздравили. Но первый номер драфта нужно еще оправдать, доказать, что это все не случайно. Хочется скорее начать сезон, работать, доказывать, побеждать.
— Кстати, уроженца Казани Макарова Зинэтулла Билялетдинов на днях вызвал в главную сборную страны. Когда увидим там Наиля Якупова?
— Андрей молодец, я его знаю с пяти лет, мы всегда близко общались. Конечно, я тоже хочу играть во взрослой сборной. Дай бог поехать на чемпионат мира и выиграть его. Я всегда рад, когда меня приглашают в национальную команду, всегда приезжал и буду приезжать. Даже просто свитер с российским гербом надеть престижно, не говоря уже об официальных матчах.
— В конкурентах в твоем амплуа — правый крайний — очень серьезные имена, в том числе два Александра — Семин и Радулов. Готов с ними конкурировать?
— Я не собираюсь с кем-то конкретно соперничать, выяснять отношения. Моя задача — попасть в сборную, играть в свой хоккей. Там в основном игроки опытные, поигравшие и в НХЛ, и в КХЛ, и в сборной.
— Александр Овечкин дебютировал на Олимпиаде в Турине в 20-летнем возрасте. В 2014 году тебе тоже будет 20 лет…
— Намек понятен. Есть шанс, есть стимул, все в моих руках, поэтому буду стараться.
— С еще одним казанцем Александром Бурмистровым, который также играет за океаном, поддерживаешь отношения?
— Буквально три года назад играли друг против друга, потом переписывались с ним, когда он играл в ОХЛ, а я в России. Готовясь к переезду в Канаду, я интересовался у него о той жизни, их хоккее и так далее. Я давно его не видел, но при встрече мимо друг друга не пройдем.
«МНЕ ПОВЕЗЛО, ЧТО В САРНИИ Я ОКАЗАЛСЯ В ХОККЕЙНОЙ СЕМЬЕ ГАЛЬЧЕНЮКОВ»
— Два последних сезона ты отыграл в Канаде. Как проходило освоение? Первый год, наверно, получился особенно непростым. Новая страна, новые партнеры…
— Да нет. Все было отлично. Мой агент Игорь Ларионов здорово помог. Плюс мне повезло, что в Сарнии я оказался в хоккейной семье Гальченюков. (Алекс Гальченюк был партнером Якупова по команде «Сарния Стинг», его агентом также является Ларионов, отец Алекса — бывший белорусский хоккеист Александр Гальченюк, в настоящее время является ассистентом главного тренера «Сарнии Стинг», — авт.). Алекс был выбран под общим третьим номером драфта «Монреаль Канадиенс». А во второй сезон ко мне приехала вся моя семья.
— Твой отец Раиль Якупов возглавлял в Нижнекамске хоккейную школу, и ему пришлось оставить все дела, чтобы уехать в Канаду. Это правда?
— Не совсем. Вы не думайте, что он там все кинул и поехал за океан. К тому моменту он уже не работал в хоккейной системе. А семья тогда была мне очень нужна, и оказала неоценимую помощь. Мы жили все вместе, это было здорово. Но делами, работой тогда никто не жертвовал. Отец сейчас вернулся в Нижнекамск, у него свои дела, бизнес.
— Сарния — городок сравнительно небольшой, раза в три меньше Нижнекамска. В свободное время было, чем заняться?
— Я же туда не куражи-виражи приехал закладывать, а играть в хоккей. В свободное время отдыхал — гулял, смотрел телевизор, ходил с друзьями в баню. Правда, их канадская баня немного вялая, потому сами канадцы нечасто туда ходят.
— Как прошло знакомство с новой командой, тренером «Ойлерз» Ральфом Крюгером?
— Все прошло хорошо. Крюгер поговорил со мной с глазу на глаз — о жизни, о хоккее… От «Эдмонтона» у меня только положительные эмоции. Прошел летний лагерь новичков «Ойлерз». Я в восторге от него. Теперь это мой клуб, которому я должен полностью отдаваться.
— Эдмонтон — город с богатыми хоккейными традициями. В чем это проявляется?
— Я был в нем всего два раза, но успел проникнуться атмосферой. Его жители в хорошем смысле просто больны хоккеем. Приятно, когда тебя узнают на улице.
— Зрители со стажем избалованы победами «Ойлерз» в 80-е. Сейчас у команды дела обстоят не так удачно…
— Может, они и избалованы, но ходят на матчи, и получают удовольствие от хоккея. Если у команды черная полоса, болельщики не будут от нее отворачиваться, не перестанут ходить на матчи. В НХЛ, особенно в канадских клубах, такого вообще нет — с посещаемостью там все в порядке.
— Еще «Нефтяникам» очень везет на драфте — третий год подряд они выбирают новичков первыми… Ты уже знаком с первыми номерами выбора 2010 и 2011 годов? И Тэйлор Холл, и Райан Нюджент-Хопкинс здорово влились в команду.
— С Хопкинсом общался после драфта. Благо, освоил на разговорном уровне английский. Он меня поздравил.
— В «Эдмонтоне» в свое время играло много прославленных хоккеистов, звезд мирового масштаба — Грецки, Мессье, Курри, Коффи… С кем-то из них пересекался?
— Видел на драфте Марка Мессье. Даже сфотографировался с ним. Но больше всего с ним хотел сфотографироваться папа. Для него в большей степени Мессье — легенда. В итоге сфоткались всей семьей.
«МОИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ — СКОРОСТЬ, РУКИ, ГОЛОВА»
— Твой кумир детства?
— Павел Буре. Яркий игрок — бежал, бросал, забивал.
— Когда была Олимпиада в Нагано, тебе было всего четыре года, поэтому ты ее вряд ли помнишь. Там играли братья Буре, а в одном из матчей Павел забросил пять шайб.
— Это было в матче с финнами. Как ни странно, я это помню.
— Какие качества ты ценишь в себе?
— Скорость, руки, голова. Самоотдача в каждой игре. Главное — это выполнение установки тренера, помощь команде. Голы, передачи, очки — все это придет, если будешь выкладываться.
— Есть пример для подражания?
— Моя семья, мой дядя, мои друзья. Они — мои кумиры. Среди нынешних игроков кумиров нет. Мне нравится мой стиль игры. Я сам своими силами хочу добиться многого, стать примером для подрастающего поколения.
— В настоящем и будущем сравнений с Овечкиным и Ковальчуком тебе не избежать. Кто из них тебе ближе — по игровому стилю, манере общения с прессой? Овечкин, к примеру, очень медиа активен, звезда хоккейных и нехоккейных передач. Ковальчук в этом плане выглядит скромнее.
— Медиа-активность — это часть жизни хоккеиста. Все интервью до, во время и после игры — это необходимость. Это уважение к болельщикам. В Канаде и США все с удовольствием общаются с прессой, это часть работы. Хоккей ведь еще для зрителей, а не только для игроков. Овечкин и Ковальчук итак известны во всем мире, чемпионы мира, им нечего пиариться.
— Ты часто даешь интервью?
— В этом году было очень много общения с прессой. Я стараюсь не отказывать журналистам, но и не бегаю за ними со словами: «Возьмите у меня интервью». Тем более, что бывают такие беспардонные корреспонденты, которые лезут в неподходящий момент, перед тренировкой, перед игрой. Всему свое время. Для интервью оно после тренировки, после игры, после работы. Когда я играл в России и в «Сарнии», все знали, что перед игрой или тренировкой подходить ко мне бесполезно.
— Подозреваю, что канадские СМИ значительно активнее российских.
— Ну, конечно. Я играю в Канаде. Хотя, даже находясь на родине, больше общаюсь с канадскими и американскими СМИ. Из российских журналистов я регулярно общаюсь только с парой человек.
«Я ОЧЕНЬ ГОРД, ЧТО РОДИЛСЯ В НИЖНЕКАМСКЕ»
— Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность президенту Татарстана Рустаму Минниханову, мэру Казани Ильсуру Метшину, мэру Нижнекамска Айдару Метшину, президенту «Нефтехимика» Владимиру Бусыгину. После того, как я приехал с драфта в Нижнекамск, мы с Владимиром Михайловичем встретились, пообщались, он мне даже сделал подарок. Я очень благодарен этим людям. Также директору клуба Рафику Якубову, всем тем, кто меня поддерживал. Техничкам и вахтершам, которые всегда помогали, ключи от раздевалок они давали только мне, больше никому. Благодарен я также тренерам, которых у меня в Нижнекамске было очень много. Постараюсь оправдывать доверие этих людей, побеждать.
Я очень горд, что родился в Нижнекамске, являюсь воспитанником «Нефтехимика».
Справка
Наиль Раилович Якупов
Родился 6 октября 1993 года в Нижнекамске.
Хоккеист, правый нападающий.
Игрок клуба НХЛ «Эдмонтон Ойлерз». Выбран под общим первым номером на драфте НХЛ-2012.
В сезоне 2009/10 выступал за команду МХЛ «Реактор» (Нижнекамск).
Сезоны 2010/11 и 2011/12 провел в клубе юниорской лиги Онтарио «Сарния Стинг» (Канада).
Серебряный призёр молодёжного чемпионата мира 2012 в составе сборной России.