«Они у нас побеждают все время на «Дакарах». Но одна машина стоит столько, сколько бюджет всего футбольного клуба!»

Вчера завершился первый круг чемпионата России по футболу среди команд второй лиги, в котором принимает участие ФК «КАМАЗ». Автозаводцы сегодня переживают, пожалуй, самые тяжелые времена в своей более чем 30-летней истории. Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», руководители ФК не исключают, что уже нынешний сезон для «КАМАЗа» может стать последним.


«КОГОГИН КАК РАЗ ВСЕГДА ПОМОГАЛ ФУТБОЛЬНОМУ КЛУБУ»


О нынешней ситуации в клубе «БИЗНЕС Online» рассказал генеральный директор ФК «КАМАЗ» Геннадий Макаров.


— В каком состоянии клуб? Многие болельщики, особенно со стажем, переживают за ситуацию в клубе.


— К сожалению, не успокою. Вы знаете, что ФНЛ мы покинули в связи с финансовыми затруднениями. Перспективы совершенно неясные. Генеральный спонсор клуба — ОАО «КАМАЗ» — финансирование не гарантирует.


— Решение принимает гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин?


— Нет. Когогин как раз всегда помогал футбольному клубу, в любые времена обеспечивал финансированием. Он очень хорошо относится к футболу и к спорту вообще. Теперь последнее слово за советом директоров завода, а ему в свою очередь диктуют условия собственники. Это в том числе «Ростехнологии», «Тройка Диалог», Daimler. Ваше издание писало про ОАО «КАМАЗ», о том, что идет оптимизация — руководящие кадры, административные расходы сокращают на 30 процентов. Под оптимизацию попал и футбольный клуб, поэтому перспективы туманные. Но Когогин обещал не бросать региональный центр подготовки футболистов, где у нас занимаются около 500 воспитанников. То есть детей финансировать будут, и это радует.


— В похожую ситуацию попадала «Томь», но клуб волевым решением спасало высшее руководство страны…


— Мы обращались к руководству Республики Татарстан. Письменно, несколько раз. Помощи нет. Обращались к руководству города, но город не может помочь. Если бы речь шла о 10 — 20 миллионах рублей, то город мог бы помочь, но речь идет о 100 — 120 миллионах.


— Вы обращались лично к Рустаму Минниханову?


— Да, писали письмо на его имя от имени клуба. К сожалению, реакции не последовало. Я болельщикам объяснял, и вам могу объяснить. Дело в том, что в республиканском бюджете нет такой затратной строки, как футбольный клуб «КАМАЗ». Нашему клубу не будут помогать ни нефтехимия, ни нефтянка. А у нас в республике эти отрасли бюджетообразующие. Завод продает грузовики и химикам, и нефтяникам за деньги — это абсолютно обособленные предприятия. Поэтому, с чего бы это им помогать «КАМАЗу». За казанскими профессиональными командами закреплены предприятия-спонсоры, из республиканского бюджета они тоже денег не получают.


НАШИ ЛУЧШИЕ ИГРОКИ ПОЛУЧАЮТ НЕ БОЛЬШЕ 30 ТЫС. РУБЛЕЙ В МЕСЯЦ


— 120 миллионов достаточно, чтобы содержать команду в ФНЛ?


— Да. Это необходимый минимум. В 2012 году ОАО «КАМАЗ» выделило нам 96 миллионов. Нам ведь выделяют с 1 января по 31 декабря, а сезон закончился 30 июня. Вот у нас остались деньги с прошлого сезона. На них мы играем. Плюс заработали на продаже игроков. Продали всю свою команду, которая играла в ФНЛ. От той команды остался только Ахметзянов, но его мы тоже продадим — варианты его трудоустройства есть, ведем переговоры. У него большая по сравнению с партнерами зарплата, и держать его в команде невыгодно. Сейчас играем только молодежью.


— То есть львиная доля доходов клуба идет от продажи футболистов?


— Львиная доля — это мягко сказано. То, что мы играем во втором дивизионе, это благодаря тому, что мы продали всю свою бывшую команду. Мы в свое время хорошо заработали на продаже Владислава Игнатьева, Алексея Козлова, Володи Рыкова. Сейчас у нас есть несколько футболистов, которых мы планируем продать либо в ноябре, либо в конце сезона. Это наш бомбардир Иван Лукьянов, Марат Гараев, у которого есть опыт выступления в ФНЛ, Радик Горбунов, другие ребята.


— Нынешний «КАМАЗ» полностью состоит из своих воспитанников?


— Все — исключительно наши воспитанники. Есть Манас Жутанов, он родом из Башкирии, но он у нас играет уже пять сезонов, и мы его считаем своим. Есть Радик Горбунов из Елабуги, но он воспитанник нашей школы. Поэтому исключений нет.


— В адрес руководства футбольного интерната при казанском «Рубине» в последнее время обрушивается много критики. У Вас есть мнение по этому поводу?


— Да. Я читал интервью Нияза Акбарова в вашем издании. Поддерживаю автора этой статьи. Все-таки надо уделять больше внимания местным жителям — казанцам, татарстанцам. А тащить кого-то из других республик. Я против этого.


— Каков уровень зарплат нынешних игроков «КАМАЗа»?


— 30 тысяч рублей в месяц. Это максимум. Такую зарплату получают несколько человек основного состава, остальные меньше. Несмотря на такие зарплаты, мы достойно пока выступаем.


— Какую-то сумму ФК «КАМАЗ» заработал на матче Россия — Бельгия?


— Когда я советовался с членами наблюдательного совета ФК «КАМАЗ» по вопросу стоимости аренды стадиона на этот матч, мне сказали, что цена не имеет значения. Главное, что здесь сыграют сборные России и Бельгии, устроят горожанам праздник. Это главное. Мы рады, что выбор пал на Челны. Их устроила гостиница, наша инфраструктура, включая запасные поля для разминки и тренировок, состояние газона. Красножан отметил, что газон изумительный, бельгийцы сказали, что стадион старый, но газон отличный. Что касается денег, то небольшую сумму за аренду мы получили.


— На следующий год команда заявится во второй дивизион?


— Это будет ясно ближе к июню 2013 год. Пока наша задача хорошо играть. Если будет результат, то и деньги просить проще. Пока в зоне Урал-Поволжье выступаем довольно неплохо. Было две победы подряд над «Октаном» и «Академией».


— В чем причины ухода из клуба вашего предшественника Якова Брегмана? Он отдал «КАМАЗу» много лет.


— У Якова Давидовича закончился контракт 30 июня, и он уволился. Ну и потом возраст — 65 лет. У него душа за клуб болит, он постоянно на связи со мной, интересуется.


«МЫ ХОТЕЛИ ВОЙТИ В СТРУКТУРУ «РУБИНА», НО КАЗАНЦЫ ВЫБРАЛИ «НЕФТЕХИМИК»


Яков Брегман — человек, на которого болельщики возлагали едва ли не последние надежды на спасение клуба. Экс-генеральный директор клуба в последнее время усиленно занимался поиском спонсоров. О проблемах клуба он рассказал в интервью БИЗНЕС Online.


— Яков Давидович, вы проработали в клубе 13 лет. С чем связан ваш уход? С возрастом?


— Да нет, какой возраст? Дело в том, что КАМАЗ прекратил финансирование. Остатков средств хватит для окончания чемпионата 2012/2013 годов. Я ушел, потому что не захотел видеть, как все это произойдет. Я искал спонсоров, но никто не согласился. Каждый вид спорта в Татарстане закреплен за какой-то отраслью. УНИКС — это Национальный банк РТ, «Ак Барс» — это «Татнефть», «Рубин» — нефтепереработка. Поэтому никто не будет давать деньги. Когда есть КАМАЗ, нефтяные деньги сюда никто вкладывать не будет.

— Может, нужно было сменить название клуба на нейтральное?


— Не помогло бы. Я вам скажу, что завод не держался за название. Уйти под какой-то другой клуб мы не могли, потому что есть «Рубин». В республике сейчас гегемония «Рубина», а он не захотел брать «КАМАЗ» в свою пирамиду.


— Ходили слухи, что «КАМАЗ» сам отказался входить в пирамиду «Рубина».


— Нет. Такого не было. Если б «Рубин» предложил, мы бы согласились без раздумий. Но они выбрали «Нефтехимик».


— Хоть какие-то варианты со спонсорами были?


— Были. По личным контактам я выходил на «Новолипецкий металлургический комбинат» Владимира Лисина, на «Лукойл». Вся проблема в том, что наш город — не областной центр и не столица республики. Город периферийный, но выхлоп футболистов хороший. Около десятка футболистов, чисто наших воспитанников, играет в премьер-лиге. Ни один периферийный город России этим похвастаться не может.


— Что будет с клубом?


— Я все-таки позитивно настроен. Надеюсь, кого-то найдут. Я как смогу, посодействую.


— Чем сейчас планируете заняться?


— Может, буду работать в ФНЛ, может, в Казани. Благо, жилье и в Москве, и в Казани есть. Я подумаю. Я 13 лет не был в отпуске, поэтому сейчас просто отдыхаю.


«НУЖНО СОБРАТЬ НАРОД И РАЗБИТЬ ПАЛАТКИ У МЭРИИ»


Виктор Панченко — лучший бомбардир в истории клуба, если брать годы, проведенные «КАМАЗом» в высшей лиге. В 1993 году он установил рекорд результативности чемпионатов России, забив 21 мяч. Имена Панченко, Четверика (Валерий Четверик — один из основателей команды, именно под его руководством «КАМАЗ» достиг наибольших высот —авт.) и Евдокимова (Роберт Евдокимов — рекордсмен клуба по числу проведенных матчей, экс-главный тренер команды —авт.) — первые, с кем ассоциируется футбольный клуб «КАМАЗ». При всем уважении к остальным ветеранам команды.


— Виктор Вячеславович, вы были звездой «КАМАЗа» в годы его расцвета. Больно смотреть, что сейчас происходит с клубом? — как оказалось, этот вопрос очень «завел» Панченко — успешного агента, давно живущего отдельной от клуба жизнью.


— Это не поддается никакой критике! То, что в Набережных Челнах потеряна команда первого дивизиона, для меня большое сожаление и разочарование. Непонятно ни с какой стороны, в том числе финансовой — не такие большие деньги нужны были для сохранения. Не хочу обсуждать руководство завода, но получилось до того глупо. Это не просто глупо, это тупо. Так и напишите.


30 лет клуб создавался, достиг определенных успехов, делал рекламу автогиганту. Я понимаю, что машины машинами. Они у нас побеждают все время на «Дакарах». Но одна машина наверно стоит столько, сколько бюджет всего футбольного клуба!


Для чего строили все эти поля? Эту инфраструктуру? Столько детей задействовано, которых начнут просто разворовывать по другим командам. Уверен, когда-то со сменой руководства завода все это вернется, но как бы не было поздно.


— Многие вопросы решаются на уровне руководства республики…


— Почему-то республика решила этот вопрос в Нижнекамске, где живет в несколько раз меньше людей. Но там есть и КХЛ, и ФНЛ. Почему так решено? А такому автогиганту, как КАМАЗ, который не делал особых финансовых затрат, чтобы содержать команду в ФНЛ, она оказалась не нужна. Все претензии к руководству автозавода.


— Что делать? Нужно спасать клуб.


— Был бы я здесь, была бы моя воля, я бы поднял народ. Как это было в Самаре, как это было в Томске, когда заступился за команду Владимир Путин. Если бы народ здесь поднялся, и здесь бы президент заступился. Нельзя терять такие города, целые регионы оставлять без социалки. Что людям делать в Челнах, кроме футбола?


— Насколько я знаю, болельщики организовывали митинг.


— Значит, что-то у них не получилось. В Самаре поголодали на стадионе в палатках, и команду сохранили, и заявку продлили, дали возможность погасить долги и получить лицензию. А здесь нет долгов, лицензия получена, все готово. Так бестолково поступить. Да не вы начинали все это? Какое право вы имели это прекращать? Это вопросы к заводу. Команда существовала на налоги — те же работники завода платят налоги. Дайте хоть какие-то деньги, чтобы была возможность выжить, искать пути выхода. А они ставят в такое положение, что выбора нет. Возмущению нет предела!


Я обращаюсь к болельщикам «КАМАЗа» — соберите народ, возьмите палатки и разбейте лагерь под мэрией. Если сейчас народ не отвоюет команду, поверьте мне, дальше будет КФК, а КФК — это смерть. Это футбол ветеранов.


— Чем сейчас живет лучший бомбардир чемпионата России-1993 Виктор Панченко?


— Я был спортивным директором ЦСКА, потом спортивным директором «Динамо». Сейчас сосредоточился на агентской деятельности. Есть ряд предложений из клубов премьер-лиги, над ними сейчас работаю.


— Из ваших последних сделок это Кирилл Панченко?


— (смеется) А что Кирилл Панченко? Кирилл Панченко — это не сделка, он сам себя сделал. Два года отыграл в «Мордовии», вырос в футболиста уровня второй сборной. Забил первый гол этого чемпионата, который дай бог будет признан лучшим голом месяца. Это был первый гол в истории «Мордовии» в премьер-лиге. Я смеюсь, но это смех сквозь слезы. Саранск, где живет 300 тысяч человек имеет команду премьер-лиги. Причем, там и близко нет такой инфраструктуры, как в Челнах. Весь секрет в руководстве Республики Мордовия. Там планомерно создавали боеспособный коллектив. То же самое было в «КАМАЗе», все шло по плану. Из чего могла сложиться такая ситуация, мне непонятно.


— Приехали в Челны посмотреть на игру сына?


— К счастью, появилась возможность лишний раз посетить Набережные Челны. С этим городом меня связывает не только футбол. Здесь похоронены многие мои близкие люди, в том числе мама Кирилла, царство ей небесное. Перед матчем мы с ним сходили на кладбище. Спасибо тем, кто организовал этот матч — ФК «КАМАЗ». Я общаюсь и дружу с Красножаном, он очень доволен организацией. Ну и естественно за сына поболеть, для него это немаловажно.


— Красножан мог бы возглавить и первую сборную России, как считаете?


— Сейчас нашу сборную никто не спасет, и Красножан это понимает. Я знаю его мнение. На самом деле он сам отказался от предложения принять сборную. Принятие этой команды бессмысленно. Там такое болото…


«КОГДА МЫ ПОБЕЖДАЛИ, РАБОЧИЕ ВСЮ НЕДЕЛЮ ПРИХОДИЛИ НА ЗАВОД С ХОРОШИМ НАСТРОЕНИЕМ»


Ахрик Цвейба поиграл в «КАМАЗе», бок о бок с Панченко, всего полсезона, но сохранил теплые чувства об удивительной атмосфере, царившей на матчах команды. Знаменитый защитник сборных СССР, СНГ, Украины и России сейчас выступает за другую сборную — ветеранов Абхазии, с которой каждый год приезжает в Казань на традиционный турнир Кубок Дружбы. На нем и удалось расспросить Цвейбу о ситуации в челнинском клубе.

— Ахрик Сократович, вы в курсе, что сейчас происходит с футболом в Набережных Челнах?


— Конечно. Жаль команду. Хоть я и поиграл там недолго, четыре месяца, по-моему, но многое помню. Народ приходил на стадион — люди рабочие, с завода. После работы приходили на футбол, наслаждались игрой, создавали на стадионе свой заводской дух. Получали адреналин от выигрыша. Раньше считалось так: команда выиграет, настроение у людей всю неделю хорошее, лучше работали на заводах, меньше пили, в семье порядок. Сложно представить, что было при поражениях, поэтому старались не проигрывать (смеется). А когда команды в городе нет, нет отдушины для людей, все в серых тонах. Я думаю, надо помочь команде, и руководству клуба. «КАМАЗ» нужно сохранить для людей.


ОАО «КАМАЗ»: ЗАВОД НЕ БРОСИТ КОМАНДУ НА ПРОИЗВОЛ СУДЬБЫ


В телефонном разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» директор департамента по связям с общественностью ОАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев заверил, что завод не бросит футбольную команду и продолжит финансирование.


«Требования для участия профессиональной футбольной команды в чемпионате России с каждым годом растут, — сказал Олег Афанасьев. — В 2012 году ОАО «КАМАЗ», как генеральный спонсор ФК «КАМАЗ», выделил средства, достаточные для участия команды во втором дивизионе. На данный момент мы полностью удовлетворяем требования Второго дивизиона и однозначно сохраним профессиональную команду в следующем сезоне. Кроме того, наша приоритетная задача полностью сохранить и развивать детско-юношеский футбол при клубе.


К сожалению, содержать команду в ФНЛ, финансировать ее в одиночку для ОАО «КАМАЗ» невозможно. Мы неоднократно обращались на разные уровни власти и в бизнес-структуры с просьбой оказать помощь в содержании клуба. Были готовы поделиться брендом, были готовы в названии и на футболках добавить название спонсоров".


В середине 90-х «КАМАЗ» пользовался уважением у сильнейших клубов России. Поездка в Набережные Челны не сулила гарантированные очки даже гегемону тех лет московскому «Спартаку». Памятна победа в еврокубках в Мюнхене. Образованный 31 год назад на прессово-рамном заводе челнинского автогиганта ФК «КАМАЗ», наряду с московским «Торпедо» и тольяттинской «Ладой», остается последним автозаводским клубом в России.


Нынешняя официальная позиция ОАО «КАМАЗ» выглядит вполне оптимистично, но очевидно, что окончательное решение по следующему сезону совет директоров предприятия еще не принял.

Марат Вагизов