Ильшат Фардиев: «Лыжи и биатлон - похожие виды спорта, поэтому все должно быть в одних руках»

Ровно два года назад, в ноябре 2010 года Союз биатлонистов Татарстана, который возглавляет двукратная чемпионка СССР Елена Григорьева, получил лицензию, чтобы официально представлять республику в этом виде спорта. Однако полгода спустя была создана еще одна структура, которая также взяла на себя решение проблем татарстанского биатлона — Федерация лыжных гонок и биатлона, которую возглавил экс-министр энергетики РТ, гендиректор ОАО «Сетевая компания» Ильшат Фардиев. И сегодня две федерации не очень распространенного спорта в Татарстане существуют независимо друг от друга, что никого не устраивает. В ситуации с развитием биатлона в республике разбирался корреспондент «БИЗНЕС Online».


«БИАТЛОННЫХ ТРАСС В ТАТАРСТАНЕ НЕТ, И ЭТО ПОЛОЖЕНИЕ НУЖНО ИСПРАВЛЯТЬ»


Почему в республике параллельно существует две федерации биатлона? Притом, что этот вид спорта явно не является знаковым и популярным в Татарстане. В республике даже нет ни одной биатлонной трассы. С просьбой разъяснить ситуацию корреспондент «БИЗНЕС Online» обратился к Ильшату Фардиеву.

— Ильшат Шаехович, почему в Татарстане параллельно существует две федерации? Есть ли между ними какие-то разногласия?

— Нет абсолютно никаких разногласий. Полтора года назад была создана федерация биатлона Татарстана. Год назад было принято решение о создании единой федерации лыжных гонок и биатлона.

— То есть, ваша федерация является официальной, а они действуют неофициально?

— Я не могу сказать, как они действуют, потому что это общественные организации. Я с ними и их деятельностью не знаком.

— Какое-то объединение планируется?

— Я думаю, что одно целое должно быть. Лыжи и биатлон — похожие виды спорта, поэтому всё должно быть в одних руках, в одной федерации. Лыжные и биатлонные трассы одинаковые, нужно только добавить стрельбище.

— В ближайшее время будут открываться новые лыжные трассы?

— Да, мы говорим о том, что, чтобы было массовое занятие спортом, нужны освещенные лыжные трассы. Думаю, что в этом году в Казани еще две трассы появятся, плюс в Зеленодольске идет подготовка, в Бугульме завершаем, в Заинске и Альметьевске. На следующий год продолжим работу в других районах республики.

— Надо понимать, проблем с организацией освещения ввиду вашего положения не будет?

— Проблем быть не должно, но мы планируем ввести стандарт по длине освещенной трассы. А то кто-то три километра хочет, кто-то пять. 1,9 километра — такой стандарт везде принят. Какого уровня проводятся соревнования, от этого зависит и освещенность трассы. Если проводятся российские соревнования, то длина освещенной трассы должна быть минимум 2,5 — 3 километра. Это Бугульма, Зеленодольск, Заинск. Остальные должны быть до двух километров, как я уже сказал ориентировочно 1,9.

— Какая трасса на сегодняшний день самая продвинутая в республике?

— Ялта-Зай в Заинске. Недавно она получила сертификат для проведения международных соревнований. Сейчас готовим материалы для сертификации Зеленодольска и Бугульмы.

— Не успели подать документы на гомологацию трасс в Казани. С чем это связано?

— Дело в том, что в Казани очень сложная процедура с отведением земель. А без отвода земли какие-то строительно-монтажные работы проводить нельзя — то есть обязательно должны быть соответствующие разрешающие документы или арендные соглашения и так далее.

— Где именно в Казани планируется возведение лыжных трасс?

— Планируем оборудовать трассу в поселке Нагорный. Со второй пока еще не определились, я думаю, еще будут предложения и варианты.

— Какова примерная стоимость таких проектов?

— К примеру, доработка трассы Ялта-Зай в Заинске, я думаю, обойдется нам в пределах трех — трех с половиной миллионов рублей. Это для того, чтобы смонтировать освещение, организовать управление освещением. В Заинске еще есть детско-юношеская спортивная школа, где готовят лыжников. Поэтому мы хотим дополнительную трассу сделать с небольшим километражем, где-то на полтора километра. Это будет рядом с Заинском.

— На данный момент сколько освещенных трасс в республике?

— Это сложный вопрос. Они есть, но иногда это одно название — где-то фонарь горит, где-то не горит. Поэтому мы везде строим новые, с управлением, потому что и современные стандарты уже давно другие, и подходы.

— Вернемся к проблемам биатлона. К сожалению, в Татарстане нет ни одной специальной биатлонной трассы…

— Вы правы, биатлонных трасс в республике нет. Обязательно этот пробел нужно устранять, но сразу оговорюсь, что много их и не будет. У нас есть предложения в районных центрах, нужно поехать посмотреть и совместно со спортивным министерством принять решение.

— Учитывая, что это дело непростое, как минимум год ждать придется?

— Пока не могу сказать, эту тему мы обсуждали только в кулуарах. Да и специалистов, кто мог бы заняться проблемой, в Татарстане нет. На ближайшем заседании Федерации обязательно поднимем и рассмотрим этот вопрос.


В ЧЕМ ТАТАРСТАН УСТУПАЕТ ДРУГИМ РЕГИОНАМ?

Отметим, что в 1992 году в Юдино при стадионе «Локомотив» было построено стрельбище для биатлона на 17 мишеней — главными инициаторами того проекта выступили тренер высшей категории, судья всероссийской категории Елена Григорьева. Однако в определенный момент этот объект площадью 100 на 100 метров перешел в хозяйство РЖД. Теперь, чтобы воспользоваться стрельбищем железнодорожники просят немалую арендную плату, а руководство города Казани, естественно к таким затратам не готово. Поэтому стрельбище никак не используется.

«Стрельбища на 17 мишеней Татарстану бы хватило сполна, и место там географически удобное. С окрестных городов и поселков дети могли бы приезжать и заниматься. Потенциально около 800 занимающихся можно было бы обкатывать. А сейчас там только кроссы можно бегать», — пояснила Григорьева корреспонденту «БИЗНЕС Online». Примерами для Татарстана здесь могут служить соседние Удмуртия и Башкортостан. Современный биатлонный комплекс в Ижевске рассчитан на 40 мишенных установок, пятикилометровый круг с шириной трассы 10−12 метров хорошо освещается, поэтому без проблем можно кататься до 8 — 9 вечера. Похожие условия в Уфе.

«Сейчас рассматривается вариант строительства стрельбища в Зеленодольске на базе «Маяка», но, по мнению Елены Григорьевой, это будут деньги на ветер. «Очень маленький перепад высот, поэтому никто приезжать к нам кататься по равнине не будет, — отмечает она. — Там рядом есть неплохое место, но туда нужно вести коммуникации длиной в километр — это дополнительные затраты».

Не в пользу Татарстана сравнение по тренерским зарплатам. Оклад тренера высшей категории по биатлону в нашей республике составляет 8 тыс. рублей в месяц, со всеми надбавками получается 13 тысяч. Тогда как в Москве тренер той же квалификации получает до 100 тыс. рублей ежемесячно. Впрочем, это проблема большинства регионов во многих неигровых видах спорта, в том числе и в лыжном спорте.

«Маленькие зарплаты тренерам, смешные суммы на питание и проживание лыжникам — это болезнь всех регионов, и Татарстан, к сожалению, не исключение», — сказала президент Федерации лыжных гонок России, трехкратная олимпийская чемпионка Елена Вяльбе журналистам после коллегии минспорта РТ, которая состоялось в Казани на прошлой неделе.


С ЛЫЖНЫМ СПОРТОМ ДЕЛА ОБСТОЯТ ЛУЧШЕ?

Вяльбе за последние полтора месяца побывала в Казани дважды — в свой первый визит прославленная спортсменка встречалась с президентом РТ Рустамом Миннихановым, когда обсуждались вопросы развития лыжного спорта. По словам Вяльбе, в последнее время в Татарстане случился настоящий прорыв.

«Когда-то вы еле в тридцатку входили по России, а сейчас — шестые. Молодежь у вас хорошая подрастает. Прогресс заметен, — сказала Вяльбе. — Да и в целом по стране улучшения более чем заметны. В советские времена юниорская команда ездила параллельно на все сборы с главной командой. После распада Советского Союза финансирование на юниорскую команду было резко урезано — они ездили на сборы максимум перед чемпионатом мира, может быть, летом еще собраться. После Ванкувера министерство спорта поменяло политику — сейчас мы вернули старую систему подготовки. Юниорская команда — это как минимум восемь парней, восемь девушек».

Напомним, что на ближайший сбор национальной команды в Финляндию 31 октября отправятся сразу пять татарстанцев Павел Сюлатов, Андрей Ларьков, Анастасия Доценко, а также победитель первенства мира в личном зачете и в эстафете среди юниоров Наталья Жукова. Еще одна спортсменка Светлана Бочкарева находится в расширенном списке сборной России. По мнению Вяльбе, Доценко, Иксанова и Жукова имеют неплохие перспективы и даже шансы на олимпийские награды.


«БОЛЬШАЯ ОШИБКА ОБЪЕДИНЯТЬ БИАТЛОН И ЛЫЖНЫЙ СПОРТ В ОДНУ ФЕДЕРАЦИЮ»


Стоит отметить, что биатлон — очень специфический вид спорта и довольно затратный. Строительство трассы со стрельбищем — только полдела. Еще нужны, как минимум, оружейный склад и его охрана. Дальше. Один патрон из пневматики стоит около 10 рублей. У детей за одну тренировку уходит как минимум 50 патронов, это 500 рублей за тренировку на патроны, у юношей и взрослых значительно больше.

Специфика биатлона заключается в винтовках. Просто так в другой город, регион и тем более страну с винтовкой не поедешь. Есть определенный порядок получения разрешений. Поэтому без поддержки министерства не обойтись. Тем не менее, спортсменам в республике часто приходится быть самостоятельными. 20 декабря очередной всероссийский старт, и самому перспективному биатлонисту республики Аделю Муртазину приходится изыскивать собственные средства, чтобы принять в нем участие. Не говоря уже о зарубежных сборах.

Неудивительно, что Григорьева придерживается отличной от Фардиева точки зрения. «Большая ошибка объединять лыжный спорт и биатлон в одно целое, — говорит она. — У нас в Татарстане три тысячи спортсменов в лыжном спорте и всего 20 в биатлоне. Такой же перекос в тренерских кадрах. На всю республику в биатлоне всего три тренерские ставки, — две с половиной в Казани и полставки в Набережных Челнах. О каком равноправии может идти речь?»

Справка




На федеральном уровне существует две независимые организации — Союз биатлонистов России, президентом которого является Михаил Прохоров, и возглавляемая Еленой Вяльбе федерация лыжных гонок России.

Взрослый лыжник-спортсмен на тренировках и соревнованиях накатывает за год около 11 тыс. километров. Для женщин это 9 тыс. километров. А вот у биатлонистов и биатлонисток годовой километраж примерно одинаковый — 7 — 8 тыс. километров с винтовкой на плечах.

В Татарстане есть традиции, как в лыжном спорте, так и в биатлоне. В 1972 году в Саппоро уроженец Зеленодольского района Ринат Сафин стал олимпийским чемпионом по биатлону в эстафете, на его счету также четыре победы в эстафетах на чемпионатах мира. Самой успешной в истории татарстанского лыжного спорта является уроженка Бугульмы Ольга Данилова — двукратная олимпийская чемпионка Нагано (1998), четырехкратная чемпионка мира. Уроженка Нижнекамска Алия Иксанова является двукратной чемпионкой Универсиады в Эрзуруме (2011). Зеленодольская лыжница Светлана Бочкарева также побеждала на Универсиаде 2011 года.



Марат Вагизов