Джордан Ларсон, ВК «Динамо-Казань»: «Проблема в усталости девчонок, которые ездили на Олимпиаду»

Нынешний сезон для американки Джордан Ларсон — четвертый в Казани. Таких легионеров-долгожителей в истории татарстанского волейбола можно пересчитать по пальцам. Корреспондент «БИЗНЕС Online» встретился с одним из символов современного «Динамо-Казань», расспросил у нее о планах, мечтах и переживаниях. Экспрессивная и эмоциональная на площадке, Джордан оказалась очень скромной и даже застенчивой в общении.

«БЕЗ ТАТЬЯНЫ КОШЕЛЕВОЙ ВЫИГРАТЬ ЛИГУ ЧЕМПИОНОВ БУДЕТ СЛОЖНО»

— Джордан, это твой четвертый сезон в «Динамо-Казани». Слышал, что он может быть последним. Это правда?


— Да, но мое решение неокончательно. В любом случае будем разговаривать с руководством клуба, вместе думать. Как минимум еще один сезон, кроме этого, хочу поиграть — возможно, не в Казани, а в другом российском клубе, а может, в Турции или Азербайджане.

— Мэтт Андерсон считает мужскую российскую лигу сильнейшей в мире. Как насчет женской?

— Я скажу то же самое и по женскому чемпионату.

— Но Лига чемпионов показывает, что российские клубы далеко не сильнейшие.

— Если ты имеешь в виду последний турнир, где мы стали третьими, то это было не лучшее наше выступление. Если бы мы первый матч играли против итальянского «Вилла Кортезе», то выиграли бы и финал. А так в первой же игре попался «Фенербахче», когда были готовы хуже соперника. Но в целом клубы российской Суперлиги сильнее, чем клубы итальянской Серии А, сильнейшей лиги Турции и т. д. Там сильная первая пятерка команда, а в России все 12 дружин Суперлиги имеют приличный уровень.

— К сожалению, один турецкий суперклуб «Фенербахче» оказался сильнее всех российских.

— Сейчас они переживают не лучшие времена, финансирование сократилось. Сейчас там тон задают «Вакифбанк» и «Эджашибаши». Эта Лига чемпионов все покажет.

— «Динамо-Казань» в этом сезоне поопытнее, чем в прошлом. Каковы шансы выиграть Лигу чемпионов?

— Шанс есть, но мое личное мнение — это будет сложно сделать без Татьяны Кошелевой. Пока она травмирована, находится в Москве, и врачи делают все, чтобы вернуть ее в игру. С Кошелевой мы вполне способны на многое, в том числе выиграть Лигу чемпионов. Сильных команд сейчас много: я уже назвала два турецких клуба, плюс «Рабита» из Азербайджана, есть сильные команды из Италии, хотя наш соперник по группе «Урбино» уже не так хорош, как раньше.

— У тебя тоже были проблемы с голеностопом. Как сейчас себя чувствуешь?

— Нормально. Иногда боль беспокоит, но не настолько, чтобы мешать игре.

— В России кто главный конкурент в борьбе за золото?

— Их много: очень опасны «Факел», «Динамо Краснодар», «Заречье» прибавило. Даже с аутсайдером лиги в Красноярске у нас были проблемы. Но основной соперник — московское «Динамо».


«ДЕВЧОНКИ ХОРОМ СМЕЮТСЯ НАДО МНОЙ, КОГДА ПЫТАЮСЬ ГОВОРИТЬ НА РУССКОМ»


— В целом старт сезона как оценишь?

— Неплохо, но могло быть и лучше. Я думаю, проблема в некой усталости девчонок, которые ездили на Олимпиаду. После Лондона был перерыв, поэтому физически мы все отдохнули, но моральная усталость присутствует — очень длинный сезон получается. Честно признаюсь, иногда я ненавижу свою работу (смеется). Но приходится играть через «не могу». Так в любой профессии в принципе бывает, особенно если родных нет поблизости. Это нормально.

— С приходом соотечественницы Хизер Боун стало легче?

— Конечно, я всегда хотела в команду еще одну американку. Я представила Хизер руководству клуба, и она произвела положительное впечатление.

— Но у нее не так много игровой практики.

— Дело в том, что мы уже не один год играем с Машей и Ригой (имеются ввиду блокирующие Мария Бородакова и Регина Мороз, — авт.). Сложно вписать новичка в уже сложившийся коллектив.

— Ее устраивает такое положение вещей? Не жалуется?

— Да, все в порядке. Хизер стала получать больше практики в последних матчах. Ее парень здесь в Казани, осваивается, учит русский язык, хочет тренировать.

— Кто лидер в команде? Отвечая на этот вопрос, Андерсон, например, назвал Вермильо и Михайлова.

— Мне кажется, у нас тоже два лидера — Катя Гамова и я. Мы неплохо дополняем друг друга, мотивируем команду, подбадриваем. Маша Бородакова, конечно, тоже лидер, она хороший оратор.

— Тяжело быть лидером, не зная русского языка?

— Я знаю несколько слов.

— За три с лишним года в России можно было выучить больше.

— Мне все так говорят, но русский просто невозможно выучить! Язык сломать можно. Когда я пытаюсь что-то говорить на русском, мои одноклубницы хором смеются надо мной. Поэтому предпочитаю передавать уверенность команде своими действиями, набранными очками, нежели словами.

— Какие впечатления оставила Олимпиада?

— Это была мечта детства играть на Олимпийских играх. Услышав, что еду в Лондон, я была вне себя от счастья. Семья приезжала поболеть за меня. Немного обидно, что проиграли в финале. Мы много раз обыгрывали Бразилию до этого, но в тот вечер они были сильнее. При этом все мы прекрасно понимаем, что серебро Олимпиады тоже дорогого стоит.


«НЕ ЛЮБЛЮ МЕНЯТЬ КЛУБЫ В ПОГОНЕ ЗА КОНТРАКТАМИ»


— Так долго в Казани легионеры не часто задерживаются. В чем секрет?

— Я не люблю менять клубы в погоне за контрактами, важнее определенность в будущем. Тем более мой муж поддерживал меня все эти годы.

— Как часто он бывает в Казани?

— Ты удивишься, но это первый сезон, когда он не приехал со мной в Казань. До этого он все время был со мной, жил в Казани, летал с командой. Но сейчас я могу общаться с Хизер Боун. Для меня очень важно в моральном плане, чтобы было общение, чтобы был рядом друг или близкий человек. Люк (так зовут мужа Джордан, — авт.) приедет сюда после Нового года и пробудет здесь до апреля.

— Он ведь строит дом в Небраске?

— Да, и скоро он будет готов. Я очень рада и с нетерпением жду, когда мы сможем заселиться. До этого мы жили у сестры мужа, хотя слово «жили» не совсем подходящее — большую часть времени мы проводим за пределами Америки.

— Как вы познакомились?

— Мы познакомились с ним через друзей в университете. Он на семь лет старше меня, поэтому уже работал. Сначала были хорошими друзьями, потом три года встречались, прежде чем решили пожениться. Он инженер-строитель по профессии, очень умный (смеется).

— Значит, за качество вашего нового дома в Небраске можно не волноваться.

— Да. Я уверена, он все сделает отлично — сам проектирует, сам строит, сам занимается внутренним дизайном.


«МАМА ХОТЕЛА, ЧТОБЫ Я БЫЛА СЧАСТЛИВА И РАДОВАЛАСЬ ЖИЗНИ. ТАК ОНО И ЕСТЬ»


— Расскажи о семье, о братьях, сестрах.

— Я единственный ребенок в семье. Когда мне было три года, родители развелись. Мама начала встречаться со своим новым будущим мужем, когда мне было пять лет. Поэтому большую часть времени я проводила с ней, но каждую среду и уик-энд по выходным ездила к отцу, где я играла в баскетбол и волейбол. Три года назад моя мама умерла от рака. Это грустная тема, но у мамы был рак на протяжении семи лет, поэтому морально все были готовы к самому худшему. Сейчас у меня нет мамы, но зато два отца.

— В это время ты уже играла в Казани? Можно представить, как тебе было непросто.

— Да. Но благодаря поддержке своего мужа, который все время находился здесь со мной, я справилась. Я вышла замуж в том же 2009 году — так получилось, что как-то все наложилось друг на друга. Мама помогла организовать свадьбу и через два месяца умерла. Я скучаю по ней. Нам всем было очень тяжело, но сейчас ей хорошо, она не болеет. Она не хотела, чтобы я грустила, хотела, чтобы я была счастлива и радовалась жизни. Так оно и есть.

— В детстве у тебя был непростой выбор между баскетболом и волейболом.

— В детстве у меня была возможность пробовать себя в разных видах спорта — софтболе, баскетболе, атлетике. Хоть и росла я в маленьком городке с населением всего 800 человек, можно сказать, в деревне. Мой отец был баскетбольным тренером, поэтому хотел меня видеть в баскетболе. Но я не люблю много бегать, поэтому выбрала волейбол. В волейболе больше присутствует командный аспект, стратегия. Играла с 12 лет в школе, где попадала в сборную штата, потом в университете Небраски, потом профессионально, и вот я здесь с вами.

— Сколько еще планируешь поиграть и какие планы после завершения волейбольной карьеры?

— Я хочу заняться семьей, завести детей. Возможно, буду волейбольным тренером. Хочу вернуться в свой родной университет, и там передавать свой опыт студентам. Вариантов много.


«ВОДКА НЕ ПОНРАВИЛАСЬ, А ВОТ СЛОВО „ШАМПАНСКОЕ“ ВЫУЧИЛА ХОРОШО»


— Каковы твои козыри на площадке?

— Универсализм — умение пасовать, иногда атаковать, когда нет вариантов для паса. Подавать, защищаться — это то, что должны уметь волейболисты.

— Твоя любимая позиция какая?

— О, нет! Я боялась этого вопроса. Мне нравится пасовать.

— По итогам прошлогоднего «Финала четырех» Лиги чемпионов ты была признана лучшей принимающей.

— Да, иногда это у меня получается. Я же не зря хвасталась, что сильна во всех компонентах игры (смеется).

— Как проходит свободное время в Казани?

— Сейчас у нас не так много времени, постоянные перелеты. Самолет — гостиница — самолет. В Казани дома я смотрю американское телевидение, ходим в рестораны. В какие? Нравится кубинский бар Cuba Libre, суши-бар Yahoo. Конечно же, итальянские рестораны. Обожаю пасту — это мое любимое блюдо, ризотто.

— Волейболистки должны соблюдать диету?

— Иногда, но если ты будешь увлекаться, сама не заметишь, как прибавятся килограммы.

— Еще несколько коротких традиционных вопросов. Любимый фильм, напиток.

— Фильм — Love & Basketball (Любовь и баскетбол). Это история про двух влюбленных в баскетбол и друг друга. Я была маленькой, когда этот фильм лет десять назад вышел в прокат. Было очень похоже на мою реальную жизнь. Любимый напиток… Шампанское (это слово Ларсон произнесла на русском абсолютно без акцента, — авт.) — это слово я хорошо выучила. Еще вино.

— Пробовала водку?

— Конечно. Мне не понравилось.

— Что скажешь о болельщиках?

— У нас хорошие болельщики, лояльные. Ребята, если вы это читаете, приходите на наши игры и поддержите нас. Мы нуждаемся в вас.

— Твое жизненное кредо.

— На английском это звучит так — to dream big. Нужно мечтать, не бояться мечтать, не останавливаться на достигнутом. Мечты часто сбываются.

z=z=z

Справка

Джордан Куин Ларсон-Бурбах родилась 16 октября 1986 года в г. Фремонт, штат Небраска, США. Доигровщица клуба «Динамо-Казань» и сборной США. Карьера: 2003/04 — Nebraska Juniors (США), 2004/07 Nebraska Gatorade High School (США), 2007/09 Bayamon (Пуэрто-Рико), с 2009 года — в «Динамо-Казань».

Клубные награды: обладательница Кубка России (2010), чемпионка России (2011, 2012), бронзовый призер Лиги чемпионов (2012). Награды в сборной: серебряный призер Олимпийских игр (2012), победительница Гран-при (2010, 2011), серебряный призер Кубка мира (2011), Победительница чемпионата NORCECA (2011), бронзовый призёр Панамериканского Кубка (2010, 2011). Индивидуальные награды: лучшая принимающая «Финала четырех» Лиги чемпионов (2012), лучшая подающая «Финала четырех» Кубка России (2010), лучшая подающая молодежного чемпионата мира (2003).

Выпускница университета Небраски (2008), диплом по специальности «Связь и коммуникации». Муж — инженер Люк Бурбах.



Марат Вагизов