Судил на юге, значит, прошёл боевое крещение. Послесловие к матчу "Терек" - "Рубин"

Случай, произошедший в Грозном на стадионе «Ахмат-Арена» во время матча чемпионата страны по футболу между «Тереком» и «Рубином» стал вопиющим только потому, что получил огласку, благодаря интернету. Можете представить, что происходило на южных футбольных полях при советской власти, когда эти факты попросту замалчивались, а «виновные» довольствовались только выражением сочувствия со стороны коллег. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» вспомнила об одном таком случае, правда, в другом виде спорта.


УВЕРТЮР

В Грузинской ССР, которую блестяще на юрфаке КГУ читавший лекции по гражданскому процессу доцент Юрий Гринько называл страной чудес и беззакония, культовым видом кроме футбола был и баскетбол. Тбилисское «Динамо», осенённое именами игроков сборной СССР разных лет Отара и Михаила Коркия, Гурама Минашвили, Зураба Саканделидзе, Левана Мосешвили, Амирана Схиерели дома был практически непобедимым. Там обычно терпели поражения лениградский «Спартак» с Владимиром Кондрашиным, киевский «Строитель» с Владимиром Шаблинским, литовский «Жальгирис» с Витаутасом Бимбой, а иногда и неизменный чемпион страны ЦСКА со всемогущим Александром Гомельским. Какие имена!

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Судейство с участием динамовцев приравнивалось к боевому крещению. После Тбилиси можно было ехать судить хоть на край света. Как там тепло принимали накануне очередного поединка. Ты — желанный гость. За богато накрытыми столами с неизменным участием представителей княжеского рода (это подчёркивалось особо) говорилось ярко и тепло. Но когда арбитры выходили на паркет дворца спорта, а он был единственным в СССР, вмещавшим 10 тыс. болельщиков в характерных кепках, называемых аэродромами, и клубами сизого дыма, на них обрушивался такой поток ора, угроз, оскорблений, а иногда и бросание посторонних предметов, что следовать букве баскетбольных правил было сложно. Да и игроки характерной жестикуляцией, апеллируя к каждому на их взгляд неправильному решению усиливали это давление. Но если хозяева площадки побеждали, то всё хорошо заканчивалось. Арбитров благодарили и приглашали еще. Но если динамовцы проигрывали, да арбитр не дай бог ошибался в пользу гостей…

ФИНАЛ

Опытные судьи знали, что выход с площадки в этом дворце спорта был под одним из щитов, который по окончании игры сразу закрывался решеткой. Точь в точь, как в средневековых замках. Вот туда и надо было успеть добежать и скрыться за железом сразу после сирены, и он опускался. Посидеть в раздевалке часок, другой и всё обычно стихало, хотя известен случай, когда арбитра вывозили даже после долгого ожидания на спецмашине. Так вот однажды после матча «Динамо» — ЦСКА (середина семидесятых годов) молодой подающий надежды арбитр из Украины, трижды принявший решения, которые для тбилисцев из плюс пять за три минуты превратились в минус один и привели к поражению, в отличие от коллеги, не сориентировался в ситуации. А может он просто не знал о спасительной решётке. Он пошёл к судейскому столику подписать протокол, как того требуют официальные правила. И ловушка захлопнулась. Группа ретивых болельщиков спрыгнула с трибуны и перекрыла спасительный выход. И если бы не помощь местных фактурных арбитров, принявших часть ударов на себя, дело могло закончится не только больничной койкой. Итог — арбитра обвинили в предвзятом судействе, и высшую лигу чемпионата СССР он уже не судил.


P. S. Редакция «БИЗНЕС Online» по этическим соображениям не называет имена действующих лиц.

Евгений Макаров