Проиграли, блин…

Прошу прощения у читателей за нелитературный заголовок, поймите меня уважаемые друзья и простите, как финского тренера Матикайнена, установившего со своим «Авангардом» рекорд на века — четыре поражения в одной серии плей-офф с общим счетом 0:15. Но от «блинной» темы в рассказе о «Финале Четырех» европейской Лиги Чемпионов, прошедшего в минувший уикэнд в Омске, городе, где этот бедолага-наставник работает (или уже нет?) никуда не деться. Судите сами — турнир в трехсотлетней столице Западной Сибири) проводился на завершение недели Широкой Масленицы, в СКК (спортивно-концертном комплексе) имени легендарного советского хоккеиста Виктора Блинова, находящемся неподалеку от улицы Масленникова. Достаточно символов и совпадений?


Хозяином Финала Четырех по решению ЕКВ (Европейской конфедерации волейбола) был новосибирский «Локомотив». Но, поскольку в самом крупном городе Сибири не нашлось зала. отвечающего всем «техническим требованиям"(это из формуляра отчета комиссии ЕКВ), соревнования перенесли в Омск. Чем старенький ледовый, вмещающий пять с половиной тысяч зрителей СКК им. Блинова, больше подошел требованиям для волейбольного турнира, чем, к примеру, восьмитысячный дворец спорта «Сибирь», на котором проводит поединки одноименная команда КХЛ из Новосибирска, никто мне так и не смог внятно объяснить. Думаю, опасались (или надеялись), что симпатичная дружина Квартальнова продолжит игры второго раунда плей-офф Кубка Гагарина и тогда произошла бы накладка. Как бы то ни было, от переноса смотра высшего цвета европейского клубного волейбола новосибирский клуб и его преданные болельщики не пострадали — в Омске болели за команду как за своих — Сибирь удивительно солидарна в своих привязанностях.


В этом Финале Четырех было много парадоксального. Впервые высший европейский трофей разыгрывался в Азии. Впервые его выиграла команда, ни разу не становившаяся чемпионом своей страны — на счету «Локо» звание двукратного обладателя Кубка России (2010 и 2011 годов), новосибирцы даже призерами чемпионата Суперлиги не были!


Сам же волейбол получился по качеству превосходным. Полуфинальный матч, столкнувший номинальный хозяев с казанским «Зенитом», большинством специалистов назывался досрочным финалом. По итогам всего турнира скажу — не разделяю это мнение, сам финальный матч сибиряков против итальянского «Кунео» вышел не менее захватывающим, а по сюжету еще более валидольным — на тай-бреке интернационал во главе с легендарным связующим Николой Грбичем отыгрался со счета 11:14(!) и все в этот момент подвисло для волейбольной России на тоненьком волоске. Но сумасшедшая поддержка зрителей (возможно, как и в полуфинале с казанцами) позволила этому волоску не только не порваться, но обрести плотность троса, на котором уже спустя полчаса после завершения матча из темного свода арены в лучах софитов спустился воздушный акробат с драгоценным хрустальным кубком победителя Лиги Чемпионов. Душа и капитан «Локо», лучший связующий турнира, олимпийский чемпион Александр Бутько, принял трофей из рук президента ЕКВ Андре Майера и Сибирь окончательно сошла с ума.


Что сказать о выступлении «Зенита», сложившего с себя звание лучшего европейского клуба? Это спорт, в нем бывают великие победы и случаются горькие поражения. Те, кто видел полуфинал, думаю,. согласятся - это была красивая, равная игра двух сильных команд, соперничество между которыми на внутренней (а теперь уже и на международной) арене в последние годы приобрело бескомпромиссную окраску. В целом, обе команды выдали замечательный матч. Все в итоге решили нюансы. Несравненно больший международный опыт казанцев уравновесился сыгранностью основного состава новосибирцев, черпавших дополнительную энергию из беспрецедентной для волейбольной России поддержки зала. На более длинную скамейку «Зенита — Казань» у «Локомотива» нашелся ответ в виде силовых подач доигровщика Ильи Жилина, переломивших в пользу хозяев ситуацию в ключевом втором сете. Не лучший свой матч выдали Андерсон и Вермильо, вряд ли может занести в актив эту игру либеро Всеволод Бабичев. Но ошибались и новосибирцы, несмотря на высокую результативность и прекрасную игру в обороне шведского диагонального Маркуса Нильссона, признанного MVP турнира и поэтому все в итоге решилось в пятом сете. Увы, не в пользу пятикратного чемпиона России, которому, два года подряд побеждавшему новосибирцев во всех турнирах, не хватило, на мой взгляд, на этот раз «инстинкта убийцы» — охотнику все труднее «убивать» раз за разом одну и ту же жертву.


Именно об ошибках говорил на послематчевой пресс-конференции главный тренер «Зенита» Владимир Алекно. Он признал, что его команда допустила их больше хозяев, что и обеспечило итоговую победу «Локо». Честно говоря, смотреть на Владимира Романовича в эти минуты было тяжело — он переживал так, что на ум пришло знаменитое высказывание легендарного волейбольного тренера Вячеслава Платонова о сходстве тренерской скамейки с электрическим стулом. Но триумфатор Лондона через многое, в том числе и обидные поражения не раз проходил в своей тренерской карьере — он не только нашел мужество поздравить тренера новосибирцев Андрея Воронкова с победой, но и просмотрел «вживую» весь второй полуфинал между «Кунео» и польской «Заксой», изучил соперника по «малому финалу», а на следующий день настроил «Зенит» на матч за бронзу. Для тех же поляков, счастливых уже от самого попадания в Финал Четырех, третье место было огромным стимулом. Но наш чемпион, для которого не существует никаких мест кроме первого, преодолел психологический шок субботы и не дал сопернику усомниться ни в свое классе, ни в своих волевых качествах.


Во время финальной встречи журналистка из Москвы показала мне любопытную фотографию — серьезный и невеселый (мягко сказать) Алекно наблюдает за вторым полуфиналом, сидя за бортиком, на котором изображена реклама известной фирмы «Champion». Сейчас, когда омские баталии позади, я абсолютно уверен, что в этой фотографии намек не на прошлое, а на будущее. На не сложенное с себя звание чемпиона европейского, а на шестой (и пятый подряд) титул чемпиона России, который его команда обязательно возьмет этой весной. Все у них получится!


Александр Норден, Омск — Казань 19 марта 2013.