Завершившиеся в минувшие выходные клубные чемпионаты России по шахматам, заставили спортивную редакцию «БИЗНЕС Online» обратить взгляд на состояние древнейшей игры в республике. Каким образом шахматы в Татарстане успели пережить за последние два десятка лет и взлет и падение, и готовятся к очередному взлету? Почему на некоторое время прекратился приток перспективной молодежи, и как стали расти юные таланты в последнее время? И кто является флагманом шахмат в республике — в материале нашей спортивной редакции.
НЕУДАЧА МУЖЧИН И ПРОВАЛ ЖЕНЩИН
Мужская команда «Казань» заняла в Лоо, Краснодарского края, 12-е место. Что является тремя шагами назад, по сравнению с девятым командным рейтингом, достаточно объективным показателем успешности шахматных дружин. Возможно, казанцев подвел удачный старт в начале, когда они выиграли три поединка из четырех, взлетели в верх турнирной таблицы, и вынуждены были конкурировать с рейтинг-фаворитами клубного чемпионата. Ведь по условиям розыгрыша чемпионата участникам постоянно приходилось играть с соседями по турнирной таблице. Притормози наши на старте, играли бы себе на финише с аутсайдерами. Но все эти размышления «от лукавого». А объективность такова, что мужская команда выиграла у всех соперников, кого превосходила по рейтингу, и проиграла тем, кому уступала. И не могла прыгнуть выше головы, потому, что подчас у наших соперников шахматист, играющий на восьмой доске, был выше по рейтингу, чем вторая доска «Казани» Артём Тимофеев.
Вообще, постоянно играющих в серьезных турнирах у нас в команде было только трое, — Гата Камский, Тимофеев и Суат Аталик. Ибрагимов сейчас работает тренером в шахматной школе, Артем Ильин еще год назад размышлял над тем, — продолжать ему профессионально играть в шахматы, или выбрать другой вид деятельности? К сожаленью, не смог прыгнуть выше головы обычно сверхнадежный Рамиль Хасангатин — минус три. А Азат Шарафиев и, тем более, Раиль Махмутов находятся только в начале своего шахматного пути, скорее, эволюционного, чем революционного.
Что касается женской команды «Ладья», которая с первого места в прошлом году, опустилась на последнее, шестое, в текущем, то здесь оправдания и есть, и нет. С одной стороны казанская команда полностью поменяла чемпионский состав, который, и в целом, и по отдельности, был явно сильнее нынешнего — Надежда Косинцева, Алиса Галлямова, Наталья Жукова, Валентина Гунина, Дарья Чарочкина. Нынешний состав Екатерина Аталик (Половникова), Елена Заяц, Тамара Чистякова, Карина Амбарцумова и Ольга Белова виртуально уступал прошлогоднему, и реально еще двум составам конкуренток из заявившихся ныне команд. Но трех-то соперников, мы, теоретически, были сильнее. В этом-то и таится разочарование. Как мы умудрились проиграть сразу двум соперникам, серьезно уступавшим нам по рейтингу, и с третьим сыграть только вничью? Как наша третья доска Чистякова умудрилась трижды сесть за доску и трижды проиграть? Почему на соревнования не поехала Галлямова, которая только что в очередной раз продемонстрировала свою надежную игру на командном чемпионате мира, где стала третьей в составе сборной России?
КОМАНДНЫЕ ЧЕМПИОНАТЫ РОССИИ. НАЧАЛО ПОДЪЕМА
Впрочем, нынешний старт дал возможность нашей редакции вспомнить о тех славных временах, когда казанские шахматные дружины задавали тон на клубных чемпионатах страны, и не только. В Европе побеждали!
С 1992 года в России стали проводиться командные чемпионаты страны, где стала выступать и казанская дружина. Поначалу не в самом сильном составе, например, Валерий Яндемиров, раньше остальных татарстанских шахматистов приблизившийся к российской элите, выступал за башкирскую команду «Кадыр» из города Ишимбая. Вопросами продвижения казанских шахматистов занялся местный энтузиаст шахмат Наиль Мухамедзянов, который, прежде всего, проявил себя в организаторской работе.
С годами именно командные чемпионаты стали мерилом успешности шахматной жизни того или иного города. Для Казани проведение первого домашнего турнира в 1995 году, когда команда под названием «Таттрансгаз-Итиль» заняла второе место, позволило пригласить в наш город кемеровского гроссмейстера Андрея Харлова. Через два года в Казань перебрался другой гроссмейстер — Сергей Рублевский из Кургана. Не «срослось» только с москвичом Алексеем Дреевым, по причинам, которые за давностью времени сложно назвать, хотя его не только приглашали в Казань, но и тогдашний мэр столицы Татарстана Камиль Исхаков публично объявил о том, что презентует Дрееву ключи от квартиры.
В 1996 году казанская команда, в которой выступали ее старожилы Дреев, Харлов, краснодарец Виталий Цешковский, молдаванин Виорел Бологан и уфимский татарин Рустем Даутов, уехавший в Германию, во главе с местным гроссмейстером Ибрагимовым, стала клубным чемпионом Европы. В 1997 году казанская команда, поменявшая генерального спонсора, а следовательно и название — «Сбербанк Татарстана» вместо «Таттрансгаз-Итиль», выиграла чемпионат России, и, что отрадно, в составе команды выступало три доморощенных гроссмейстера — Яндемиров, Ибрагимов и Рамиль Хасангатин. К этому моменту Харлова Рублевского и Дреева начали называть"своими шахматистами", с учетом того, что первые двое уже переехали в Казань, а третий порывался это сделать. Верхом «шахматной жизни и мысли» в Казани должен был стать финал Кубка европейских чемпионов.
Состав казанская команда, действующий чемпион Европы, собрала «под премию». Дреев, Рублевский, Ибрагимов, Харлов и два супер-гроссмейстера — Владимир Крамник и Артур Юсупов, еще один татарин, уехавший в Германию. Но именно те, на кого возлагались надежды, подвели в главном матче, полуфинале, когда сошлись два фаворита соревнований — команды Казани и Азова. Оба наших легионера уступили в своих партиях, и исход противостояния был предрешен, увы, не в нашу пользу. У нас только бронза.
Спустя год спортивным и инфраструктурным разочарованием стал финальный матч претенденток на шахматную корону, между Алисой Галлямовой и китаянкой Се Цзюнь. Когда Галлямова была готова на все сто процентов, спортивное руководство не проявило политической воли для того, чтобы матч состоялся. Спустя год, когда финалистки встретились, Галлямова уже не находилась на пике формы. Домашнюю часть противостояния она еще смогла свести вничью. Но в Китае уступила и упустила свой первый шанс стать чемпионкой мира. Вещи надо называть своими именами: Ханиф Муртазин — вот кто в те годы возглавлял спортивное министерство республики, и кого Галлямова в первую очередь винила в том, что не реализовала свой шанс.
Еще более вопиющим был упущенный в 2000 году шанс выступить на командном чемпионате страны.
БАРИЕВ ПЛЮС МУХАМЕДЗЯНОВ — РАСЦВЕТ ШАХМАТ ТАТАРСТАНА
Вскоре спортивное министерство республики возглавил новый руководитель Марат Бариев, во многом изменивший отношение власти к ведущим спортсменам Татарстана. Шахматы, представившимся шансом, воспользовались в полной мере. В 2002 году команда, в которой выступали наши старые знакомые Рублевский, Хасангатин, Яндемиров, Харлов, восходящая звезда татарстанских шахмат Артем Тимофеев, и два приглашенных гроссмейстера Владимир Акопян и Владимир Баклан, вернула себе звание чемпиона России. В 2003 году мужская команда повторила свой успех, и дополнила его победой женской дружины в Тольятти. Места Акопяна и Баклана в мужской команде заняли проверенные турнирные бойцы, не раз выступавшие за казанскую дружину молдаванин Бологан и уроженец Белоруссии, выступавший за Израиль Илья Смирин.
Татарстан то и дело претворял в дело смелые прожекты Мухамедзянова. В то время среди этих проектов можно назвать матч «Татарстан — Европа» — 2002, в котором снова за шахматной доской встретились непримиримые ранее соперники Анатолий Карпов и Виктор Корчной. Анатолий Евгеньевич не только сыграл с Виктором Львовичем, он содействовал Корчному в поучении российской визы. Корчной во второй раз приехал в Казань год спустя, чтобы сыграть товарищеский матч с Тимофеевым. Которому, в итоге, уступил. Но в конце 2003 года, накануне своего 60-летия, Мухамедзянов ушел из жизни. И из татарстанских шахмат, как будто, выпустили пар.
Возможно, сказался не совсем удачный старт на клубном чемпионате Европы, когда казанская команда, рейтинг-фаворит турнира, заняла только пятое место. Вину за это в полной мере должен взять Гарри Каспаров, специально приглашенная звезда, который едва ли сыграл тогда за нас на половину своих возможностей. Ту турнирную неудачу мужчин не скрасила даже бронзовая медаль нашей женской дружины, полностью состоявшей из казанских шахматисток.
В дальнейшем, шахматная Казань, организаторскую работу которых взвалил на себя Харлов, еще будоражили спортивную общественность. 2004 год — третье место на командном чемпионате Европы. 2005 год — третье место на командном чемпионате страны, с помощью Петра Свидлера на первой доске. 2006 год — второе место на командном чемпионате Европы, с помощью Теймура Раджабова и Рустама Касымджанова. Основа, чаще всего, была своя — Тимофеев, Рублевский, Харлов, Яндемиров, Хасангатин, выросший в неплохого гроссмейстера Артем Ильин, и одна-две приглашенные со стороны звезды. Еще успела блеснуть все на том же чемпионате мира Галлямова, в 2006 году во второй раз добравшаяся до финального матча на звание чемпионки мира, но, увы… В 2007 год казанские команды в крайний раз сыграли на чемпионате России, и снова ушли в небытие.
ТРЕТЬЕ ВОСХОЖДЕНИЕ НА ШАХМАТНЫЙ ОЛИМП. В ОЖИДАНИИ НОВОГО ПОДЪЕМА
«Небытие» продлилось три года. Тимофеев в это время выступал на клубных чемпионатах за сильную команду Томска. Ибрагимов играл на Олимпиадах за сборную США. Харлов закончил с профессиональными шахматами. Рублевский вернулся на родину. Галлямова родила второго ребенка. Играть за Казань было некому и не за что, так как серьезных деньги за это платить перестали, и не за чем, так как казанские команды перестали заявлять на чемпионаты. Шахматы покинули и сам город, который годами ранее друг за другом принимал серьезные шахматные соревнования, как Кубок России, молодежные чемпионаты страны, суперлигу среди женщин 2004 года, чемпионат страны среди мужчин 2006 года.
Возродила интерес к шахматам та, с кого и начался, по сути, серьезный подъем в республике. Галлямова вернулась в шахматы, да как! Олимпийское золото, два подряд выигранных чемпионата России. Тимофеев подкрепил ее успехи выступлением на Олимпиаде, которое стало дебютным для воспитанников татарстанской школы шахмат. В Казань вернулись большие серьезные шахматы, как зрелище. Матч претендентов 2011 года, и женское Гран-при 2012 года — стали большими событиями в шахматной жизни республики. Женская команда «Ладья» снова выиграла клубный чемпионат России 2012 года, там же, после долгого перерыва, выступила и мужская команда, полностью состоящая из казанских шахматистов. В Казань вернулись и большие шахматисты. Ибрагимов, приехав из Америки, стал работать тренером в шахматной школе. Но, самое главное, снова зашевелилась, затеплилась, забурлила жизнь в школе им. Нежметдинова. А, значит, можно прогнозировать новый подъем у татарстанских шахмат.