Деловая электронная газета «БИЗНЕС Online» и ОАО «Банк ВТБ» представляют цикл статей, посвященных грядущему событию, которое, наряду с Тысячелетием, является, без преувеличения, величайшим в новейшей истории Казани. Еженедельно мы будем знакомить вас с историей Универсиад, различных видов спорта, входящих в программу студенческих Олимпиад, историей выступлений спортсменов России и СССР на Универсиадах, а также вкладе татарстанцев в общую копилку сборной страны.
Универсиада — это смотр не только спортсменов, но и их тренеров. Людей, которые выступали сами на высоком уровне, а сейчас делятся своим опытом с молодежью. Один из таких — заслуженный мастер спорта по тяжелой атлетике Николай Колесников.
Детство будущего тяжелоатлета прошло в Бугульме. Городке, тогда далеком от спорта высших достижений. Во всяком случае, в конце 1950-х — начале 1960-х, на которые как раз и пришлось детство юного Коли. Но спорт и физкультура — это разные вещи. Тягу к физкультуре у советских детишек развивал комплекс ГТО — «Готов к труду и обороне». Быть слабым и хилым, было, как сейчас выразились бы, непрестижно, нестильно. Тогда выражались просто — слабак! А слабаком быть никто не хотел.
Юный Коля среди спортивных увлечений выбрал тяжелую атлетику. Вид спорта, который в 1960-е годы если и уступал по популярности игровым видам спорта, то совсем немного. За противостоянием, к примеру, Александра Курынова с американцем с Гавайских островов Томми Коно наблюдала вся страна, и Татария в том числе. Курынов стал первым представителем Татарской АССР на Олимпиадах и первым ее победителем на играх в Риме в 1960 году. Впрочем, Татария к этому времени уже успела приложить руку к воспитанию еще одного олимпийского медалиста Аркадия Воробьева. Воробьев до 18 лет жил в Тетюшах. На Олимпиаде-52 он стал бронзовым призером в категории до 82,5 кг, а на следующих Играх повторил этот же результат, но уже в категории до 90 килограммов.
Период с 1960-го по 1970-е годы для татарстанских тяжелоатлетов нельзя назвать удачным, зато интерес к тяжелой атлетике в стране не угасал. Чего стоят только битвы за право называться сильнейшим человеком в мире, которые произошли поначалу между Юрием Власовым, который первым смог низвергнуть с первого места в абсолютной категории американского силача. А потом последовало поражение того же Власова на Олимпиаде, которое, по сути, разочаровало только его личных болельщиков. Ведь уступил он не кому-нибудь, а соотечественнику Леониду Жаботинскому.
А Коля, впрочем, теперь уже Николай Колесников постепенно рос, как в человеческом, так и в спортивном плане. Попал в прицел тренеров сборной страны. Начал побеждать на международных соревнованиях. И пополнил бы копилку родной республики олимпийкой наградой, если бы не два обстоятельства. Первое — Николая призвали в армию. Второе — попал он в школу знаменитого наставника из города Шахты, Ростовской области Рудольфа Плюкфельдера. В те времена Плюкфельдер воспитывал исключительно чемпионов, независимо от их весовой категории. Что в «мухачах», как Колесникова, Давида Ригерта. Что в супертяжеловесах, как Василия Алексеева. Попасть к Папаше Плюку означало получить неофициальный знак высшего качества. А официальный Николай завоевал в олимпийском Монреале, в 1976 году, став там чемпионом. Можно теперь спорить об этом «золоте». Мы считаем его своим, потому, что Колесников начинал заниматься спортом в Татарстане, куда потом вернулся, по завершении спортивной карьеры. Ростовчане будут настаивать на том, что это первое место их, потому, что завоевал его Николай, будучи жителем города Шахт. Как бы то ни было, «золото» отправилось в Советский Союз.
К сожалению, Монреаль оказался высшей точкой спортивных достижений Колесникова-спортсмена. На домашнюю Олимпиаду в Москву он не попал, уступив свое место в
сборной шахтинцу Виктору Мазину. Кстати, воспитанники Плюкфельдера в Москве выступили крайне неудачно, и Ригерт и Алексеев заработали «баранки», не подняв начальный вес. Мазин же свое приглашение оправдал полностью, завоевав золотую медаль. Однако давайте не будем завидовать. Потому, что судьбы конкурентов за путевку сложились по-разному. Колесников пошел по юридической линии, и начал работать в милиции. Мазин же угодил в тюрьму.
Колесников, теперь уже Николай Алексеевич, в середине 1990-х получил распределение на Дальний Восток. Второй раз он покидал свою родину уже с семьей, супругой и маленькой доченькой Настенькой. Которая проявила недюжинные способности в спортивной гимнастике, и в 2000 году семейная копилка Колесниковых пополнилась еще одной серебряной медалью. Теперь ее завоевала в групповых упражнениях Анастасия Колесникова.
Николай Колесников вернулся не только в родной Татарстан, но и к родному делу, тяжелой атлетике. Стал тренером сборной республики, наставником молодежной сборной России. В 1990-е годы тяжелая атлетика в республике переживала, если не кризис, то определенный спад. Был момент, когда на соревнования от республики ездил один тяжелоатлет Мадьяров из Набережных Челнов. Но, с того времени, как ученик знаменитого Папаши Плюка делится своим огромным опытом с воспитанниками, тяжелая атлетика снова встала в один ряд с ведущими видами спорта в республике.
ВЛАДИМИР ЖИТЛОВ: ИЗ БАСКЕТБОЛА В СБОРНУЮ СССР ПО ФЕХТОВАНИЮ
Судьба играет человеком, а человек играет на трубе. Эта нехитрая поговорка вспоминается, когда вчитываешься в кадры биографии знаменитого тренера по фехтованию Владимира Житлова. Легенды мирового фехтования. Человека, воспитавшего трех олимпийских чемпионок, две из которых были призерами летних Универсиад.
Житлов с детства был очень спортивным, перепробовав себя во множестве игровых, и не только видов спорта. Но оканчивал он институт с желанием стать баскетбольным тренером. Однако судьба так сложилась, что в конце 1960-х годов прошлого века ставки тренера по баскетболу в Казани для Житлова не нашлось. Тогда Владимир в корне решил поменять свою специализацию, став тренером по… фехтованию. И так совпало, что вскоре у него в группе появились две девчушки — Валентина Никонова и Ольга Князева. Первая, как и Житлов, была очень спортивной, перепробовав себя во множестве видов спорта. Вторая не имела особого представления о спорте, и вообще никакого — о фехтовании. Сама Ольга вспоминала, что пришла в секцию по фехтованию, решив, что это нечто вроде кружа кройки и шитья. Вскоре в группу к Житлову от тренера Кислюнина перешла Наиля Гилязова. И вот с этой троицей абсолютно разных, как по характерам, так и по фехтовальным способностям, девушек, Житлов начал подниматься к спортивным решениям.
Первой пробилась Валентина Никонова, которая стала чемпионкой мира среди юниоров. Ей, видимо, было легче, потому, что Валентина и фактурно подходила для фехтования, высокая, легкая, и имела серьезную физическую подготовку. Благодаря занятиям многими видами спорта. Дольше всех к вершинам двигалась Гилязова, которая вспоминала, что Житлов однажды просто поставил вопрос ребром: либо выигрываешь предстоящие соревнования, либо становишься тренером. Гилязова из предложенного выбрала «пан», а не «пропал», выиграла эти старты, потом следующие, и пошло-поехало. Пошло-поехало до такой степени, что вначале казанские девушки составили костяк команды «Динамо» (Казань), которая несколько лет подряд успешно представляла Советский Союз на финале Кубка европейских чемпионов. А 1976 год в Олимпийском Монреале стал вершиной в карьере казанского квартета спортсменов, трех мушкетерш и их наставника. Они составили костяк сборной СССР, выигравшей «золото».
После этого успеха судьба спортсменок сложились по-разному. Никонова вышла замуж за своего тренера Владимира Житлова, родила и не смогла подготовиться к домашней Олимпиаде в Москве 1980 года. Дольше всех в спорте задержалась Наиля Гилязова. Она участвовала в Олимпиаде 1980 года, которая сложилась для наших фехтовальщиц не очень удачно. Несмотря на отсутствие сильных конкуренток из ФРГ и Италии, наша сборная уступила в финале командного турнира не блиставшей тогда сборной Франции. Гилязова, таким образом, прибавила к своей коллекции олимпийских наград еще одно «серебро».
Впрочем, сама Наиля Файзрахмановна, по-другому оценивает то выступление.
— Да, француженки на тот момент котировались поменьше Венгрии и Италии, бойкотировавшей Олимпиаду ФРГ, но назвать их слабыми у меня язык не поворачивается. Потом, по своему опыту, я знаю, что чемпионаты мира и Олимпиады — это соревнования из разных категорий. Через год, во французском Клермон-Ферране мы взяли реванш у наших обидчиц. Но в Москве мы с ними не совладали. Настроя, может, не хватило? Понимаете, настрой нужен везде, даже раньше на поход к зубному врачу нужно было настраиваться".
Потом Гилязова становилась чемпионкой мира, а завершила занятия спортом в 1984 году, когда не смогла поехать на Олимпиаду в Лос-Анджелесе, из-за бойкота ее со стороны стран Варшавского договора.
Житлов некоторое время был главным тренером сборной СССР по фехтованию. В середине 1980-х годов к нему в Казань из Новосибирска приехала талантливая ученица Ольга Вощакина, которую Житлов готовил к Олимпиаде в Сеуле 1988 года. Впоследствии Владимир Васильевич работал директором СДЮСШОР по фехтованию, а сейчас трудится на спорткафедре одного из банков Казани.
Z=Z=Z
Генеральный партнер проекта «Навстречу Универсиаде-2013»
Банк ВТБ
ОАО «Банк ВТБ» и его дочерние банки (группа ВТБ) являются ведущей российской финансовой группой, предоставляющей широкий спектр банковских услуг в России, СНГ, странах Западной Европы, Северной Америки, Азии и Африки. Cеть продаж группы состоит из офисов в России, СНГ и Европе. В России группа осуществляет банковские операции через один материнский (Банк ВТБ) и пять дочерних банков, крупнейшими из которых являются ВТБ 24, Банк Москвы и ТрансКредитБанк. За пределами России группа осуществляет свою деятельность через 15 дочерних банков, расположенных в странах СНГ (Армения, Украина (два банка), Беларусь (два банка), Казахстан и Азербайджан), в Европе (Австрия, Кипр, Германия, Франция, Великобритания и Сербия), в Грузии, в Африке (Ангола), два представительства, расположенные в Италии и Китае, два филиала ВТБ, расположенные в Китае и Индии, а также через четыре филиала ВТБ Капитал в Сингапуре, Дубае, Гонконге и Нью-Йорке. Основным акционером ВТБ является правительство РФ, которому в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом принадлежит 75,5% акционерного капитала.