КХЛ опубликовала вчера вечером данные о зарплатах клубов лиги. Казанский «Ак Барс» оказался на первом месте, хотя фактически больше всех своим хоккеистам денег отдал питерский СКА, ведь немалые зарплаты игроков (локаутники из НХЛ) в общий котел не вошли, а в «Ак Барсе» таких хоккеистов не было. Однако сути дела эта поправка не меняет. «Ак Барс» не смог завоевать даже медали чемпионата, в то время как победитель и финалист отдали игрокам в полтора раза меньше денег. В прошлом году оказался виноват тренер, а в нынешнем — игроки. Обо всем подробнее — в материале газеты «БИЗНЕС Online»
7 ИГРОКОВ С ОКЛАДОМ БОЛЬШЕ $ 2 МИЛЛИОНОВ
В цифрах, которые опубликовала КХЛ, на самом деле нет ничего удивительно, просто теперь можно оперировать не слухами и домыслами, а фактами. «Ак Барс», который содержится «Татнефтью», — самый щедрый клуб КХЛ. Помимо отличных окладов, клуб предоставляет игрокам одни из лучших в Европе условий в части бытового комфорта. О казанском Доме хоккеистов и базе в лиге не знают разве что уборщицы ледовых дворцов. Все 7 хоккеистов, чей оклад превышает отметку в $ 2 млн. (КХЛ отметила сумму в рублях — 60 миллионов): Данис Зарипов, Алексей Морозов, Илья Никулин, Константин Барулин, Алексей Терещенко, Лаурис Дарзиньш, Николай Жердев.
Вероятно, контракт Жердева записали в число миллионеров автоматически, но сути дела это не меняет. «Ак Барс», отдав больше всех в лиге денег, не добился ровным счетом ничего. Чемпионом два года подряд становится команда, которая в лиге на пятом месте и которая потратила на 200 млн. рублей меньше, чем «Ак Барс». Клуб, который два года подряд становится непреодолимой преградой на пути казанцев, — челябинский «Трактор» — и вовсе в конце десятки с бюджетом на оклады в 719 млн. рублей.
Общим местом уже стала критика казанского «Рубина», где зарплатная ведомость немногим выше, но результаты у обоих клубов на данном этапе схожие. Да и системные проблемы напоминают друг друга: проблемная селекция (в «Ак Барсе» вовсе нет отдела селекции), тернистый путь для собственных воспитанников, серьезные проблемы с посещаемостью и маркетингом. «Ак Барс» и «Рубин» в этом отношении как однояйцевые братья. Только вот футболистам достается при каждом удобном случае, а хоккеистов начали задевать лишь в нынешнем году, да и то из-за непопулярных мер — ушли легенды клуба Морозов и Зарипов.
ВЕДОМОСТЬ РАЗГРУЗИЛИ ЗА СЧЕТ МОРОЗОВА И ЗАРИПОВА
В некоторой степени публикация лигой платежных ведомостей должна пойти на пользу барсам. Появился козырь в общении с фанатами и прессой. Дарзиньш ушел, потому что получал много, а играл плохо. Морозов и Зарипов не хотели понижать суммы в контрактах, по некоторым данным, у многолетних лидеров барсов суммы в контрактах были близки к $ 5 миллионам. Да и Жердев слишком дорогой, вот и вернулся к себе в «Атлант». Выводы сделаны. Виновные найдены. Зарплатная ведомость станет чуть меньше. Результат должен стать лучше. Вектор информационной политики очерчивать нет необходимости — все сделано КХЛ. При этом можно умолчать, что оклады других ведущих игроков, что остались, не меньше, а новички также из числа топовых, думается, пришли играть в Казань не за хлеб с водой и герб Татарстана на груди.
К тому же до официально разрешенной максимальной суммы (1 млрд. 100 млн. рублей) на будущий сезон «Ак Барс» не дотянул немногим менее 40 млн. рублей. Как говорят на Западе, место под потолком еще есть. Зарплатная ведомость «Ак Барса» сейчас практически в два раза не дотягивает до уровня самых богатых клубов НХЛ (потолок зарплат в НХЛ $ 70,2 миллиона). С учетом того, что за океаном игроки отдают в виде налогов не 13%, а значительно больше, в районе 50%, то суммы получаются соизмеримые. Да и заокеанские клубы зарабатывают деньги и зачастую остаются в прибыли, в России же о самоокупаемости профессионального спорта говорить не приходится. Хотя общая черта у российских и западных клубов есть. Самые богатые клубы нечасто оказываются на вершине. Чаще всего победу одерживают команды со сбалансированным составом и грамотным менеджментом.
КХЛ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ ЗАРПЛАТ ИГРОКОВ
Континентальная хоккейная лига при всей своей неоднозначности остается самым продвинутым и развивающимся проектом в профессиональном спорте. Раскрыть зарплатные ведомости клубов фактически волюнтаристским решением, к примеру, футбольная лига точно не сможет, слишком сильное влияние клубов и различных подводных течений.
В хоккее же балом целиком и полностью правит КХЛ и ее директорат, который умудряется навязывать свою волю клубам. Банально, что без всяких чемпионатов мира и огромных вливаний все клубы лиги обязали обзавестись современными аренами, если нет арены, то нет и прописки в высшем дивизионе. Так, с карты КХЛ исчезла толльятинская «Лада», а тюменский «Рубин» решил построить новый ледовый дворец.
Публикация зарплатных бюджетов команд — первый шаг к тому, чтобы контракты игроков стали открытыми. Журналисты и болельщики и так обо всем догадываются, но если теперь и контракты будут открыты, то «катать вату» хоккеистам станет сложнее. Общественный пресс возрастет в разы, упрекать размером оклада в России всегда умели и любили. Однако такое решение только пойдет на пользу отечественному хоккею: чем больше открытость, тем меньше коррупции.