Человек на позитиве

Сегодня казанский «Рубин» продлил контракт с вратарем Сергеем Рыжиковым. Блогер «БИЗНЕС Online» Александр Норден в своем дневнике рассуждает о том, что Рыжиков — это чуть ли не главный символ нынешнего «Рубина» и голкипера необходимо было оставить в команде во что бы то ни стало. Панегирик стражу ворот «рубиновых» в лучших традициях комментатора Нордена.


РЫЖИКОВ — ДУША «РУБИНА»


К «Рубину» сейчас отношение настороженное. Итогам сезона официальная оценка не дана, да и футбольная общественность не определилась в том — какой он (сезон) был для клуба — успешный или так себе. Журналистская братия ждет возвращения команды с австрийского сбора, обещанной пресс- конференции, на которой, вероятно, будут озвучены цели и задачи на сезон грядущий, рассказано о новичках и, главное, положен конец слухам (или не слухам?) о возможном уходе кого-то из лидеров. Ну и сам чемпионат — он уже совсем рядом, за круговертью Универсиады и не заметишь, как зазвучит марш Блантера и раздадутся первые трели судейских свистков. Год для клуба будет очень важным, возможно этапным, переломным. Главный вопрос — мы в лидерах останемся или в серединку потихоньку побредем… А так ведь хочется и в Европах регулярно зажигать и кубки брать и за пьедестал с нуворишами бороться! Что, несмотря на все сложности, внушает оптимизм — есть и сплоченная команда тренеров во главе с главным и костяк из игроков, знающих и вкус больших побед и привкус чемпионского шампанского и вместе достойно умеющих выходить из передряг. К счастью, у этого «Рубина» есть душа. Может коллективная, может индивидуальная, но одним из тех, кто ее олицетворяет, является общий наш любимец Сергей Рыжиков.

Когда недавно я делал материал об одном из стержневых хоккеистов «Ак Барса» Нико Капанене, материал с грустным эпилогом (многолетнее сотрудничество игрока и клуба завершилось), я подумал, а у «Капы» и Рыжикова, как ни странно, есть что-то общее. Нет, я не имею в виду светлые волосы, да и Белгородчина, откуда родом вратарь, всегда лежала вдали от миграции финно-угорских племен. Но смотрите — оба в своих клубах по пять лет (Рыжиков, надеюсь, и на «вторую пятилетку» пойдет). Два первых сезона обоих стали чемпионскими при их огромных заслугах в этих достижениях. Оба — архитвердые игроки основы, практически незаменимые (про «железного» финна все мы знаем, да и Рыжиков матчи пропускал крайне редко). Оба познали международные успехи — один Кубок европейских чемпионов брал, в своей сборной чемпионом мира становился, другой успешнее всех российских вратарей в Лиге чемпионов играл, на «Ноу Камп» и «Висенте Кальдероне» геройствовал, да и тренеры сборной его в ближайшем резерве держат. Интересные, согласитесь, параллели.


ЦЕННЫЙ РЫЖИК

Ох, Рыжиков… Сперва фамилия. Как-то повелось, что у хороших футбольных воротчиков они то забавными, то ласковыми бывают. Поляк Дудка, украинец Рыбка, кубанский Кот, Тяпушкин, недавный «Гойкоэчеа» юношеского Евро Митрюшкин… И наш герой, да еще в свитерах желто-оранжевой расцветки, аналогию с вкуснейшим даром леса напоминает. В последнее время свитера эти, правда, больше фиолетовые пошли, но вы сами рыжик найдите, срежьте и забудьте на время — сами увидите, как цвет изменится. Найти гриб рыжик, кстати, непросто, найти вратаря такой фактуры, мастерства, а главное, характера и душевной щедрости, как Рыжиков, еще сложнее.

Рыжиков родом с Белогорья. Удивительного региона, настоящей российской житницы талантов. Кем в начале своей карьеры был знаменитый земляк Сергея волейбольный тренер Геннадий Шипулин, уж и не помню, чуть ли не водителем клубного автобуса. А какую школу поднял, какую команду сколотил! Эпоха в российском волейболе, европейское признание, глыбы-люди вроде Тетюхина и Мусэрского для олимпийской дружины Лондона! У белгородцев какое-то удивительное чувство патриотизма, незримой связи с родной землей… Довелось несколько раз сидеть неподалеку от Рыжикова в автобусе, увозящем команду после гостевой игры в аэропорт. Ребята по-разному отдыхают, у голкипера телефон в руках просто раскаливался. Он оживленно разговаривал с близкими, со всей большой родней, с дорогими ему сердцу людьми. Я вообще представил, как в его родном Шебекине (опять-же, как поэтично это название!) телефонный разговор вратаря ретранслируется на центральную площадь и там добрая половина городка слушает его отчет об игре и впечатлениях у здорового ретро-громкоговорителя, подобного тому, по которому передавалась в свое время знаменитая речь Молотова.

«ТЫ СТОИШЬ СПИНОЙ, РЫЖИКОВ СЕРГЕЙ…»

О том, как бесстрашно бросается в ноги лучшим форвардам, о том, какие сумасшедшие сейвы совершает Сергей на линии, известно всем. Фанатский сектор без песни «Ты стоишь стеной, Рыжиков Сергей, мы всегда с тобой…» ни одного перформанса не представляет. Удивительно, но и все недостатки этого бесстрашного парня, людям… нравятся. Своими авантюрными побегами к угловому флажку, безумными подкатами за пределами штрафной, он заставляет нас забыть о том, что футбол — это упорная работа, и не забывать о том, что это — лишь Игра с ее смешными и грустными моментами. Забыть о многих классных, «правильных» вратарях, но не забывать о «полевом» игроке Игуите, исполнителе штрафных Чилаверте, не говоря уже о вошедших в историю своими ляпами, но оставшихся в ней навсегда Яшине, Симэне, Дасаеве, Кане. После завершения карьеры Рыжикова в этой истории останется и его уникальный пропущенный с 70 метров гол в Нальчике и бессмысленный забег к центру Лужников в недавнем матче с «Челси». Меня года два раздражало то, что большой и сильный Рыжиков не мог далеко и точно выбить мяч. Сейчас у него стало лучше с этим важным компонентом вратарской игры, но когда он иногда «берется за старое», я радостно хохочу вместе с соседями по трибуне — это наш Рыжиков, и он неповторим даже в своей срезке.

А как Рыжиков убивает время, когда «Рубин» ведет с минимальным преимуществом в важном матче! Это — песня! Как он неторопливо, качая головой, распекая своих защитников, нагибаясь и что-то говоря бутсе, идет к мальчику, подающему мячи. Как откидывает один мяч, крепко, как арбуз (в манере Антона Кандидова), сжимает другой, как готовится выбить его в поле. А фирменней всего, когда прыгает своим большим телом и накрывает медленно ползущий мяч и лежит на нем с гордым взглядом, как будто бы только что взял пенальти в финале ЧМ! Это все записывать надо для курса маленьких вратарских хитростей. Многих такое поведение вратарей раздражает, а вот на Сережу мало кто обижается, даже судей он расположил к себе и они все реже дают ему «горчичники» за затяжку.

Он прямой и открытый. В наше время, когда мгновенные, как перевод Western Union трансферы и переходы в стан извечного соперника, все чаще становятся обыденным делом, не скрывает своей любви к «Спартаку» при том, что в этот клуб его ежегодно «сватают». Что это? Тонкая игра с целью улучшения контракта? Дразнилки в адрес Карпина, неровно дышащего к отечественным вратарям? Мне кажется, это просто та откровенность, то нежелание быть политкорректным, та искренняя эмоциональность, которая и делает Сергея Рыжикова душой команды. Ведь при всех этих моментах найти более верного «Рубину», Бердыеву, Кафанову человека как он — сложнее, чем найти рыжик в нынешнем сухом лесу. И еще одно важнейшее для вратаря качество — умение быстро забыть собственные промахи, неудачный матч и выйти на следующий с психологией Победителя. Если я уж начинал эти заметки с хоккея, то скажу, что подобной суперустойчивостью меня восхищал еще один любимец казанских болельщиков, еще один вратарь — чемпион, еще один улыбчивый и позитивный парень Фредди Бретуэйт. Когда в интервью Рыжикова я прочитал, что вскоре после возвращения из Нальчика они с женой вместе хохотали под просмотры гола-курьеза Йовановича на ю-тюбе, я про себя воскликнул: «Узнаю Рыжиковых!». И добавил, как Куранов: «Знай наших!»

Тяжело было пережить расставание с «Ак Барсом» Саши Степанова. Еще не знаем, как будем жить без Морозова, Зарипова, Капанена, Иммонена. Рыжикову здоровья и продления контракта с «Рубином»! Вы, Сергей, очень нам всем нужны! А как сезон начнется, подойду и наберусь смелости попросить Вас привезти из Вашего родного Шебекина магнитик для личной коллекции. Может через него и я дополнительным позитивом заряжусь?

Александр Норден