Футбол и ребрендинг. В последние годы лого-мания захлестнула не только Казань

Лето — прекрасная пора представить футбольной общественности различные маркетинговые проекты, например новый клубный логотип. Оказывается, помимо «Рубина» за эти два месяца его сменили такие именитые клубы, как «Монако», «Пари Сен-Жермен», «Рома», «Спартак», «Зенит». Газета «БИЗНЕС Online» совместно с блогом SportPROFY разбирается, как смена клубной эмблемы происходит в Европе и в России и какой эффект дают эти изменения.


«МОНАКО» (МОНАКО)

Футбольный клуб «Монако», пробившийся в высший французский дивизион, не так давно обнародовал изображение своего нового логотипа. От прежнего он отличается лишь в деталях. «Новый визуальный образ отражает желание клуба отметить свое вступление в новую эру, оставаясь при этом сильно привязанным к истории команды и ее корням», — говорится в заявлении на официальном сайте «Монако»


«ПАРИ СЕН-ЖЕРМЕН» (ФРАНЦИЯ)

Еще один француз элитарного дивизиона, который взялся за маркетинговую составляющую своей работы. Клуб представил обновленную эмблему около трех месяцев назад и начнет использовать ее в новом сезоне. Дизайн несколько упростили, но сделали составляющие элементы логотипа более современными, а также убрали некоторые ненужные, по мнению авторов, детали.



«РОМА» (ИТАЛИЯ)

Клуб из еще одной великой столицы официально представил свою обновленную эмблему в конце мая. У нового логотипа есть ряд существенных отличий от прошлой версии, говорится в заявлении клуба:

1. Вместо клубной аббревиатуры — ASR — на логотипе крупными буквами выведено слово Roma (название города).

2. На логотипе появился год основания клуба (1927), что, как отмечается в пресс-релизе, подчеркивает уважение «Ромы» к своей истории.

3. Более акцентированным стало изображение капитолийской волчицы — главного символа Рима.

Кроме того, была несколько изменена цветовая гамма, а также выбран новый шрифт.


«ЗЕНИТ» (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ)

Новый логотип «Зенита» стал максимально простым. От предыдущей версии осталась только надпись названия клуба. Добавился год основания. Оказывается, не только «Рубин» обратился за разработкой клубного логотипа к иностранцам. Если казанцы в этом вопросе положились на итальянский Interbrand, то эмблему «Зенита» разработало британское агентство Wolff Olins, а окончательный вид буквам придал ведущий специалист по шрифтам Илья Рудерман. Геральдический совет при президенте России назвал эмблему «безупречной во всех отношениях».



«СПАРТАК» (МОСКВА)

Футболисты «народной команды» начали новый сезон вот с такими версиями эмблемы на груди и на игровых трусах. Классическая С, сразу четыре звезды — по одной за каждые пять чемпионств России и СССР — болельщикам команды нововведения наверняка понравятся.


«АЛАНИЯ» (ВЛАДИКАВКАЗ)

«Алания» выступила с официальным заявлением относительно смены клубной эмблемы. «Теперь наш грозный барс смотрит вперед, а белый, красный и желтый цвета на щите объединились в полноценный флаг. „Алания“ благодарит за помощь в работе над обновленной эмблемой молодого и талантливого дизайнера Дмитрия Сатцаева», — говорится в заявлении.




«ВОЛГА» (НИЖНИЙ НОВГОРОД), «ТЕРЕК» (ГРОЗНЫЙ)

Немало обновленных клубных логотипов было представлено прошлым летом. «Рубин», напомним, и тогда «преуспел» в этом вопросе (нынешняя смена логотипа — вторая за последние полтора года для казанского клуба). Помимо казанцев, год назад меняли свои логотипы ФК «Волга» (Нижний Новгород) и ФК «Терек» (Грозный). Пусть не кардинально, но решение было принято — модернизации быть.


ПХК ЦСКА (МОСКВА)

То же самое можно сказать и про профессиональные клубы из других видов спорта России. В хоккее самым, пожалуй, заметным в прошлом году стало изменение эмблемы ЦСКА. Клуб вернулся к варианту, который использовал на фуфайках еще в советское время



ХК «НЕФТЯНИК» (АЛЬМЕТЬЕВСК)

В Татарстане минувшим летом решился на изменение эмблемы альметьевский «Нефтяник» — клуб с богатыми хоккейными традициями и неплохими перспективами.





В РОССИИ ЗА РЕДКИМ ИСКЛЮЧЕНИЕМ ЭМБЛЕМЫ МЕНЯЮТ РАДИ СМЕНЫ ЭМБЛЕМЫ

Общая картина ясна — команды стали придавать элементам визуальной коммуникации большее значение. Попробуем сделать несколько выводов из сложившейся тенденции:

1. Российские клубы все больше обращают внимание на новую для себя маркетинговую составляющую — элементы визуального оформления, клубную геральдику. То, что особенно важно для постоянных болельщиков и немаловажно для потенциальных.

2. Смена логотипа — не массовая тенденция, но уже и не единичные случаи. Мода на модернизацию эмблем постепенно входит в российский спортивный быт. Менеджеры команд самого разного уровня понимают, что клубы — живые организмы, постоянно развивающиеся и требующие соответствующих изменений во всех областях своей работы.

3. Пока модернизация и смена логотипа в российском спорте не приносят должного эффекта — в лучших профессиональных лигах подобные изменения готовят продолжительное время, к ним порой меняют инфраструктуру, сайты, другие внешние атрибуты клубов. И все это дает хорошую финансовую отдачу: при грамотном маркетинге и целенаправленной работе продажа атрибутики и сувенирной продукции с новым логотипом становится прибыльным бизнесом. В России, за редким исключением, эмблемы меняют ради… смены эмблемы ну или прихотей начальства.

4. Потенциально эффект от смены логотипов в РФ может быть очень хорошим: рынок спортивной индустрии в стране на этапе становления, в то же время уже есть достаточно состоятельных болельщиков. Количество поклонников ведущих клубов, по оценкам социологов, достигает нескольких миллионов человек. И они, как и болельщики в Европе, вполне адекватно воспринимают потенциальные изменения в логотипах.

5. Берясь за смену логотипа, менеджмент команд часто упускает из виду конечную цель этого предприятия, а от того, что в итоге хочет увидеть руководство клуба, зависит весь процесс от, А до Я. Соответственно, в первую очередь необходимо ставить цели, а потом решать задачи для их достижения.

6. Заниматься работой на конкретный результат должны профессионалы — очень часто проекты по смене эмблемы или формы (и других элементов дизайна клуба) доверяют группе приближенных лиц или вообще пускают на самотек. Результат: деньги потрачены, а эффекта от этого на практике нет. Отсюда же и другой вывод: делать работу хорошо и качественно за бесценок никто не будет — себе дороже.

Вероятно, в ближайшее время стоит ждать подобных инициатив и от других российских профессиональных команд. Пожелаем им отнестись к этому вопросу максимально внимательно и все же больше приобрести, нежели потерять!


Блог SportPROFY, «БИЗНЕС Online» Спорт

БО Спорт