Сергей Рожков: «Я наблюдал, как в Германии финальный матч детских команд транслировали по местному телевидению! Когда же мы дожи

Сегодня мы хотим рассказать вам о человеке, который просто любит спорт. Искренне и беззаветно. С детства им занимался, хоть и не в спортивной школе. Потом продолжил занятия в институте. Занимался спортом, в данном случае, мини-футболом, когда начал работать, собираясь с друзьями из родного двора, знакомыми по учебе и работе. Так получается, что именно мини-футбол с годами сплачивает людей, интересующихся спортом, но не сумевших реализовать себя в нем. Материал «БИЗНЕС Online» о футбольном фанатике, в хорошом смысле этого слова.

КАК СТАТЬ РУКОВОДИТЕЛЕМ ФЕДЕРАЦИИ, БУДУЧИ ПРОСТЫМ УЧАСТНИКОМ СОРЕВНОВАНИЙ

Не в обиду, другим игровым видам спорта, но в них не все умеют играть, а в мини-футбол, худо-бедно, играют все. Вот и бегал наш герой со своими знакомыми в спортзалах Казани, которых в конце двадцатого века было далеко не так много, как сейчас. И, естественно, он пересекся с людьми, которые играли в мини-футбол уже в организованном порядке, на чемпионатах и Кубках города, организуемых большим энтузиастом этого вида спорта Павлом Федорченко. Заинтересовался наш герой возможностью влиться в это мини-футбольное движение, и заявил команду. Было ему тогда уже 27 лет. Следующие десять лет он играл с друзьями в разных соревнованиях, постепенно карабкаясь со своим коллективом все выше и выше по турнирной лестнице. Было и четвертое место в чемпионате Татарстана, был выход в полуфинал Кубка Казани, были победы и призовые места в различных турнирах рангом пониже. И приходило понимание того, что можно и самостоятельно организовывать соревнования, что он и начал делать с турниров на призы ресторана «Райт Булл». А в 2008 году выяснилось, что соревнования можно проводить на другом уровне, вполне себе официальном. И возглавил он поначалу Федерацию Казани по мини-футболу, а потом и республиканский комитет по мини-футболу. Объединяющие под своим крылом под сто различных команд. Только взрослых мужских дружин в прошлом сезоне было 58, участвовавших в трех лигах чемпионата Казани — высшей, первой и второй. Плюс еще несколько команд, заявившихся только для участия в Кубке, команд республиканского уровня, женских, детских, общим числом, переваливших за сотню. А начиналось все 15 лет назад, когда герой нашего материала, впервые заявил свою команду на чемпионат Казани. Наконец-то настала пора раскрыть личность нашего собеседника — Сергей Рожков, председатель Федерации мини-футбола Татарстана и Казани.

— Начиналось все с любви к спорту, которую в детстве я не мог реализовать профессионально. Меня не взяли в спортшколу «Синтеза», потому, что скоростные данные оставляли желать лучшего. Что поделать, тяжелые кости, для футбола не есть хорошо. А так было бы удобно ходить на тренировки в «Синтез», рядом с которым находился наш двор. В нашем дворе находился клуб «Подросток», было две спортивные площадки, побольше с воротами, и между деревьями, где мы чаще всего и играли, и, как нам казалось, играли просто супер! Причем, по три раза в день. Это сейчас детей из дома не вытащишь, от компьютера не оторвешь. Зимой играли в вариант хоккея, на жестком насте, мячом. И в те годы, скорее всего, и была заложена определенная физическая крепость, которая потом и помогала по жизни. Пусть мы и не занимались профессионально. Хотя, были и свои победы, когда мы выиграли соревнования на «Кожаный мяч», среди дворовых команд.

Тогда и сформировался у нас костяк друзей, одновременно и любящих спорт, и стремящихся не просто играть, а что-то придумывать, организовывать. Помню, писали мы в «Пионерскую правду», по поводу того, что у нас во дворе не заливают каток. Как сейчас сказали бы. Росли социально активными.

Потом был период, когда со спортом пришлось распрощаться, учеба в выпускных классах, институт. Времени оставалось только на то, чтобы поддерживать форму, и я тогда ходил качаться в наш тренажерный зал КАИ, совершенно не подозревая о том, что у нас есть еще и институтская команда.

Уже работая, мы собирались по выходным поиграть в футбольчик, и в спортзале стадиона «Трудовые резервы» познакомились с ребятами, уже игравшими в «миньку». Расспросили, заинтересовались, и вскоре заявили свою команду.

— Как случилось, что ты из простого участника превратился в организатора турниров?

— Дело в том, что, будучи организатором своей команды, я знакомился с другими организаторами. А это, априори, люди инициативные. С кем-то мы начинали более плотнее общаться, говорить о том, что можно что-то улучшить в проводимых соревнованиях, а выбрали эволюционный путь — начали организовывать собственные турниры, благо «окон» в соревновательном периоде было предостаточно. В Казани можно было играть только в чемпионате и на Кубке, не сильно растянутых по времени. Даже, если кто-то заявлялся на республиканские турниры. И где-то полгода оставалось не занятыми. Вот мы, с Алексеем Шибановым, большим любителем спорта, организатором команды «Париж», стали организовывать турниры на призы его ресторана «Райт Булл».

ГРАМОТНЫМИ РЕШЕНИЯМИ БЫЛО РАЗДЕЛИТЬ КОМАНДЫ ПО ЛИГАМ, И ПРИВЛЕЧЬ К ТУРНИРАМ НОВЫЕ КОЛЛЕКТИВЫ

— Причем, поначалу организаторами турниров было принято сразу два принципиально правильных решения, на мой взгляд. Команды разделили на лиги по уровню мастерства. И был предпринят шаг к увеличению количества команд.

— Да, именно так. Играть в одних соревнованиях командам с кардинально разным мастерства было неинтересно ни первым, ни вторым. Матчи подчас заканчивались с разницей в 20 и более мячей. Сильные деградировали, слабые покидали мини-футбол, где их громят, а они еще и деньги должны платить за взносы. Мы уже были знакомы с уровнем мастерства постоянных участников турнира, и не стоило большого труда раскидать их по лигам.

Вторым моим шагом было информирование разнообразных структур о нашем турнире. Помня, что мы сами играли в неорганизованный футбол, я думал, что таких «диких» команд в городе множество, и часть из них организована по месту работы. Собираются ребята, играют между собой, и в какое-то время начинают думать, что у них и уровень мастерства вырос, и скучно уже вариться в собственном соку. Вот я и написал письма, разослав их по ряду крупных мероприятий, с предложением поучаствовать в нашем турнире. Нашлись команды, которые откликнулись на наше предложение.

А организовывать турниры было, на самом деле, не так сложно. Я же занимаюсь бизнесом на протяжении последних двадцати лет. И своим умом дошел до того, что основа любого соревнования, мероприятия, — это организация и финансирующая все это структура. Спонсорам любого мероприятия нужно понимать, что любое массовое скопление народа может позволить им рекламировать свою продукцию, услуги, и так далее. Главное только, чтобы был этот сплав, организация и спонсирование. А развиваться можно сколько угодно, вплоть до бесконечности. Тут и интернет в помощь, когда и наш собственный сайт и многочисленные социальные сети расскажут о соревнованиях, и ты уже, как мы 15 лет тому назад, не можешь быть не информирован о том, что для любителей футбола есть такой вариант, где можно поиграть на организованном уровне, в хороших спорткомплексах, с судьями, с другими командами. Развиваться можно до бесконечности.

— Почему ты в этом уверен?

— Хотя бы потому, что мне посчастливилось быть задействованным на организации соревнований Универсиады, и я увидел изнутри, как и к чему нужно стремиться. Вот она — красота праздника, который может быть вечно с тобой. Другое дело, что на нашем уровне к этому прийти сложнее. Одно дело, когда государство вложило деньги и организовало праздник, другое, когда ты сам отыскал средства, и обустроил в итоге всё так, что все остались довольны, независимо от итоговых результатов.

Желание сделать праздник должно исходить из всего. Я помню, как в 2008 году мы поехали с друзьями из мини-футбольной команды в Ригу, совместив вполне себе экскурсионную поездку с посещением матчей финала Континентального кубка по хоккею, который выиграл наш «Ак Барс». Летом того же года была уже поездка в дальнее зарубежье, когда мы поехали в Австрию, на финал чемпионата Европы по футболу. К чему я это рассказываю. Реализация двух целей — экскурсионная, посмотреть на чужие края, и спортивная, понаблюдать за матчами любимой команды, сборной, поболеть за нее, позволяет получить вдвое больше положительных впечатлений. Это же я стремлюсь осуществить при организации наших футбольных соревнований. Когда команды приезжают в хороший спорткомплекс, а их в Казани уже достаточно. Там все четко расписано, чистые раздевалки, душ, все это входит в понятие «хорошего спорткомплекса», плюс судьи, антураж, музыка, какие-то танцевальные номера в паузах между таймами, работа аниматоров, которые не давали бы заскучать людям, пришедшим поболеть, все это позволяет ощущать атмосферу праздника.

— В Казани сейчас хватает футбольных соревнований. Я не беру Казанскую футбольную любительскую лигу, с которой сотрудничает Федерация мини-футбола. Они развивают футбол, вы — мини-футбол, и пересекаетесь только в плане того, что игроки могут подчас играть в обоих турнирах. Но есть же еще «Лига наций», Чемпионат татарско-турецких лицеев, Открытая любительская лига. Есть ощущение, что необходимо все организации собрать под одно крыло, тем более, что Федерация и сам по себе вполне легитимный орган, и загрузку для желающих играть может предоставить близкую к круглогодичной.

— К сожаленью, вынужден вас подправить. Такой турнир, как «Лига наций», в котором участвовали команды, собранные по национальному принципу, ушел в Лету. Не знаю, по какой причине. Я так думаю, что дружба народов, это хорошо, но во время соревнований, когда эмоции зашкаливают, тут не до дружбы. С другой стороны, оттуда в наши футбольные соревнования перешли две команды — азербайджанское «Нефтчи», выступающее в высшей лиге, сербская команда «MDIinginiring», выступающая в первой лиге, а остальные команды — таджиков, туркмен, узбеков, вьетнамцев и так далее будут, наверное, продолжать играть неорганизованно. Кстати, я их вполне понимаю, многим иностранцам очень нелегко здесь зарабатывать на хлеб, содержать свои семьи, и сил на что-то еще у людей просто не остается. А участие в наших соревнованиях все-таки приучает к определенному порядку, нельзя действовать по принципу, — сегодня могу играть, завтра не могу. Хотя, есть и такие, о чем расскажу позже.

Что касается чемпионата Татарско-турецких лицеев, там, как я понимаю, играют команды, собранные из людей, обучавшихся в этих заведениях. У них там достаточно организованно все протекает, никаких изменений они привносить не хотят. А люди, которые хотят играть на уровне соревнований Федерации, так и делают. У нас нет правила в регламенте, что человек имеет право участвовать только в одном, нашем турнире. Если сил хватает, пожалуйста, совмещай матчи в разных турнирах.

Что касается турнира Открытой любительской лиги, то там пошли, как мне кажется, по пройденному нами пути. Там не очень большие взносы, потому, что играют команды в старых спорткомплексах, где невысока арендная плата, нет серьезных затрат на судейство, нет строго подхода к наличию единой спортивной формы у игроков команд. Некоторые из участников этих соревнований тоже играют в чемпионатах Федерации,

В данном случае, я, может быть, с помощью СМИ, хотел бы проведение определенного Круглого стола, где мы могли бы сесть и обсудить с организаторами своих турниров наши дела. Чтобы выработать какие-то правила, согласно которым мы могли бы проводить автономные соревнования. Ведь пришли же мы к консенсусу с президентом КФЛЛ Алексеем Шуваровым, и теперь отношения нашей Федерации и его Лиги я могу назвать вполне конструктивными.

— А с кем не удается наладить конструктив?

— По большому счету, наши соревнования — это представление услуг желающим. Если мы не смогли представить эти услуги — более дешевые турниры, они сами имеют возможность создать их. Я хочу сказать, что все меньше остается среди организаторов наших соревнований — единомышленников, друзей, которые когда-то стояли у истоков проведения мини-футбольных соревнований, которые могут «закрыть глаза» на возможные накладки. В мини-футбол сейчас приходят новые люди, которым все равно до прошлого. Они относятся к турниру, и всему, что с ним связано, как к определенному продукту. И вот такой подход к делу не дает нам останавливаться в развитии. Эффект велосипеда еще никто не отменял, хотя бы по минимуму, но ты должен двигаться вперед. Встал — упал!

Если честно, то что-то организовывать легко. Взял — сделал, организовал тот же турнир, я имею в виду. А потом, когда круг расширяется, когда в движение вливаются новые люди, новые команды, начинаешь чувствовать, как растет не только количество участников, но и круг проблем расширяется. Но это и интересно. За эти годы я познакомился со многими интересными людьми, разного возраста и национальностей, разных характеров и настроений. Я благодарен Богу за те проблемы, которые я решаю ежедневно. Это значит, что я кому-то нужен, что мини-футбольное дело кому-то небезразлично. Хотелось бы, чтобы так было всегда.

ЖЕНЩИНЫ СТРЕМЯТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО РЕШАТЬ, КОГДА ИМ ИГРАТЬ И С КЕМ

— Тем не менее, при наличии достаточно широкого круга команд городского, а теперь еще и республиканского уровня, ты еще организовываешь турниры для детей и женщин. Та же КФЛЛ, в данном случае, проблем не испытывает, у нее только мужские соревнования. А под эгидой Федерации всё, хотя какие-то соревнования убыточны изначально, и за их проведение приходится платить из других источников.

— Последнее касается только женских соревнований. Сколько их не проводили, все бесплатно, ни разу команды не платили вступительного взноса. И все равно, именно с их соревнованиями основная морока. Студентки, в основном, иногородние, на выходные уезжают по домам. Наши девчонки, заслуженные ветеранши мини-футбола, в будние дни работают, и не могут сыграть. Вот и ставят меня перед дилеммой, одни по субботам-воскресеньям не готовы играть, другие — в остальные дни. И как их совместить в одно время в одном месте (Смеется). До смешного доходит. Написал любимый парень, — я не приду на игру, все, она на площадку не выйдет, у нее личная трагедия.

— Помнится, ты еще рассказывал, как года три назад с соревнований снялась команда одного из интернатов. После того, как из него сбежали две девчонки, руководству интерната стало просто не до футбола. Разыскивать сбежавших и играть в футбол одновременно, им оказалось не под силу.

— Да, бывало и такое. При проведении женских соревнований у меня создается впечатление, что игроки команд должны решать — придут они на игру или нет, и когда оно состоится. Но это же нонсенс для организаторов соревнований.

Единственно, что у нас нет ветеранских соревнований, как в большом футболе. Но я смотрю, что активные ветераны продолжают играть наравне со всеми, каждый в своем коллективе. Поэтому, опыт проведения первого чемпионата среди ветеранов в 2011 году, пока продолжения не имел.

Что касается детских соревнований, то это же здорово. Меня только удивляет подчас тот факт, что родители не приходят на соревнования, в которых выступают их дети? Для меня это вообще что-то из ряда вон выходящее. Ты же должен знать, чем живет твой ребенок, кто его друзья, с которыми он играет в одной команде. В этом я вижу и наши недоработки, в том числе, и в работе со СМИ. Я уже имел опыт сотрудничества с журналистами разных издания и телекомпаний. Нам говорят, что делать какие-то сюжеты или писать статьи о нас не будут, потому, что мы не очень популярны. Но мы же не очень популярны, в том числе и потому, что о нас не делают тех же сюжетов и не пишут статей! Получается замкнутый круг! Я понимаю, про профессиональный футбол, хоккей, журналисты всегда готовы что-то написать, сделать телесюжет, но в этих же командах не играют «ребята с нашего двора». Это же пассивное развлечение, когда ты наблюдаешь за ним на трибунах или у телевизора. А у нас развлечение самое активное, в которое ты сам вовлечен. В Германия я наблюдал, как финальный матч детских команд транслировали по местному телевидению! А у нас пока не получается разорвать этот замкнутый круг, достучаться до людей. Разве что, за счет СМИ, журналисты или работники которых сами вовлечены в процесс, играют в наших соревнованиях, прекрасно представляют тот уровень, на котором находится наш мини-футбол.

Джаудат АБДУЛЛИН