КХЛ гораздо быстрее других российских профессиональных лиг реагирует на изменения тренда и рынка. Где-то это связано с тем, что у российской лиге на рынке есть лишь один конкурент — НХЛ, который сейчас представляется, скорее ментором, нежели оппонентом. В конце прошлом недели были приняты изменения в регламент КХЛ, которые касаются телевизионных трансляций, некоторые новинки можно даже считать революционными. Подробнее в материале «БИЗНЕС Online».
РАЗМЕТКА НОМЕРОВ НА ШЛЁМЕ
Большая часть изменений регламента, уже по традиции, диктуется телевидением — это мировая практика. Как правило, новинки могут касаться игрового процесса или того, что сопутствует игре, но не часто бывает такое, что нужно для ТВ — меняется экипировка команд. Хрестоматийный пример — контрастность игровой формы. Светлая форма у одной команды против темной у другой. Во время черно-белого ТВ эта особенность была принципиально важной. Ведь свитера красного и синего цвета легко отличить друг от друга, сидя на трибуне, и видя всю картинку в красках, а на стареньком телевизоре «Рекорд» все игроки будут выглядеть одинаково. Других требований к форме хоккеистов для нужд телевидения фактически не было. С нового сезона КХЛ экипировка игроков претерпит небольшие изменения, вернее даже сказать, что изменение будет всего лишь одно. Теперь номера хоккеистов будут наноситься не только на плечи и спину, но и на лобную часть игрового шлема. В принципе на всех шлемах есть номер на затылке. Одно не исключает другого. Зачем нужен «номер на лбу»? В первую очередь, чтобы оператор понимал, какого игрока ему показывать на скамейке запасных. В регионах телевизионщики, как и большинство болельщиков, ограничиваются знаниями хоккеистов собственной команды, да и то не всегда, а режиссерская команда, как правило, звучит четко — найди автора шайбы, номер игрока 15. Если игрок уже на скамейке, то узнать его можно только в лицо, таким образом, на поиск нужного хоккеист оператор может потратить пару-тройку минут, что в условиях прямого эфира — непозволительная роскошь. Потому номер на шлеме должен помочь телевизионщикам найти нужного игрока, как говорят на профессиональном жаргоне «героя эпизода».
КАМЕРА НА ЛЬДУ ВО ВРЕМЯ ПОСЛЕМАТЧЕВЫХ БУЛЛИТОВ
Еще одно любопытное новшество, которое, правда, в Казани в силу технических особенностей «Татнефть-арены» и телевизионной техники вряд ли будет реализовано. Если командам для выявления победителя понадобятся послематчевые буллиты, то показывать их можно будет прямо со льда. Со стороны судейского столика, там, где скамейки штрафников работники арены должны вынести небольшой коврик, где будет временная операторская позиция. Важно понимать, что оператор не будет двигаться параллельно хоккеисту, место телевизионщика очерчено размерами коврика полтора на два метра. Почему это новшество будет редко использоваться на домашних матчах «Ак Барса». Дело в том, что многие телекомпании используют ручную камеру на торцевых позициях, её еще называют камеру ТЖК, оператор, который стоит во время матча в углу площадки, должен перейти на лед во время послематчевых буллитов. В Казани на этих местах стоят полноценные трансляционные камеры, которые так просто не перенести на новую позицию. Ставить на эти места ручные камеры и нарушать отстроенную годами систему, ради гипотетической возможности показать послематчевый буллит, пока что непозволительная роскошь. Возможно, в скором времени для этих нужд будет заготовлен специальный комплект оборудования. В качестве своеобразной компенсации в Казани рассматривается вариант показа буллита с дирижабля, в прошлом году опыт использования камеры с воздушного шара уже был.
МИКРОФОНЫ НА СКАМЕЙКЕ
Хороший показ матча — это не только картинка и работа комментаторов, но и еще звуковое оформление. Эффект присутствия в большей степени достигается за счет звука. В прошлом сезоне КХЛ ТВ активно использовал свой административный ресурс, и судьи во время плей-офф очень часто весь матч проводили с микрофоном на форме. Тренеры пока что на такое не готовы, Единственный наставник, который согласился на такой эксперимент, работает в ВХЛ и ведет блог на «БИЗНЕС Online», речь идет о главном тренере волжской «Ариады» Ильнуре Гизатуллине. Тренеров и игроков КХЛ на скамейке записывали с помощью микрофонов, которые периодически страдали от рук этих самых тренеров и игроков. Олег Знарок несколько раз портил имущество телевизионщиков. Теперь схема развески микрофоном закреплена в регламенте, где отдельно прописано, что телевидение в праве самостоятельно решать какую технику им устанавливать, дабы записывать и воспроизводить звук со скамейки играющих команд. Хоккеистам и наставникам теперь нужно быть чуть внимательнее, за ними теперь следят практически везде. Нетронутой пока что осталась лишь раздевалка, да и та только во время матча.
Разметка микрофонов
ОТКРЫТИЕ РАЗДЕВАЛКИ
Раздевалки для интервью после матча в частном порядке открыли еще два года назад. В прошлом сезоне норма уже была прописана в регламенте, что домашнюю раздевалку открывают через 7 минут после окончания матча, а за три часа перед игрой пускать телевидение должны обе команды. В прошлом году можно было частенько наблюдать такую картину, особенно среди гостевых команд, что свитеры игроков висят не самым презентабельном образом. КХЛ в регламенте дабы не уповать на аккуратность администраторов команд детально прописали, как должна располагаться игровая форма хоккеистов в тот момент, когда в раздевалку заходят телевизионщики. В регламенте всё прописано предельно четко: игровые свитеры должны висеть на вешалках, либо лежать на скамейках аккуратно сложенными конвертом, к зрителю должны быть обращены фамилиями и номерами. Представители телевещателя имеют право попросить сервисменов или администраторов клуба перевернуть либо изменить расположение игровых свитеров хоккеистов. В случае если одна команда использует больше одной раздевалки, то форма раскладывается и развешивается в каждой из раздевалок. Стоит отметить, что этот пункт регламент не касается большинства клубов, в том плане, что они в любом случае делали всё так, как и прописано в документе. Любопытная деталь, что самые чистые раздевалки у тех команды, которые хоть раз были чемпионами. В победах не бывает мелочей…
ИНТЕРВЬЮ БЕЗ ШЛЕМА
Интервью от игроков или тренеров команд по ходу матча всегда было скорее традицией, хорошей и правильной, но не прописанной в регламенте. Вернее не было точного механизма. Как правило, корреспондент или продюсер самостоятельно договаривались с игроками перед матчем о том, что они дадут комментарий по ходу игру. Договариваться не всегда получалось или же игроки забывали, а иногда просто игнорировали договоренность, если вдруг сыграли плохо. Теперь каждая команда обязана назначать игроков или тренеров, которые будут держать слово перед телезрителями перед матчем и по ходу игры. В этом отношении КХЛ становится всё ближе к заокеанским лигам, где общение хоккеистов с прессой такая же обязанность, как посещение тренировок. Такими темпами развития открытости и публичности хоккейная лига все больше и больше отрывается от футболистов, которые еле-еле смогли вернуть в регламент пункт об общении игроков и представителей клубов с телевизионщиками после матча, да и то был установлен временной лимит — 30 секунд. Еще одна чисто телевизионная деталь: во время всех комментариев по ходу игры или после её окончания хоккеисты должны быть без шлема. Не всем это понравится, но правило уже принято. Единообразие картины во всех частях лиги — хрестоматийное правило маркетинга.
КОММЕНТАТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ МЕЖДУ СКАМЕЕК
Отчасти этот пункт регламента внесли и благодаря казанскому опыту телетрансляций. Напомним, что Казань одной из первых в КХЛ начала использовать положительный опыт футбольных коллег, когда один из комментаторов матча располагается между скамеек команд. Не на всех аренах эту инициативу приняли и, очевидно, что порой у работников КХЛ возникали некоторые противоречия с представителями дворцов или клубов. Теперь недопонимания быть не должно: норма о возможном присутствии корреспондента или комментатора в аквариуме между скамеек игроков прописана в регламенте.
P.S. Заметим, что КХЛ ТВ в новом сезоне планирует использовать новую трансляционную графику. Эскизы, которые уже есть у региональных партнеров КХЛ ТВ, оставляют положительное впечатление. Графика сильно изменилась и стала намного интереснее и разнообразнее. Также заметим, что с нового сезона появится новый пункт в статистике — количество заблокированных бросков. Весьма любопытный и показательный статистический элемент, который очень часто используют в НХЛ для иллюстрации полезности, прежде всего, игроков обороны.