Единственным в стране стипендиатом президента России от спортивного вуза стал преподаватель челнинского филиала Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма Александр Морозов. А претендовали на награду представители 14 учебных заведений. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Морозов рассказал, что нынешние тренеры в большинстве своем не воспринимают инновации, тренируя по тем же методикам, которым в свое время их научили.
ДО 10 КЛАССА НЕ ХОТЕЛ БЫТЬ ПЕДАГОГОМ
— Александр, вы уже были стипендиантом Олимпийского комитета России. Расскажите об этом.
— Это специализированная стипендия, которая предназначена именно для сотрудников спортивных вузов. От каждого учебного заведения выдвигали по одному кандидату. В прошлом учебном году от нашей академии выдвинули меня, отправив в министерство образования документы: сведения о полученных грамотах и дипломах, об опубликованных научных работах. И потом пришел приказ, что я удостоен стипендии.
— Вы ожидали, что станете еще и стипендиатом президента России?
— Да я вообще не планировал участвовать, отдавая себе отчет в том, что, получив стипендию от ОКР в предыдущем году, теперь вряд ли смогу рассчитывать на положительный результат. Тем более что Набережные Челны — провинция. Но меня сподвиг наш проректор Игорь Евгеньевич Коновалов — дескать, что теряешь? А до окончания срока подачи заявок оставалось всего два дня. Но я успел собрать документы. На ученом совете они были рассмотрены, одобрены и переданы в министерство образования России. До октября их там оценивала комиссия. И вот недавно пришел приказ, что я стал стипендиатом президента России. Впрочем, мне об этом не сразу сообщили. Вызвали на якобы срочное совещание, мы на кафедре удивились — что это вдруг? И там директор нашего филиала объявил о моей победе.
— Вы из династии педагогов. С детства знали, что пойдете по стопам родителей?
— Скорее, наоборот. Да, бабушка у меня была учителем начальных классов, мама — филолог, а ее родной брат, мой дядя — географ. Мне с детства, конечно, прививали интерес к педагогике. Но у меня не было четкого понимания, что я пойду по этой стезе. Можно даже сказать, что до 10 класса я не хотел быть педагогом.
ПРИ АКТИВНЫХ ТРЕНИРОВКАХ НЕ УПУСКАЛ УЧЕБУ
— А спортом когда занялись?
— Что касается спорта, то 9 классов школы я закончил в родном селе Грахово, в Удмуртии. А затем мы переехали в Набережные Челны. Здесь я окончил 31-ю школу, где учитель физкультуры Василий Васильевич Панаев разглядел у меня данные к легкой атлетике. И порекомендовал меня тренеру ДЮСШ «Яр Чаллы» Владимиру Алексеевичу Одекову, который вел секцию на базе нашей школы. Так я начал заниматься бегом на средние дистанции.
— И каковы успехи?
— У меня первый спортивный разряд, я становился призером городских и республиканских соревнований.
Александр Морозов
— В Поволжскую академию физкультуры, спорта и туризма пошли именно потому, что занимались спортом?
— В 10-м классе я поступил еще и в экономический колледж ИНЭКА. Учился четыре дня в неделю в школе, два — в колледже. И когда закончил 11-й, тренер порекомендовал идти в спортивную академию. В общем, передо мной стоял выбор, по какому пути идти. Я уважаю своего тренера, поэтому последовал его совету и в 2006 году поступил на бюджетное отделение.
— Спортом в академии продолжали заниматься?
— Да, где-то до третьего курса активно тренировался. Мечтал стать чемпионом России. Но при активных тренировках не упускал и учебу. Именно на третьем курсе преподаватели предложили мне оригинальную тему курсовой работы — не такую, как у всех. Вот так я и начал заниматься наукой. Потом были и конференции, и выступления, и симпозиумы. Не все, конечно, сначала получалось. Но постепенно дорос. В 2011 году с отличием закончил челнинский филиал Поволжской академии, летом сдал экзамены в аспирантуру и 1 октября был зачислен. Мне сразу предложили стать ассистентом преподавателя, а сейчас я уже третий год преподаю самостоятельно.
ОТ ИННОВАЦИЙ ВСЕ БЕГУТ
— Какова тема вашей кандидатской диссертации?
— Тема звучит, конечно, довольно сложно. Если объяснять простым языком, то я придумал новую методику подготовки бегунов на средние дистанции. Этому и посвящена моя работа. В марте ожидается защита.
— Вернемся к стипендии президента России. Вы оказались единственным победителем — представителем спортивного вуза, хотя претендентов было много. Не говорит ли это о том, что у нас физкультуру и спорт ставят на вторые-третьи роли?
— Я не думаю, что эти вещи надо связывать. Дело в том, что я получил стипендию именно за свою научную работу. У меня на данный момент опубликовано 28 научных трудов, я неоднократно участвовал в научно-практических конференциях, в том числе международных, выиграл конкурс грантов среди молодых ученых-аспирантов. Одна работа, написанная в соавторстве, получила гриф учебно-методического объединения по образованию, рекомендована как пособие для студентов.
— У нас в стране наука всегда шла, скажем так, впереди России всей. Разработок много, а до внедрения их в жизнь дело доходит нечасто. И в спорте такая же ситуация…
— Нынешние тренеры, а это в основном люди уже немолодые, не воспринимают инновации, бегут от них. Они тренируют своих воспитанников по тем методикам, которым в свое время их научили. А если кто-то и принимает современные методы, то в случае неудачи винит в первую очередь методику, уход от прежних стандартов. Понятно, что так проще. Но ведь не значит, что лучше. Вот как, например, тренер определяет, какую нагрузку получил спортсмен? Пощупал пульс и сделал выводы. А ведь сейчас существуют аппараты, кстати, совсем недорогие, которые записывают всю информацию о состоянии спортсмена. Потом на компьютере ее можно просмотреть в динамике по всей дистанции. И на ее основании дать спортсмену нужные рекомендации.
Есть экспресс-оценка состояния спортсмена. Это тоже аппарат, он чуть подороже, но если тренер готовит спортсмена к серьезным соревнованиям, то затраты того стоят. С помощью этого аппарата можно определить, насколько человек готов к тренировке, и на основании полученных данных определять нагрузку. А у нас оценивают по-прежнему «на глазок». Вроде все нормально, ну и дают спортсмену такую же нагрузку, как и вчера. А он еще, может, и не восстановился.
— И что же тут можно сделать?
— Вообще-то процесс уже пошел. На уровне сборных России применяются многие инновации. Думаю, постепенно они спустятся вниз по вертикали. Вот только случится это, скорее всего, когда произойдет смена поколений. Молодежь легче воспринимает все новое, ей проще освоить и претворить инновации в жизнь.
— Свое будущее связываете именно с челнинским филиалом академии?
— Да, хотелось бы продолжать работать здесь и дальше. У нас созданы все условия для реализации спортивного и научного потенциала. Есть и хорошая материально-техническая база, и коллектив преподавателей в своем большинстве имеет научные степени. Это значит, что они все приближены к науке. Это вдохновляет и на исследования, и на написание научных статей. У нас проводятся научные конференции, а защищаться на диссертационный совет приезжают со всей России.
Кстати, может это в значительной степени повлияло на то, что я сделал выбор в сторону науки. Если бы учился в другом вузе, где граница между преподавателями и студентами ощущается явно, может, все получилось бы иначе. А у нас все на виду, способных студентов сразу видно.
Что касается моих планов, то в ближайшее время я собираюсь выпустить еще две научные статьи, успешно пройти предзащиту, а потом и защиту кандидатской диссертации. Это будет итог моей учебы в аспирантуре.
z=z=z
Справка
Александр Игоревич Морозов — преподаватель Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. Кафедра теории и методики циклических видов спорта. Заместитель заведующего кафедрой по спортивной работе.
Родился 5 февраля 1989 года в селе Грахово (Республика Удмуртия).
Закончил школу № 31 (город Набережные Челны).
В 2011 году закончил с красным дипломом набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.
С 1.10.2011 — аспирант Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.