МЕНЕДЖЕРЫ НОВОГО ФУТБОЛЬНОГО СТАДИОНА В КАЗАНИ БУДУТ ПРИМЕНЯТЬ ОПЫТ КОЛЛЕГ ИЗ «ДОНБАСС-АРЕНЫ», НА КОТОРОЙ ИГРАЕТ КЛУБ УКРАИНСКОГО ОЛИГАРХА РЕНАТА АХМЕТОВА — ДОНЕЦКИЙ «ШАХТЕР»
Накануне казанский «Рубин» сыграл, вероятно, последнюю встречу домашнего чемпионата на Центральном стадионе. Весеннюю часть турнира клуб проведет на новой арене. Тем временем менеджеры стадиона «Казань-арена» с самого окончания Универсиады ищут возможности для нефутбольного заработка и перенимают у своих коллег опыт проведения футбольных матчей. Руководители казанского 45-тысячника подписали договор о сотрудничестве с «Донбасс-Aреной», на которой играет донецкий «Шахтер» и тем самым указали, на какую модель развития будет опираться Kazan Arena. Специалисты украинского стадиона, который входит в число лучших в Европе, будут передавать свой опыт казанским менеджерам. Как рассказал БИЗНЕС Online директор стадиона Радик Миннахметов, совместная работа уже началась, а главный мотив привлечения к партнерству именно донецких коллег — их работа в схожих с точки зрения менталитета зрителей, размеров стадиона и города условиях.
ГОРОД В ГОРОДЕ
Базовая концепция развития стадиона Kazan Arena такова, что помимо футбола менеджеры планируют предложить горожанам целый ряд развлечений. С относительно низкими ценами на билеты и посещаемость, которая сейчас есть у «Рубина» расходы на содержание стадиона окупить невозможно. К тому же футбольный клуб проводит максимум 25 матчей на домашнем поле, с учетом всех турниров. На стадионе уже открыт ресторан, проходят платные экскурсии, планируют открытие двух музеев — «Рубина» и собрание ретроавтомобилей. Также в дирекции стадионе говорили о больших арендных площадях. В принципе, уже сейчас можно проводить на стадионе конференции, а в ресторане организовывать торжества. Планируется также использоваться арену в качестве концертной площадки, благо такой опыт уже был во время Универсиады. Летом в 2015 года в чаше стадиона будет установлено два бассейна и здесь пройдет открытие и закрытие чемпионата мира по водным видам спорта, а также часть финальных соревнований. В 2018 году арена примет матчи группового этапа чемпионата мира по футболу, возможно, также и один из матчей четвертьфинального этапа.
Схожая схема заработка денег действует и на «Донбасс-Aрене», разве, что такого количество нефутбольных спортивных событий в Донецке никогда не было, но стадион уже прошел проверку Чемпионатом Европы по футболу в 2013 году. В Донецке есть целый отдел, отвечающий за нефутбольные мероприятия на арене. При этом организация самого футбольного действа также поставлена на высочайшем уровне.
В сообщении пресс-службы «Донбасс-Aрены» говорится о сотрудничестве в части обмена опытом не только в проведении футбольного матча, но и в области содержания и эксплуатации стадиона вне игр.
В Донецке, в отличие от Казани, арена и клуб входят в одну организационную структуру, которая принадлежит известному украинскому олигарху Ренату Ахметову. Бизнесмен большой поклонник футбола и фанат донецкого «Шахтера», клуба который ему принадлежит. Как говорят в Донецке для него важно, чтобы стадион заполнялся, а клуб в перспективе приносил доход и стал лучшим в Восточной Европе, как по игровым, так и по бизнес результатам. Большую часть маркетинговой стратегии клубу разработали специалисты из Великобритании, а сейчас её реализуют местные специалисты совместно с поданными английской короны.
В столице Татарстана новый стадион и футбольный клуб разные организации, которыми управляют разные люди. По словам источников «БИЗНЕС Online», этот факт мог сыграть свою роль, чуть ли не ключевую, в том, что «Рубин» в нынешнем сезоне так и не сыграл на новой арене, где уже постелен газон, а сам стадион уже был готов принять матч, но в клуб не согласились с ценой за аренду поля, посчитав её завышенной. Отметим, что накануне казанцы сыграли на Центральном стадионе против пермского «Амкара», эта встреча стала последней домашней игрой для подопечных Курбана Бердыева в календарном году. Весьма, вероятно, что после нового года «Рубин» будет играть все матчи внутренного чемпионата на «Казань-арене», а игры Лиги Европы проводить на центральном стадионе, либо на стадионе «Рубин», что в Соцгороде. Эти поля заявлены клубом на еврокубки, как основной и резервный, таким образом, на новеньком стадионе игры евровесны точно не состоятся.
МОДЕЛЬ «ДОНБАСС-АРЕНЫ» ПРИМЕНИМА И В КАЗАНИ
На сайте «Донбасс-арены» распостранили пресс-релиз, в котором была цитата генерального директора украинского стадиона Александр Атаманенко, пожалуй, самого известного директора спортивного сооружение на всем постсоветском пространстве. Атаманенко часто выступает на профессиональных семинарах и дает мастер-классы, а его команды ставят в пример практически всем руководителям клубов и субъектов федерации, которые получат новые стадионы по программе подготовки России к чемпионату мира по футболу в 2018 году.
«Мы гордимся тем высоким уровнем партнерских отношений, который установился между нашими аренами, — говорит Атаманенко, — и постараемся передать нашим коллегам максимум практических навыков, накопленных нами за четыре сезона. Выбрав для себя страны СНГ в качестве фокусного рынка, мы сознательно сделали ставку на максимальную открытость и информационную полноту нашего консалтинга, что уже почувствовали наши казанские партнеры, получившие в рамках прошедшего на днях ознакомительного визита серьезный объем информации, относящейся к пакетам гостеприимства, центру управления стадионом, стадионной навигации. И мы продолжим наше движение в таком же духе максимальной практической ценности и далее. Если в Украине многие называют „Донбасс-Арену“ донецким бриллиантом, то мы сделаем все возможное, чтобы „Казань Арена“ стала настоящим казанским рубином!»
Как рассказал «БИЗНЕС Online» директор стадиона Kazan-Arena Радик Миннахметов, главная цель сотрудничества — с помощью опыта украинских коллег структурировать работу казанского стадиона, а также перенять их лучшие наработки. Как рассказал Миннахметов, выбор площадки донецкого стадиона «Донбасс-Арена» для сотрудничества в первую связан с практически одинаковыми исходными данными. Это почти аналогичные размеры, как стадиона, так и города.
«Мы обсуждали вариант привлечения западных специалистов. Но поняли, что в нашем случае нужна компания, которая работает в похожих условиях. Это и схожий менталитет болельщиков, коллектива, персонала, и что, очень важно — отсутствие языкового барьера». На данный момент, по словам Минниахметова, взаимодействие уже началось: более десятка казанских специалистов побывали на стажировке в Донецке, сейчас в Казани ждут группу украинских специалистов, которые в процессе работы будут формировать свои рекомендации к работе."Это будет взаимополезный обмен". Финансовую сторону вопроса Миннахметов раскрывать не стал.
В ДОНЕЦКЕ — ЛУЧШАЯ АРЕНА В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ
Перспективы взаимодействия БИЗНЕС Online прокомментировали эксперты.
Михаил Степанов — директор филиала АНО «Спортивное вещание» в Казани:
— В 2012 году во время чемпионата Европы по футболу я был на «Донбасс-Арене» в качестве зрителя. Могу сравнить казанский стадион и арены в Донецке. Не случайно домашний стадион «Шахтера» называют чуть ли не лучшей ареной во всей Восточной Европе и одним из лучших в Европе. Думаю, что «Казань-арена» вполне может войти в этот элитный клуб, разве что у нас поле чуть дальше от трибун, но болельщицкие галереи просторнее и комфортнее. С одной стороны, использовать чужой положительный опыт можно и нужно, тем более, когда он положительный, с другой, еще несколько лет назад некоторые новинки были введены на Центральном стадионе Казани даже раньше, чем в Донецке. Например, карты абонементов с функцией Pay-Pass, точки питания и разнос еды и чая во время матча на трибунах. Причем, делали всё это местные специалисты. Конечно, сравнивать новый стадион и старую арену в Казани сложно, но тенденция была такая, что они могли и бы на «Казань-арене» сделать много интересного.
Юрий Шеин — депутат горсовета Набережных Челнов, гендиректор футбольного клуба КАМАЗ:
— Практика перенятия украинского опыта пока у нас не имеет успеха. Взяли уже Климову с Украины, которая провалила задачу наполнения стадиона, ее уже пора увольнять. А вообще, чтобы люди ходили на игры, нужно, в первую очередь показывать качественный футбол. Конечно, всем нужна победа, но самое главное, чтобы команда боролась и старалась. Поэтому система изначально должна строиться единая, и наверху этой системы стоит команда, цель, выработанная философия. Необходимо, чтобы в Татарстане была сильная детская футбольная школа, чтобы в «Рубине» играло хотя бы процентов 30 наших игроков. Также непонятно к чему этот ребрендинг, зачем менять эмблему, которая просто не подходит команде. К тому же платить за нее огромные деньги Италии, что у нас в Татарстане нет своих талантливых дизайнеров? Пять поколений футболистов играли под этой эмблемой, традиции-то нужно сохранять.
Что касается, самого стадиона, то, наверное футбол — это праздник. Праздник семейный, куда должны приходить дети, мамы. Территория у новой «Казань Арены» большая, кафе, рестораны будут там очень уместными. Праздник должен быть у всех, поэтому все интересы должны быть учтены. Какие-то детские мероприятия, мини-футбольные матчи, чтобы было интересно всем. В первую очередь, нужно начинать с детей, чтобы они вели взрослых на матчи. Почему не разрешить минимальную продажу алкоголя между рядами, такая практика в Европе есть. Просто ужесточить меры наказания за злоупотребление. Наш спорт объявили профессиональным, но профессионализма, как такового в нашем спорте нет.
СПОРТИВНАЯ АРЕНА, КАК И ТЕАТР, НАЧИНАЕТСЯ С ВЕШАЛКИ
Олег Брызгалов — директор волейбольного клуба «Зенит-Казань», директор Центра волейбола «Санкт-Петербург»:
— Любой положительный опыт я всегда оцениваю только, как «за». Главное, чтобы мы понимали, что этот опыт действительно будет нам на пользу. На мой взгляд, каждый город обладает своими особенностями. Это и особенность менталитета зрителей, и особенность того, как ведет себя клуб по отношению к болельщика, история этих взаимоотношений. Поэтому одни и те же подходы в этой работе, могут где-то сработать, а где-то нет. В любом случае любой реальный опыт, который мы можем перенять у России, или у Украины, должен иметь отклик в виде полного стадиона. Вообще, «Рубину» уже давно пора задуматься над тем, кто будет заполнять эти 45 тысяч мест, на этом шикарном стадионе. Поэтому нужно использовать любой опыт. Главное, что в этом договоре мы видим движение, нет стояния на месте. Посмотрим, что будет дальше. Что касается самого стадиона, то я сужу из своего опыта. Что может привлечь людей на трибуны? Во-первых, транспортная инфраструктура, дружелюбный вход, удобные стояночные места, адекватная ценовая политика на билеты. Чтобы с точки зрения семейного похода — это было не обременительно. Также, как правило, детям, очень сложно «высидеть» на месте полтора часа. Поэтому нужно создавать условия для детей, чтобы и им возможно было провести время на мачте. Не стоит забывать и о качественном и своевременном информировании, также работа в социальных сетях. Необходимо постоянно держать своего болельщика в информационном тонусе. Живое общение болельщиков со своими кумирами, встречи с игроками клуба. Сама политика должна быть открыта и дружелюбна к журналистам, ведёт именно они создают тот информационный фон, в котором живет Арена. Много слагаемых. Магазины, рестораны. Должно хотеться прийти на стадион пораньше. Место, где можно и покушать, и что — то приобрести. Самое важно, что когда ты узнал информацию о матче, ты должен понимать, что прийти туда тебе не сложно: есть куда поставить машину, есть удобная транспортная сетка, созданы комфортные условия нахождения там. Театр начинается с вешалки, и вот эта вешалка должна быть организована".
z=z=z
Справка
«Донбасс-арена», Донецк.
27 июня 2006 года — начало строительства (подписан контракт с компанией ENKA).Бюджет строительства с учетом благоустройства парковой зоны вокруг стадиона — 400 млн долл.1 158 дней прошло от начала строительства до дня открытия арены.29 августа 2009 года состоялось официальное открытие стадиона.
Вместимость:
52 667 — общее количество мест для болельщиков.290 мест для прессы, из них 152 места для журналистов и 138 мест для ТВ-комментаторов (всего 46 комментаторских кабинок).196 мест для людей с ограниченными физическими возможностями и их сопровождающих (104 и 92 соответственно).В 55 корпоративных ложах стадиона 915 мест.180 представителей СМИ могут комфортно разместиться в конференц-зале арены.1 830 — общее количество посадочных мест в ресторанах, барах и кафе стадиона. Более 1 000 парковочных мест (из них 245 — подземная парковка) предусмотрено на стадионе. Менее 1 часа требуется, чтобы полностью заполнить трибуны арены. Около 8 минут необходимо для эвакуации всех гостей стадиона.
Арена:
14 283 кв. м составляет площадь остекления фасада арены. Для остекления фасада использовано 2 482 трехслойных стеклопакета. Более 16 000 кв. м вертикальных поверхностей являются стеклянными, состоят они из 3 108 сверхпрочных стеклопакетов. Глубина подземной части сооружения: паркинг — 12 м, раздевалки для спортсменов — 8 м, помещения для прессы — 4 м.54 м — высота стадиона от уровня поля до его высшей точки.83 823 кв. м равна общая площадь всех уровней арены.93% трибун покрывает крыша, и лишь 3 800 сидений нижнего яруса остаются открытыми.24 пункта первой медицинской помощи (18 стационарных и 6 мобильных групп) будут работать одновременно.53 фастфуда, фан-кафе, 4 «серебряных» бара, 3 ресторана («Бриллиантовый», «Платиновый», «Золотой»), медиакафе и лаунж-бар удовлетворят вкус любого гостя.2 000 люкс — уровень освещения стадиона, который обеспечивается благодаря точечному нацеливанию 272 прожекторов, смонтированных по периметру крыши арены.6 000 портов установлено на стадионе для одновременного подключения к сети.570 камер обеспечивают систему видеонаблюдения.588 мониторов установлено на стадионе.92 кв. м — площадь каждого из 2-х светодиодных экранов-табло.267 м — общая длина линии электронных рекламных щитов.50 т весит конструкция логотипа арены, высота его — 8, а ширина — 14 м.34 лестницы расположены во внутренних помещениях.11 978 — общее количество построенных на стадионе ступеней. В лестничных маршах находится 4181 ступень.22 ступени включают самые короткие лестницы (подтрибунные помещения западной части арены). Самые длинные — 240 ступеней (северная часть стадиона).Самые длинные ступени составляют почти 50 м.35 ступеней образуют каждую дорожку, разделяющую сектора.550 горелок системы обогрева арены обладают мощностью в 22 МВт тепловой энергии. Каждая газовая горелка весит 49 кг. Чаша стадиона разделена на 24 обогреваемые зоны. Себестоимость обогрева одного зрительского места в течение матча — около 1 грн. Порядка 2 200−2 300 куб. см в час — ориентировочный расход газа.