Большой фубольный художник: умер Илья Цымбаларь

В ночь на 29-е декабря  скончался бывший игрок сборной России по футболу Илья Цымбаларь. Воспитанник одесского Черноморца», «отслуживший» в армии в родной Одессе, командах «Динамо» и СКА, добившийся всероссийской славы в форме московского «Спартака». «Мясной», про которого даже в наше ожесточенное донельзя время никто не мог сказать ни единого плохого слова. Как бы кто не обожал свою команду или не любил тот «Спартак». «Спартак» Цымбаларя. «БИЗНЕС Online» вспоминает большого футболиста.

 ПРИШЛО ПОКОЛЕНИЕ, ДЛЯ КОТОРЫХ «ЦЫМБАЛАРЬ? А КТО ЭТО?»

 Ну как так? Как так-то? Год вроде был вполне нормальным, но своим окончанием просто добивается пожелания провалиться в тартарары. Авиакатастрофа в Казани. Пока не исполнилось сорок дней с этого страшного события. Умерли Юрий Яковлев и Михаил Калашников. Казалось бы, 2013-й уже вполне заслужил проклятий, как разбился самолет под Иркутском. И, как контрольный в голову, умер Илья Цымбаларь. Занавес…

Не далее, как на этой неделе в спортивной редакции «Бизнес Online» была упомянута фамилия Цымбаларя, и молодой коллега произнес «А кто это?» В ответ ему послышалось недоумение и возмущение, при том, как-то забылось, что молодой человек родился в 1993 году. Как раз тогда, когда Цымбаларь перешел в московский «Спартак» из родной команды одесского «Черноморца». А когда журналисту исполнилось всего шесть, и он еще только собирался идти в хоккейную секцию, Цымбаларь уже завершил свою карьеру в «Спартаке», и, по сути, в футболе. Еще три года в футболе были, для Ильи сродни прощанием с большим футболом в футболках столичного «Локомотива» и махачкалинского «Анжи». Таким образом, его яркая карьера заняла всего шесть лет. И целых шесть сезонов!

«Я ОДЕССИТ! Я ИЗ ОДЕССЫ, ЗДРАСЬТЕ!»

Неизвестно, как сложилась бы судьба Цымбаларя, не развались Советский Союз. Либо он раскрывал свой футбольный талант в киевском «Динамо», как два ярких представителя одесского футбола Леонид Буряк и Игорь Беланов, либо отправился в «Спартак», как Виктор Пасулько. Пусть и не одессит, но человек, раскрывший свой футбольный талант в «Черноморце». А, может, никуда бы и не уезжал Цымбаларь из Одессы, став, вместе со своим другом и почти ровесником Юрием Никифоровым, зятем Геннадием Нижегородовым - легендами «Черноморца», такими же, как Владимир Плоскина или тренер Виктор Прокопенко.

«Черноморец» 80-х годов был командой с характером, который в полной мере испытал на себе бременский «Вердер». Команда, которой руководил Отто Рехагль, а лидером атак был Руди Феллер, вылетела из розыгрыша Кубка УЕФА 85-86 годов, столкнувшись с одесситами. А потом «Черноморец» навязал бой не кому-нибудь, а самому мадридскому «Реалу», уступая ему с минимальным счетом. Кстати, если кто-то верит в безумные фантазии, что до Бердыева футбола в Казани просто не было, то каким же образом тогда в составе того «Черноморца» очутился воспитанник казанского «Рубина» Игорь Савельев.

В чемпионате Украины, где стартовало девять команд с опытом выступлений в высшей лиге чемпионата СССР, и три из них, бывшие чемпионы Советского Союза - «Черноморец» уже с Цымбаларем, Никифоровым и юным Дмитрием Парфеновым стал бронзовым призером 1993 года. Цымбаларь к этому времени успел дебютировать в национальной сборной. После чего решил круто изменить свою жизнь, перейдя в новую команду, новый чемпионат, новую сборную. Илья очень редко давал интервью при жизни, и те резкие перемены его карьеры так и остались непонятыми. Может, его манила перспектива участвовать в чемпионате мира, так как после развала СССР и «Письма 13», отказавшихся выступать за сборную под руководством Павла Садырина, в России обнаружился резкий недостаток футболистов экстра-класса. Может, Цымбаларь не видел себя в киевском «Динамо», а играть в футбол, не будучи игроком команды Валерия Лобановского, в те года в Украине было невозможно. А, может, Илья предвосхитил тот подъем, который ожидает его в столичном «Спартаке».

ТОТ САМЫЙ ПАС НА «СТАД ДЕ ФРАНС»

Выигрывавшем национальный чемпионаты, помимо сезонов 1995-1997, почти без сопротивления. Но, зато блиставшем в Европе, практически в единственном числе от России. Полуфиналы Лиги чемпионов 1998 года четвертьфинал Лиги чемпионов 1996 года, какая команда была у красно-белых. Радующая глаз своих, и даже нейтральных болельщиков, и выводящая из себя игроков команды соперника. В этом случае, я вспомнил драку игроков «Блэкберна».

Цымбаларь, хотя чуть реже, но блистал и в составе сборной России, костяк которой в девяностых составляли удачливые легионеры. Не забыть его голевой пас в эпическом гостевом матче с чемпионами мира - сборной Франции в 1999-м. Одном из последних матчей для Ильи за сборную.

Сама национальная команда в те годы вела себя, подчас по делу, как капризная девушка, веселящая мировую общественность очередным скандалом по какому-либо незначительному поводу. Но что-то память не зафиксировала ни в одном из скандалов участие Цымбаларя. И не потому, что этот материал, одновременно некролог и эпитафия, не предполагает воспоминаний о дурных поступках нашего героя. Скорее всего, их и не было. И единственным дурным, или, скажем так, не красящим нашего героя, было его отношение к спортивному режиму. «Нарушить» он позволял себе еще будучи игроков «Черноморца», играя у  Прокопенко. Это не мешало игре, потому, что Цымбаларь, если и выпивал, то после матчей, неизменно успевая восстанавливаться к следующему выходу на футбольное поле. А потому тренера мирились с этим недостатком, как со слабостью, присущей практически всем гениям.

В конце концов, нелады с режимом больнее всего ударили по самому Цымбаларю, который ушел из профессионального футбола очень рано, в 33 года, а из настоящего футбола еще раньше, в 30, уйдя из «Спартака», и затерявшись, чего уж тут скрывать, в «Локомотиве».

ЦЫМБАЛАРЬ В КАЗАНИ

Тогда, помню, показывали сюжет по телевидению, в котором говорилось, что уход Цымбаларя из «Спартака» не является разрывом с красно-белыми, ставшими командой его жизни. У Ильи в школе «Спартака» воспитывались два сына, появившиеся очень рано в жизни профессионального футболиста. После игровой карьеры Цымбаларь искал себя в тренерской, но, тут надо быть честными, без особого успеха. Приезжал и в Казань, участвуя в одном из турниров Кубка «Дружбы». Ваш корреспондент подходил к нему за интервью, памятую, какими красноречивыми бывают одесситы, после общения с Игорем Белановым. Но Цымбаларь оказался совсем не медийным лицом, не отказав в интервью, но и не порадовав живостью в общении. Казанский Кубок «Дружбы» долгое время был турниром, после участия  в котором звезды возвращались в большой футбол. Валерий Карпин, Виктор Онопко, Игорь Симутенков, Игорь Колыванов, Гурам Аджоев, Ахрик Цвейба - целую команду можно собрать из тех, кто участие в ветеранских матчах вскоре менял на тренерскую скамейку команды или кресло в клубном офисе. Но, увы, начинает расти и количество тех, кто переходит в другой состав. Первым стал Валерий Брошин, сейчас к нему присоединился Цымбаларь. Доживавший свой короткий век в родной Одессе. Сыновья Ильи, как оказалось, не смогли продолжить яркую карьеру отца. Старший в свои 25 лет уже закончил с футболом, младший, в 23 года, наверное, присоединится к отряду отпрысков гениев, на которых футбольная природа «отдохнула». Возможно, карьера Цымбаларя могла сложиться как-то по-другому: и ярче, и длиннее. Если бы он перешел, к примеру, в «Лацио», куда его приглашали. Но одного, а ему хотелось уехать с другом Юрием Никифоровым. В результате, «Лацио» остановил свой выбор на чехе Павле Недведе. 

P. S. Похоже, что конец год из просто страшного превращается в ужасный. Как только был написан этот материал, пришло сообщение, что в ДТП под Армавиром погиб четырехкратный чемпион мира по вольной борьбе, серебряный и бронзовый призер Олимпийских игр Бесик Кудухов. 

 

Джаудат Абдуллин