Совсем скоро стартует хоккейный олимпийский турнир. Среди игроков национальной команды России и капитан «Ак Барса» Илья Никулин. Трёхкратный чемпион мира накануне старта главных соревнований четырёхлетия дал интервью журналу «ОК!». Главная особенность беседы — в ней практически ни слова о непосредственно спортивных делах. С любезного разрешения наших коллег «БИЗНЕС Online» знакомит читателей с Никулиным без шлема и клюшки.
«ВСЕ МЫ ДРУЖИМ»
— Илья, какими качествами нужно обладать, чтобы оказаться капитаном команды?
— Сложный вопрос. Его часто задают, и я всегда не нахожу на него ответа. Понимаете, можно быть капитаном команды, но не быть капитаном в команде. Всё зависит от того, сколько лет ты играешь в этой команде, сумел ли заслужить уважение коллектива… Очень много факторов.
— Существует ли внутри команды соревновательный момент — так сказать, борьба за власть?
— (задумывается). В тех командах, в которых мне довелось выступать, — нет. Все равно все хотят добиться результата для команды, а не для себя лично. И если уж мы играем друг за друга, то все мысли должны быть сосредоточены на победе.
— С другими игроками у вас исключительно рабочие отношения, или в команде у вас появились друзья?
— Все мы дружим — с кем-то больше, с кем-то меньше. Это зависит от возраста и интересов. У меня вот двое детишек, и свободное время я стараюсь, конечно, проводить вместе с ними. С командой я и так вижусь регулярно — мы много общаемся в поездках. В выходные стараюсь абстрагироваться от всего, что связано с моей работой.
— Что вы чувствуете как капитан, когда идет игра? Ведь степень ответственности очень высока.
— Откровенно говоря, я стараюсь не думать ни о чем, когда выхожу на лед. Не стоит зацикливаться на том, что ты капитан, просто нужно делать то, что умеешь.
«У ДЕТЕЙ ВСЁ ГОРАЗДО ПРОЩЕ»
— Вы родом из Москвы, но уже несколько лет живете и играете в Казани, в клубе «Ак Барс». Как вы адаптировались на новом месте?
— Мне в жизни не слишком часто приходилось к чему-то адаптироваться: я жил в Москве до двадцати трех лет и поменял место жительства всего один раз — когда переехал в Казань. Получается, здесь я уже девятый сезон играю. В Казани к нам с женой отнеслись доброжелательно, люди помогали, мы быстро прошли процесс привыкания к городу. К тому же тогда у нас еще не было детей. Было проще. Сейчас тут уже есть знакомые, друзья, с общением проблем никаких нет. Мне хорошо везде — и в Казани, где я живу и работаю, и в Москве, где я родился и вырос. В Риге, родном городе моей супруги, я тоже чувствую себя комфортно.
— Илья, ваш отец был хоккейным арбитром. Это он привел вас в хоккей?
— Да, родители отвели меня в детско-юношескую спортивную школу «Спартак». Я и сам хотел играть в хоккей, а они всегда поддерживали мои стремления. Правда, до того как попасть в профессиональную хоккейную школу, когда мне было девять лет, я какое-то время занимался футболом.
— Девять лет — это по спортивным меркам довольно поздний возраст для начала карьеры. Да и с учебой, наверное, это увлечение было нелегко совмещать…
— А мне это удавалось. Сначала ходил в школу, потом на тренировки. Школу никогда из-за хоккея не пропускал — тренировки в дневное время не проводились. Зато, помню, приходилось ездить на тренировки, которые начинались в шесть утра или поздно вечером.
— Сумасшедшие нагрузки для ребенка.
— Наибольшего вложения сил и концентрации спорт требует тогда, когда занятия проходят уже на более высоком уровне. У детей все гораздо проще. Ребенок занимается чем-то только тогда, когда ему это безусловно нравится, когда все в охотку. В этом случае он даже не замечает, тяжело ему или не тяжело тренироваться. А мальчишки так вообще бегают и получают удовольствие.
«СЫН ИЗЪЯВИЛ ЖЕЛАНИЕ ВЫЙТИ НА ЛЁД»
— Ваш сын Игнат уже проявляет интерес к хоккею или какому-то другому виду спорта?
— В прошлом году он сам изъявил желание выйти на лед. У него есть хоккейная форма, и по вечерам мы выходим во двор поиграть.
— Вы бы хотели, чтобы ваш сын тоже стал профессиональным хоккеистом?
— Сложно говорить что-то конкретное сейчас. Конечно, если у него будет огромное желание, я во всем помогу, постараюсь передать свои знания, опыт. А если у него самого такого желания не будет, то любые подталкивания с моей стороны будут бесполезны, так что я настаивать не буду.
— Ваша супруга и дети ездят с вами на соревнования?
— Нет, семья находится дома, в Казани. Не хочется брать с собой детей, потому что им физически сложно выдержать такое количество перелетов. Они же еще совсем маленькие: Игнату в конце ноября исполнилось четыре года, а дочери Полине в феврале будет только два. Но когда мы играем дома, в Казани, Игнат после матча всегда ждет меня около раздевалки. Он любит посидеть с папой, попить чаю с печеньем или баранками… Когда я приезжаю домой, он готов проводить со мной круглые сутки.
— Как вы воспитываете своих детей?
— Любовью и заботой, это сейчас для них самое важное. Стараемся прививать доброту, уважение к старшим, честность, порядочность — базовые принципы.
«С ЖЕНОЙ ПОЗНАКОМИЛИСЬ НА ОТДЫХЕ»
— Илья, расскажите, как вы познакомились с Екатериной?
— Мы познакомились на отдыхе. Этим летом, кстати, было ровно десять лет со дня нашего знакомства.
— Она тоже спортсменка?
— Нет, профессионально спортом она не занималась.
— Сейчас жена только ухаживает за детьми, не работает?
— Да. У Игната и Полины очень маленькая разница в возрасте, так что Кате приходится постоянно быть с ними. Мне кажется, у нее еще меньше свободного времени, чем у меня, ни на что его не хватает. Но если есть свободная минутка, она читает книги, ходит в спортзал.
— Ей кто-нибудь помогает?
— Да, конечно, бабушки и дедушки помогают. Мои родители часто приезжают из Москвы, мама Кати сейчас находится в Казани — прилетела из Риги, где живет постоянно. С удовольствием нянчится с детьми, играет с ними.
«МОГУ ПОЖАРИТЬ МЯСО»
— А вы помогаете жене по хозяйству, когда бываете дома? — Не могу сказать, что я как-то особо помогаю (смеется.) Выполняю, конечно, какие-то мужские обязанности по дому… Хотя вообще мы не придаем большого значения их разделению — стараемся все делать вместе. Например, можем приготовить что-то вдвоем. Это, правда, бывает достаточно редко.
— Хорошо готовите?
— Могу пожарить мясо, рыбу. Но одного меня к плите вряд ли подпустят. Супруга прекрасно готовит и мне не хочется лезть куда не надо (смеется).
— И как часто вам удается выкроить время для отдыха? Как его проводите?
— Когда начинается сезон, то отдыха как такового у меня не получается, график слишком плотный. Но если выдается возможность побыть дома, то я провожу всё время с семьей — мы ходим в кино, театр. Отпуск тоже всегда совместный. Подрастающему мальчику очень важно отцовское внимание.
— Не боитесь упустить в воспитании сына что-то важное, пока находитесь где-то далеко от дома?
— Я всегда стараюсь компенсировать свое отсутствие, когда приезжаю. Думаю, что Игнат уже понимает: у папы такая работа, он вынужден часто уезжать на игры… Сын ведь видит меня по телевизору. Так что я не волнуюсь.
Александра Дрига, журнал «ОК!»