Cегодня сборная России по хоккею в матче в матче ¼ финала олимпийского турнира в Сочи уступила команде Финляндии со счетом 3:1. Одной из главных ошибок тренерского штаба в прошедшей игре многие эксперты считают то, что место в воротах с первых минут занял Семён Варламов, который был заменён по ходу игры на Сергея Бобровского после третьей пропущенной шайбы. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» приводит вашему вниманию аналитический разбор игры российских вратарей от специалистов Центра Подготовки Вратарей iGoalie.PRO, который наше издание публиковало еще 3 дня назад после матча предварительного этапа со сборной США. Напомним, в том матче Россия уступила Штатам в серии послематчевых бросков со счётом 3:2, а ворота россиян защищал Бобровский.
«КОНЕЧНО, ПРИСУТСТВОВАЛО ВОЛНЕНИЕ»
Вадим Митин — главный тренер центра подготовки вратарей iGoalie.PRO:
— Бобровский, однозначно, показал себя очень неплохо. Но я, как тренер вратарей, увидел некоторые, на первый взгляд незначительные, технические недочеты. Первый гол я бы оставил частично на его совести, потому что Бобровский при отбивании первого броска сделал встречное движение ногой к шайбе, когда садился. И это движение позволило шайбе отскочить слишком далеко, на крюк сопернику. И вторая ошибка в том, что при развитии атаки в сторону, вратарь остался на месте, «разложился», упав на пятую точку и на спину. Конечно, присутствовало волнение, ведь это самый важный и престижный турнир, но тем не менее в глаза мне это бросилось.
Что же касается второй шайбы, то там к Бобровскому вопросов нет. Хорошо и своевременно пошла передача на дальнюю штангу, и в ногах у него лежал игрок соперника,
— Но там ведь и защита не разобралась с игроками.
— Конечно, мы не списываем полностью этот гол (первый) на вратаря. Там и рикошет был небольшой, и достаточно долгая обработка шайбы, и защитник выпустил игрока. Ситуация довольно сложная, но вратарь сам себя в нее поставил. Если бы его нога оставалась на месте, а не отпинывала шайбу на пятак, то было бы гораздо проще. И среагировать в статическом положении удобнее, чем в движении.
— При сравнении Бобровского и Варламова можно забыть, что они оба одного роста, поскольку Бобровский в воротах выглядит поменьше. Бобровский правильнее использует габариты?
— Именно так. При падении в батэрфляй, мы это действие на шведский манер называем «сплит», Варламов сгибается, плечи подает вперед и габариты у него теряются, по крайней мере, сантиметров 30 он у себя отбирает. Бобровский же четко это делает — у него колени «проваливаются» вниз без изменения его роста. Получается, что вратарь и стоя и сидя остается одной высоты, это и есть правильное использование габаритов. Варламов спину выпячивает назад, становится из-за этого меньше, закрывает меньшую площадь ворот, и ноги в таком положении работают уже по-другому. Если плечи наклонить вперед, то колени высоко не поднимутся — толчки ногами становятся менее продуктивными.
— Но при этом в обычной стойке Бобровский выглядит ниже. Это из-за того, что он ноги шире расставляет?
— Да, он широко ставит ноги. Вообще, для современного вратаря важно, чтобы он сам себя не дезинформировал. Если вратарь садится в «сплит» и не меняет при этом свой рост, то высота рук остается такой же и вся работа руками тоже не меняется. И колени близко находятся ко льду, соответственно сесть в «сплит» — быстрее, ведь сейчас такая тенденция что подовляющее большинство вратарей садятся на каждый бросок, что бы обезопасить низ ворот и не концентрировать на нем внимание. Главное это правильно использовать. А если сгибаться, то работа руками усложняется, когда тело идет вниз, и приходится сильнее выпрямлять руки, а их длины не хватает.
— Это то, что было у Варламова в моменте со второй шайбой от словенцев, когда шайба прошла под блином?
— Совершенно верно. Еще Варламов больше реагирует на шайбу. Бобровский использует свои габариты для того, чтобы перекрыть ворота, показать в блокирующую игру, сначала перекрыть большую часть ворот, а дальше уже разгребать руками и ногами.
«ОТГОЛОСКИ КАНАДСКОГО СТИЛЯ»
— Но при этом Бобровский может и любит показать красивый сэйв, он не следует полностью финской манере игры, когда вратари полностью полагаются на позицию.
— Это уже отголоски канадского стиля, зрелищного. В НХЛ вратари эффектные и красивые для зрителя, нежели европейские. При этом шведы и финны более надежны. Да, у них нет сногсшибательных сэйвов, они есть, но крайне редки. Возьмём того же Виктора Фаста — шведа из «Анахайм Дакс». Все ролики с его эффектными моментами очень короткие, он редко совершает красивые спасения, он не зрелищный, но надёжный. Наши вратари зрелищные, но не такие надёжные. К тому же, любой сложный технический приём оставляет за собой право на ошибку.
— Несколько неожиданно было наблюдать такую игру Бобровского на матче Олимпиады. Он после первого или второго броска несколько на публику поймал шайбу.
— Да, это именно отголоски того, как играют в НХЛ. Там игра в обороне строится от вратаря, защитники позволяют делать соперникам то, что удобно голкиперу, чтобы он мог показать себя во всей красе. По крайней мере, в регулярном чемпионате. Все знают слабые места вратарей и стараются не допустить те ситуации, которые для вратарей неудобны.
Если мы вспомним Джонатана Куика, то, по моему мнению, он очень ненадежно играет в ближнем бою, по сравнению с тем же Лундквистом. Но при этом здорово перекрывает низ, на дальнюю штангу реагирует прилично, а когда идёт добивание, американцы «развозят» людей с пятака.
— Как раз два момента из прошедшего матча — Куик взял бросок Малкина почти в пустой угол от дальней штанги, но не смог отбить второй бросок Дацюка, когда оказался закрыт Радуловым на пятаке.
— Именно. Он здорово перекрывает низ, но при этом гола Дацюк ему забросил шайбу чуть выше щитка. Так же показательно попадание в перекладину ворот Куика, показателен гол Тютина, который не засчитали. Средняя высота и верх Куику не удаются.
— То же самое говорили и про Варламова. Еще на чемпионате мира 2013 года он много пропустил из-за того, что быстро оказывался на коленях. Это проблема с переходом на большие площадки?
— Нет, скорее, это проблема с выполнением основного технического элемента «сплит». Игра «верхом» у него не ладится именно из-за этого.
— Решающие буллиты выполняли праворукие игроки — Ти Джей Оши и Илья Ковальчук. И при этом наш игрок бросал несколько предсказуемо.
— Знаете, на мой взгляд, и американец бросал достаточно предсказуемо. Из шести попыток он трижды забил одинаково и при этом либо бросал между ног, либо делал одно обманное движение. Просто его спокойствие, медленное движение в сторону ворот, вывело Бобровского из эмоционального равновесия. Ничего особенного Оши не придумал, просто выиграл психологически.
— Есть какая-то закономерность в том, что наш несколько раз подряд пропустил в «домик»?
— Да, он недостаточно быстро ставит щитки на лёд. И еще есть нюанс в форме — я считаю, что щиток должен быть жестким, потому что тогда его легче быстро положить. Мягкость щитков определяет жесткость «домика». Бобровский играет в форме ССМ, эти щитки немножко гнутые и «крылышки», которые выше колена, достаточно мягкие, поэтому жестко их не сложить. И еще Сергей перекладывает вес с одной ноги на другую.
— Получается, что Оши бросал под опорную ногу.
— Да, опорную всегда сложнее положить. Если вес распределен на двух ногах и центр тяжести по середине, то проблем нет, это Сергей показал во время игры, когда против него один на один вышел Патрик Кейн.
— На ваш взгляд, кто теперь должен быть основным вратарём сборной России в решающих матчах?
— По итогам двух встреч, однозначно, Бобровский.