Молчаливые олимпийцы, белый шлем Барулина и ностальгирующий Белов: «Ак Барс» провёл тренировку во дворце спорта

Накануне татарстанского дерби в регулярном чемпионате КХЛ казанский «Ак Барс» пригласил на свою тренировку журналистов «БИЗНЕС Online». Наши репортёры стали свидетелями занятия в старом дворце спорта, в котором принимали участие все игроки олимпийской сборной России, и поговорили с главным тренером Валерием Беловым, которого от «назойливой» прессы не «спас» даже Александр Бурмистров.

БЕЛОВ КАК МОИСЕЕВ

«Ак Барс» перестал тренироваться в старом дворце спорта на улице Московской в 2005 году в конце декабря, когда команды переехала в «Татнефть-Арену». Тогда с командой уже работал тренерский штаб Зинэтулы Билялетдинова, в который уже входил Валерий Белов.

За полчаса до начала тренировки основной команды на лед Спорт сарае вышли вратари и игроки пятой пятерки — Денис Голубев, Артем Лукоянов и Евгений Бодров. Руководил процессом Ари Мойсанен, который совсем недавно приехал в Казань из Сочи, где работал со сборной Финляндии и стал, к слову, бронзовым призером Олимпиады. Тихой сапой на лед подтягивались и игроки основного состава. В тренировке приняли участие все хоккеисты, кроме Григория Панина, который получил травму и предварительно пропустит пять недель. Последним на занятие пришел Белов, который сразу надел на себя радиомикрофон. Точно также, как в своё время Юрий Моисеев, будучи тренером «Ак Барса».

Правда, тогда микрофон Моисеев держал в руке, нынешний тренер «барсов» уже использовал более современную технику. В отличие от «Татнефть-Арены», где большая часть слов тренер слышна лишь внутри коробки, в старом дворце спорта были слышны публике — четырем журналистам «БИЗНЕС Online» и паре телевизионных журналистов — даже тренерские шептания. Помимо этого, старая арена сильно отличается конструкцией бортов и заградительных стёкол — получить удаление за выброс шайбы за пределы поля на этой коробке в разы проще, так как высота пластикового ограждения на порядок ниже. Может это сказаться и на зрителях, ведь заполучить игровую шайбу КХЛ себе в коллекцию сувениров в дворце спорта не только проще, чем на «Татнефть-Арене», но и велика опасность пострадать от каучукового диска.

НОВЫЕ ЗВЕНЬЯ

В первое звено уже на постоянную основу переведён чешский форвард Якуб Петружалек, который при отработке позиционных атак и розыгрыша большинства по-настоящему руководил действиями своих партнёров. Он громче остальных подсказывал игрокам, что, и в какой момент, лучше делать в зоне соперника, да и инициатива полностью была в его руках.

К концу регулярного чемпионата тренерский штаб «Ак Барса» разбил свою самую стабильную тройку Варнаков — Бурмистров — Стэплтон, теперь вместо Михаила Варнакова на краю второго звена стабильно выходит «король пятака» финн Янне Песонен, который чаще всего оказывался перед воротами, занимая свою привычную позицию перед вратарем. К слову, после основной части тренировки Евгений Медведев и Песонен дольше всех находились на льду, отрабатывая довольно причудливое упражнение, которое журналисты сразу же прозвали «легенда № 20». Финский форвард встал в створ ворот и начал принимать на себя щелчки защитника сборной России. При ближайшем рассмотрении стало понятно, что хоккеисты тренируют классический элемент — наброс на ворота от защитника с синей линии и подставление клюшки по летящей на средней высоте шайбе. В этом прослеживается финская модель розыгрыша большинства, которую демонстрировали бронзовые призёры прошедшей Олимпиады. Именно так команда Эркки Вестерлунда забросила около 30% своих шайб на сочинском турнире.

Вернулся в состав команды Томаш Винцоур, полностью восстановившийся после травмы нижней части тела и уже успевший набрать свои очки в контрольных матчах с «Витязем» и ЦСКА. Несмотря на то, что в московских играх чех выходил на позиции центрального нападающего, на прошедшей тренировке форвард снова играл на фланге в связке с Владимиром Ткачёвым и Дмитрием Обуховым. Третье звено представляло собой совершенно новое сочетание — вместе с Александром Свитовым по краям играли Михаил Варнаков и Егор Миловзоров. На бумаге очень даже боевое сочетание для плей-офф.

РАЗБОР ИГРЫ В БОЛЬШИНСТВЕ

Большую часть времени Белов уделил игре в формате 5 на 4. Причём команда успела проработать все ситуации: затяжная атака в зоне после вбрасывания, позиционная атака с множеством передач, выход из своей зоны и последующий вход в зону соперника. Что примечательно, тренер неустанно требовал от своих игроков больше движения и скорости, не стоять на месте, выходить из углов и активнее лезть на ворота, а также наносить больше точных бросков. В одном из вариантов выхода из зоны к действиям полевых игроков подключался даже вратарь, отдававший первый пас защитнику из-за ворот.

Также игроки обороны отрабатывали выход 2 в 1, при котором защитник работал с дальним игроком без шайбы, независимо от хвата клюшки нападающего. Такая схема, скорее всего, была оговорена заранее с вратарями команды, также она позволяет своевременно сыграть на подборе.

Что касается голкиперов, то Константин Барулин, вышедший на занятие в новой экипировке несвойственных «Ак Барсу» цветов и абсолютно белом шлеме, выглядел несколько лучше своего партнёра Эмиля Гарипова. Да, их игровая статистика говорит об обратном, однако тренеры принимают решение о выборе основного вратаря не только по итогам сыгранных матчей. Скорее всего, именно Барулин проведёт оставшиеся четыре матча регулярного чемпионата.

После занятия, которое стало первой официальной встречей журналистов и казанских игроков сборной России по хоккею, резонно бы прозвучали вопросы о причинах неудачного выступления российской команды на Олимпийских играх. Однако из всех хоккеистов, представлявших «Ак Барс» в Сочи, поговорить с корреспондентами «БИЗНЕС Online» согласился лишь Евгений Медведев, традиционно последним покинувший лёд, да и тот заранее попросил не спрашивать об Олимпиаде.

«АДАПТАЦИЯ ПРОЙДЁТ СПОКОЙНО»

Валерий Белов — главный тренер «Ак Барса»:

В каком состоянии команда подошла к возобновлению чемпионата? Вы совсем недавно получили ее в своё распоряжение.

— Мы увидим это в играх, но, в целом, мне всё понравилось, что я увидел за эти три дня. Слава Богу, все поправились, только мы потеряли Панина — об этом информация уже была. Оринетировочно он пропустит пять недель, а сколько займёт восстановление, сказать сложно. Сейчас он сам с врачами пытается найти какие-то варианты, как ему подключаться к тренировкам. Он получил нелепую такую травму.

— Можно сказать, это злой рок, ведь перед каждый плей-офф у Панина повреждения.

— Да, и, что бы там ни говорили, в прошлом плей-офф он не играл именно по той же причин, если бы не травма, он бы играл. Поэтому это для нас потеря. Но защитники есть, есть кому играть, пожелаем ему скорейшего восстановления. Если возможность будет, то, может быть, и сыграет.

(В этот момент мимо прошёл форвард Бурмистров: «Оставьте уже тренера в покое», — с иронией обратился к представителям прессы хоккеист. «А кто тогда будет за всех отдуваться?» — парировал главный тренер).

— Ближайшие четыре матча станут определяющими в плане составов звеньев? Практика показывает, что вы не очень любите проводить ротацию игроков по ходу решающих игр.

— Если вспомнить, то в «Ак Барсе» так было все предыдущие годы. Посмотрим, как будет в этом году, теперь матчи в плей-офф идут через день. Мы хотим сделать так, чтобы можно было не менять ничего на ходу, а подготовиться к решающим встречам.

— Каково физическое и эмоциональное состояние игроков, задействованных в национальной сборной? Настроение, должно быть, не самое хорошее.

— У нас у всех оно бывало и получше.

— Предстоящий матч пройдет в старом дворце спорта. Чувствуете, что для болельщиков это будет особенная игра?

— Думаю, да. Кстати, я и сам успел поработать в этом дворце, так что с ностальгией вспоминаю сейчас то время.

— Вы и поиграть успели здесь. Что больше всего запоминалось приезжим командам в этом дворце?

— Запоминался даже не сам дворец, а команда, которая в нём играла, здесь очень сложно всегда было.

— На этой арене другая конструкция бортов и стёкол, лёд отличается. Как вы сами себя здесь почувствовали?

— Мы планировали чуть раньше сюда заехать, и были опасения, что будет душновато. Но сегодня оказалось, что всё абсолютно нормально, адаптация пройдет спокойно.

— Заглядываете ли вы сейчас в турнирную таблицу, чтобы как-то избежать встречи с неудобным соперником в плей-офф? Пусть даже в этом году все команды даже из нижней части таблицы кажутся проблемными.

— Скажу, что первый раунд будет очень сложным для всех. И мы не исключение.

— Последние три матча в регулярном чемпионате «Ак Барс» сыграет против сильных соперников. Это хорошо или плохо?

— Конечно, хорошо. Если не случится какой-нибудь форс-мажор, то на расклад эти матчи никак не повлияют, а в плане подготовки к плей-офф они будут очень полезны.

Марсель Магизов, Айрат Шамилов