Журналист The Pittsburgh Tribune-Review Роб Росси объясняет, как отношения Евгения Малкина и Александра Овечкина с главным тренером Зинэтулой Билялетдиновым повлияли на неудачное выступление сборной России на Олимпиаде. Перевод материала опубликовали наши коллеги из Sports.ru, с их разрешения спортивная редакция «БИЗНЕС Online» и знакомит читателей с заокеанским взглядом на отечественные неудачи.
«ОН МНОГО НЕ РАССКАЗЫВАЛ»
Евгений Малкин постарался как можно быстрее покинуть олимпийскую деревню неделю назад. Вместо того, чтобы остаться на церемонию закрытия в Сочи, Малкин улетел в Москву, где у него квартира, на следующее утро после вылета сборной России из олимпийского хоккейного турнира. В понедельник он вернулся в Питтсбург и во вторник тренировался с командой на льду Consol Energy Center. Многолетние партнеры хоккеиста по команде были единодушны в оценке его настроения. «Малкин был зол», — заявил его постоянный вингер Джеймс Нил.
«Он много не рассказывал. Думаю, он просто в бешенстве», — считает вратарь Марк-Андре Флери. Для Малкина зимняя Олимпиада в России, где с ума сходят по хоккею, должна была стать высшей точкой карьеры, а обернулась горьким разочарованием.
Вторник медленно подходил к концу. Малкин отказался от комментариев, но пообещал в среду высказаться публично. Игроки «Питтсбурга» и близкие друзья Малкина выразили сомнение в том, что игрок раскроет детали, из-за которых его выступление на Олимпиаде стало провальным. Все еще переживавший крах сборной России на Олимпиаде-2010 в Ванкувере, Малкин рассматривал Игры в Сочи как попытку реабилитироваться и возможность войти в историю, впервые принеся стране золотые медали в хоккее.
«МАЛКИН НЕ ИМЕЛ ПОСТОЯННОГО МЕСТА В СПЕЦБРИГАДЕ БОЛЬШИНСТВА»
Вместо того, чтобы стать центральной фигурой золотой сборной России, Малкин чувствовал, что тренеры притесняют его и не дают возможности воодушевить команду на успех. Форвард отметился голом и двумя передачами в игре со Словенией и не набрал ни одного очка в оставшихся четырех матчах.
Непривычно низкая результативность — а Малкин дважды становился лучшим бомбардиром НХЛ и заработал 12 (5+7) очков в 11 предыдущих матчах на Олимпиадах — не стала главным разочарованием для хоккеиста. Скорее, его чувства были вызваны теми факторами, которые заставили вспомнить, почему он так не доверял российской хоккейной верхушке 10 лет назад.
— Малкин, занимающий второе место в НХЛ по очкам за игру (1,23), не имел постоянного места в первой спецбригаде большинства.
— Малкин полагал, что тренеры больше заботятся о нуждах игроков КХЛ. Он чувствовал, что это сигнал звездным игрокам сборной — в частности, ему и Алексу Овечкину из «Вашингтона», которые решили остаться в НХЛ.
— Малкин чувствовал, что система Билялетдинова направлена на помощь игрокам обороны, которые по большей части выступали в КХЛ, вместо того, чтобы использовать сильную, по мнению Евгения, сторону команды — мастерство нападающих.
— Малкин видел, что тренеры с пренебрежением относятся к пожеланиям игроков. Они с Овечкиным неоднократно просили развести их по разным звеньям из-за того, что они мало играли вместе, и каждый предпочитал сам разыгрывать шайбу. Малкин и Овечкин полагали, что Билялетдинов облегчает соперникам задачу по нейтрализации российской атаки, выпуская форвардов в одной тройке.
ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ
Лишь за несколько недель до Олимпиады Малкин узнал, что не будет выходить на лед вместе с Николаем Кулеминым, своим земляком по Магнитогорску. Они вместе играли за «Металлург» во время локаута в 2012 году, и Малкин тогда набрал 65 очков в 37 матчах. На счету Кулемина, оставшегося без очков на Олимпиаде, было 38 баллов.
В конце декабря Малкин узнал, что Билялетдинов поставит его в звено к Овечкину. Это решение не понравилось ни одному из хоккеистов, и дело тут вовсе не в их вражде, то затухающей, то разгорающейся снова.
Овечкин и Малкин на двоих выиграли три приза лучшему бомбардиру лиги и четыре приза самому ценному игроку с того момента, как они впервые в истории российского хоккея были выбраны под первым и вторым номером на драфте-2004. Хоккеисты в частных беседах выражали опасения, что они не успеют подстроиться друг под друга на таком коротком турнире, как Олимпиада.
Малкин и Овечкин убедились в справедливости опасений о двойных стандартах в отношении игроков НХЛ и КХЛ. Оба форварда надеялись, что в заявку попадет защитник Сергей Гончар, уважаемый ветеран, для которого эта Олимпиада стала бы пятой. Он помог бы капитану Павлу Дацюку объединить хоккеистов двух выдающихся лиг ради общего успеха. Выступающий за «Даллас» Гончар не получил приглашения в сборную — это решение одновременно разочаровало и ошарашило Овечкина и Малкина. Устав от высоких ожиданий общественности еще с прошлого лета, Малкин поразил партнеров по «Питтсбургу» тем, что он выглядел, скорее, покорным, чем радостным в последние недели перед Олимпиадой. На Играх практически никто из «пингвинов» не виделся и не говорил с Малкиным.
Он постарался проглотить все проблемы на старте турнира, но после группового раунда хоккеист сообщил семье и друзьям, что давление в сочетании с неудовлетворенностью взвалились на него тяжким грузом.
ЛЮБОВЬ МАЛКИНА К РОДИНЕ НЕ ИСЧЕЗНЕТ
Несмотря на то, что Малкин играл в России во время локаута и проводит отпуск в Москве, у форварда не слишком гладкие отношения с родиной во всем, что касается хоккея. Он предпочитает маленькие североамериканские площадки, на которых играют в НХЛ. Да и шрамы после его конфликта с «Металлургом» перед отъездом в «Питтсбург» еще не до конца зажили.
Малкин заявил, что его глубокая любовь к Родине не исчезнет, даже если он перестанет считаться одним из символов российского хоккея.
«Малкин оказался в трудном положении. Он так хотел здорово сыграть ради соотечественников, показать свой лучший хоккей. Ему фактически не предоставили шанса, — заявил во вторник Нил. — В Питтсбурге у него совершенно другая ситуация. По крайней мере, здесь ему комфортно».
перевод Кирилла Новокщенова