Директор «Нефтехимика» Рафик Якубов в эксклюзивном интервью корреспонденту «БИЗНЕС Online» подвёл итоги регулярного чемпионата для нижнекамского клуба. Также функционер рассказал о дальнейших планах команды, о селекционной политике, о возможных кадровых перестановках, а также о перспективах флагмана татарстанского хоккея «Ак Барса» в нынешнем розыгрыше Кубке Гагарина.
«ХОЧУ ПОПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ У БОЛЕЛЬЩИКОВ И РУКОВОДСТВА КЛУБА»
— Рафик Хабибуллович, почему по вашей версии «Нефтехимик» в этом сезоне не вышел в плей-офф?
— Сезон для нас оказался провальным. Тут нечего скрывать. Хочу попросить прощения у болельщиков и руководства клуба за то, что не выполнили задачу попадания в плей-офф и успешного выступления в нем. Причины случившегося мы обсуждаем и пока не можем понять, в чем они. У нас было хорошее начало и затем такой провал. Яма, из которой мы так и не смогли выбраться. Проанализируем все тщательно. Возможно, ошибки были в селекции, возможно, в тренерской работе. Я сам пока не готов дать ответ, почему так получилось.
— Какой опыт извлек из прошедшего сезона менеджерский состав в плане подбора игроков?
— Для нас всегда важно было, чтобы у нас был дружный коллектив единомышленников. Чтобы перед нами была цель и чтобы к этой цели мы шли вместе, и руководители, и тренеры, и игроки. В прошедшем сезоне этого добиться мы не смогли. Почему это случилось? Пока не готов ответить. Мы старались брать игроков не среднего уровня, а людей с именем, бомбардиров. Те же Радивоевич — игрок сборной Словакии или Михаил Анисин, который ранее зарекомендовал себя как результативный форвард. Однако почему ничего не получилось — для нас самих большой вопрос.
«КОГДА СТАЛО ЯСНО, ЧТО НЕ ПОПАДАЕМ В ПЛЕЙ-ОФФ, ПРИНЯЛИ РЕШЕНИЕ ВЫЙТИ НА КАРИ ХЕЙККИЛЯ»
— Кари Хейккиля уже озвучил, что будет главным тренером «Нефтехимика», однако до него в клубе не было тренеров-иностранцев.
— Дело в том, что команда не выполнила задачу на сезон. Когда стало ясно, что мы не попадаем в плей-офф, руководством во главе с Владимиром Михайловичем Бусыгиным было принято решение выйти на Кари Хейккиля. С ним состоялся разговор, он дал согласие и до конца сезона стал нашим консультантом, чтобы помочь молодым ребятам. В дальнейшем, уже со следующего сезона, он станет главным тренером.
— Почему пошли наперекор своим же правилам? Ведь раньше даже Владимир Бусыгин говорил, что в России достаточно и своих тренеров.
— Сейчас очень скуден рынок российских тренеров. По Хейккиля. Мы проанализировали его работу в России с «Локомотивом», магнитогорским «Металлургом», минским «Динамо» и сборной Белоруссии. В Финляндии он несколько раз становился чемпионом и выводил в финал «Кярпят». То есть у него очень большой опыт работы именно в клубном хоккее, и мы приняли решение пригласить его в нашу команду.
— Кари будет работать один или у него будут свои помощники?
— Пока он работает один, но в следующем сезоне у него будет помощник.
— А что будет с Кадейкиным, Балминым?
— Давайте дождемся конца сезона. Я пока ничего не могу ответить. У нас есть президент клуба, который принимает все решения.
— Охарактеризуйте, по какой схеме будет играть «Нефтехимик» при Хейккиля?
— В последних трех играх, болельщики это могли видеть, Кари проявил инициативу и встал на тренерский мостик во время игры. Команда стала играть чуть по-другому, в более активный хоккей. А про рисунок игры пока говорить рано. Это покажут только матчи нового сезона.
— Какие у финна требования к игрокам?
— Пока он только приглядывается. В современном хоккее не надо ничего изобретать. Надо делать то, чему ты учился с детства и не совершать глупых ошибок. Пока среди требований только прописные хоккейные истины. Всё остальное будет позже.
— Сыграло ли какую-то роль то, что Хейккиля говорит по-русски?
— Это сыграло огромную роль! Мне очень легко в общении с ним. Общаться через переводчика было бы гораздо труднее. Он даже пишет на русском языке, пусть и с большими ошибками. Вообще он знает пять языков.
— Каких?
— Итальянский, немецкий, английский, финский и русский.
«ПОД СЕКСТОНА БУДЕТ ДЕЛАТЬСЯ УДАРНОЕ ЗВЕНО»
— Есть ли у вас уже сейчас планы на подписание контрактов с теми или иными игроками?
— Работа уже ведется и уже есть кое-какие результаты, но будет некорректно, если я назову фамилии. Не имею права этого делать.
— Дэна Секстона пригласили с прицелом на будущий сезон?
— Да. У него контракт на два года.
— Он оправдывает ваши ожидания?
— Он нас устраивает. Кари Хейккиля им доволен. Именно с Секстоном будет делаться ударное звено.
— Однако Дэн пока мало забивает.
— Человек только приехал в Россию, не всё сразу. Нужно привыкнуть к российскому хоккею, к большим площадкам. По своему игровому мышлению, катанию Дэн нас полностью устраивает.
— Томаш Нетик, когда переходил в «Нефтехимик» в середине сезона, сказал что получил «предложение, которое бывает только раз в жизни», но играет он, откровенно говоря, плохо. Результативность очень плохая.
— Томаш сам по себе бомбардир, где бы он не играл. Мы знали, что он тяжело входит, даже в «Словане» в первых 10 играх у него было ноль очков, а потом в каждой игре по 2 — 3 очка стал набирать. Мы, конечно же, тоже ждали такой результативности, но… Забросил вот динамовцам свою первую шайбу. Может теперь у него пойдет.
— Все мы знаем большие возможности Петра Коукала, но у него, как и всей команды, сезон не удался. Заинтересован ли «Нефтехимик» в продлении контракта?
— Хейккиля присматривается сейчас к игрокам. Последнее слово будет за ним и президентом клуба. Они решат, кто пойдет в следующий сезон, а кто не пойдет, но об этом говорить пока рано. У них есть контракт, они игроки «Нефтехимика». Опять же вопрос, какой новый регламент будет? Мы не знаем, сколько можно будет заявлять иностранцев. Идут споры сколько их будет. 5, 7 или 3, а, может, вообще отменят лимит. Так что про иностранцев я ничего не могу сказать. Работа идет, идут переговоры, селекционный процесс продвигается.
БОГДАН ЯКИМОВ ОТПРАВИТСЯ В КАНАДУ
— Богдан Якимов планирует остаться или у него есть желание уехать в Канаду?
— Мы много раз с ним разговаривали. Он настроен уехать. Но я поговорю с его агентом, попробуем договориться, чтобы в его контракте был пункт о возвращении в «Нефтехимик» в случае если он не пройдет в состав «Эдмонтона».
— А Куликов и братья Альшевские?
— Эти ребята — наше будущее. Кари доволен игрой этих ребят, их самоотдачей и самой игрой. Они его устраивают.
— Есть ли какая-то информация, какие нововведения будут с нового сезона?
— ФХР и КХЛ пока не до регламента. Сейчас все заняты сменой тренера сборной, неудача на Олимпиаде, механизм работы немного нарушился. Сейчас у нас есть регламент только этого сезона, а что будет в регламенте на будущий сезон, мы не знаем. Сами с нетерпением ждем, какие будут правила игры.
— Рафик Хабибуллович, сейчас в клубе работает довольно много функционеров. Это и Крикунов, и Сторонкин, и Левицкий, и вы. Можете подробнее описать, кто и чем занимается?
— Крикунов — это вице-президент клуба. В его обязанность входит просмотр игроков, помощь главному тренеру и мне. Он часто ездит за границу, просматривает там игроков. То есть больше селекционная работа. Еще он помогал нашим молодым тренерам, подсказывал им, советовал. Виктор Левицкий тоже менеджер по селекционной работе.
У «НЕФТЕХИМИКА» ЕСТЬ СКАУТ В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ
— Хейккиля какое участие принимает в селекции?
— Самое непосредственное. Последнее слово по любым трансферным вопросам за президентом клуба и главным тренером.
— Кроме Крикунова и Левицкого есть еще у клуба скауты?
— В Америке мы сотрудничаем с Виктором Телегиным. Он сам в хоккей играл, сейчас живет и работает в Северной Америке. Однако снова все зависит от нового регламента. Сколько можно будет заявлять иностранцев. Одно дело если нам нужно будет 5 — 6 иностранцев — это одна работа. Если нужны будут 1 — 2 игрока, то это другая работа.
— В целом ориентир на рынок АХЛ?
— В данный момент, да. Пока у нас такое направление, но я не исключаю, что у нас и финны появятся. Все-таки главный тренер у нас финн.
— Если говорить о финнах, то можно вспомнить Осалу, который ушел в «Магнитку». Расскажите, почему все-таки состоялся этот переход.
— Сам Осала не высказывал желания уйти. Все решения принимаем мы, руководство совместно. Просто настал момент, когда стало понятно, что команда не попадает в плей-офф. Обменяв Осалу мы освободили место под Секстона. Потом появился вариант по Цибаку. В этом случае просто разгрузка платежной ведомости. У обоих ребят заканчивался контракт и мы не рассчитывали на них на будущий сезон, поэтому приняли такое решение.
МИЛОВЗОРОВ И БЕЛОВ ВЕРНУТСЯ В «НЕФТЕХИМИК»
— Миловзоров и Белов ушли в «Ак Барс». Вернутся ли они обратно в команду?
— Вернутся. У обоих есть контракт с нашим клубом. И тот и другой будут играть в «Нефтехимике».
— Какая задача у «Нефтехимика» на Кубок Надежды?
— Мы будем играть на победу. Настрой такой. Ребята практически ни в чем не уступали в игре с московским «Динамо», играли с желанием. Это я вам гарантирую.
— В Новокузнецке — вашем первом сопернике по Кубку Надежды играют два бывших игрока «Нефтехимика» Ансель Галимов и Евгений Лапенков. Воспитанник нашего клуба Галимов сильно прибавил. Следите за ним?
— Мы всегда следим за своими воспитанниками. Мы с ним расстались, когда у нас был перебор с игроками 1991 года рождения. Это и братья Альшевские, и Айрат Зиазов, Куликов. И мы приняли решение не «морозить» его в высшей лиге, когда у него есть потенциал играть в КХЛ.
— А Зиазов очень неплох в «Витязе». 13 очков набрал за половину чемпионата.
— Только радуемся за них! Наши воспитанники играют в КХЛ — это очень здорово!
— В любом случае они «на карандаше» у «Нефтехимика»?
— Конечно. Ведь все они наши.
«Я ВЕРЮ В «АК БАРС»
— «Ак Барс» не слишком уверенно играет против «Сибири», а проблемы в атаке начались еще до плей-офф, в чем проблема?
— Я не думаю, что это проблема. Ни одна команда не может пройти весь сезон ровно. Единственная сейчас команда, которая выступает стабильно уже три, четыре сезона — это «Динамо» из Москвы. А все остальные команды, тот же звездный СКА, проводят провальные игры. Так же и у «Ак Барса». Была подготовка к плей-офф, отсюда, может и не все получалось, но я верю в эту команду, я знаю возможности этой команды и потенциал.
— Тем не менее, в регулярном чемпионате за последние два месяца «Ак Барс» не выиграл ни одного матча у команд, пробившихся в плей-офф.
— Давайте дождемся самого разгара плей-офф. Вы же видите, совсем другие игры пошли. Команда попала в плей-офф с высокого места. Соперника себе выбирать не стали, просто готовились, наигрывали комбинации или еще что-то. В плей-офф у «Ак Барса» все будет иначе!
— У Ильи Никулина и Евгения Медведева тоже сезон сложился неоднозначно, лишь под конец «регулярки» игра более или менее стала налаживаться. В чем причина их спада? Может начал сказываться возраст?
— Нет, не думаю, что дело в возрасте, он не так уж и велик. Человек не робот, на одном уровне всегда сложно играть. Нельзя отыграть пять, десять, пятнадцать лет без спадов. Они будут. Будем надеяться, что у всех ребят «Ак Барса» игра пойдет именно в плей-офф.
— Вы лично знакомы с Ильей Никулиным?
— Знаком, но не сказать, что хорошо. При встрече узнаем друг друга, жмем руки и желаем удачи.
— Хорошо, тогда прокомментируйте с позиции хоккеиста недавний случай в Уфе, когда Никулин вступил в словесную перепалку с болельщиками. Должен ли игрок, во что бы то ни стало, держать себя в руках? Особенно если ты являешься лицом команды.
— Этого не надо делать, конечно, но мне сейчас легко рассуждать, когда уже почти полвека прожил. Когда я был игроком, наверняка, тоже было что-то подобное. Когда игра не идет, как личная, так и командная, то всё на нервах, на эмоциях и когда тебе что-то кричат, оскорбляют… Мы же не знаем, что ему там говорили? Если бы я знал, то сказал бы, прав он или нет. Все мы люди, поэтому, я думаю, тут его за это винить нельзя. Со временем понимаешь, что в таких ситуациях лучше пройти мимо, но видимо, в тот момент у Ильи не очень хорошо было на душе, поэтому ему пришлось ответить.
— Какое звено «Ак Барса» может удивить в плей-офф?
— У них любой игрок из каждого звена может выстрелить. Видели игру в Казани, наверное, когда Обухов забил два решающих гола, играя в четвертом звене. Молодой парень Ткачев тоже может удивить. Уже сейчас видно, что он — будущая звезда. Я не говорю про остальные три тройки, которые в любой момент могут решить исход матча.
— Как сложится продолжение серии с «Сибирью»?
— Я верю в «Ак Барс». Но хоккей — такой вид спорта, здесь нельзя загадывать. Все может быть, я не могу предсказать. Я просто верю в эту команду.