Один из ведущих футбольных иранских футбольных порталов опубликовал новость, в которой говорится об уже начавшихся переговорах между «Рубином» и лондонским «Арсеналом» по трансферу нападающего казанцев Сердара Азмуна. Сообщение вызвало бурный резонанс в стане казанских болельщиков, разделив их на несколько лагерей, в том числе, сторонников этого перехода. Корреспондент «БИЗНЕС Online» объясняет, почему иранцу менять Казань на Лондон нельзя, а также ставит под сомнение достоверность появившейся информации.
Сообщение было подкреплено интервью самого Сердара Азмуна, в котором он делится деталями диалога с английской стороной. По его словам, скауты англичан приезжали на зимние сборы казанцев. Предварительно изучив юридические аспекты, представители «канониров» начали переговоры. Сам парень заявил, что развиваться хочет поступательно и для того, чтобы удостоиться перехода в такой клуб, нужно очень много работать.
НЕДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Действительно, работы у него непочатый край. Азмун недостаточно готов физически к выступлениям в английском футболе. Для того, чтобы быть там эффективным, нужно иметь какую-никакую фактуру, уметь ее правильно использовать. Таковой у него нет — в силовой борьбе он не фаворит. Более того, без интенсивной работы в тренажерном зале будут риски хорошенечко «сломаться». Принцип «бей-беги» — самая любимая на британских островах тактическая модель. Иранец может хорошо стартовать, обыграть кого-нибудь в спринте. Первым в «Рубине» выбегает тридцатиметровку. Но длинные дистанции ему даются с трудом — максимальной скорости он достигает слишком рано, так же рано начинается ее спад. Есть проблемы с «дыхалкой». Если игра проходит на высоких скоростях, ему сложно выдерживать темп. Английские команды любят играть ведь именно в таком ключе. Все время куда-то бегут, спешат.
Козыри нашего героя — творческое мышление и техничность. Азмун умеет хорошо и своевременно открыться, умеет трезво оценить ту или иную ситуацию и, соответственно, правильно распорядиться мячом с максимальной выгодой для команды. Мыслит творчески, нетривиально, без шаблонов. «Арсенал» пытается придерживаться именно такой модели действий, но не всегда это приносит дивиденды. Особенно в игре с каким-нибудь «Сток Сити». Чтобы творческий потенциал реализовать, игроку нужно настроить взаимопонимание с партнерами. Азмуну этого вряд ли удастся добиться в короткие сроки, ведь ему даже поговорить на первых порах будет не с кем. Парень владеет только персидским и туркменским языками — никак не английским или французским.
ОСОБЕННОСТИ МЕНТАЛИТЕТА И КОНКУРЕНЦИЯ В «АРСЕНАЛЕ»
Английский футбол многогранен, он не заканчивается на голах и красивых передачах. Очень важно поставить себя и за пределами поля, как ни в каком другом чемпионате. Большой вес имеют отношения с болельщиками, понимание местного менталитета, взаимодействие с прессой, записи в микроблогах. Даже выбор марки бутс может спровоцировать неприятный скандал. Там футболом живут все, причем без перерывов на обед. Иранец большую часть своей жизни провел в исламской республике с консервативными взглядами. Суметь в таком возрасте, с таким невеликим багажом жизненного опыта адаптироваться к работе в таких условиях, правильно расставить приоритеты и выдержать всестороннее давление должно быть непросто.
Еще сложнее — выиграть конкуренцию у тех, кто давно просится в первую команду «Арсенала». Арсен Венгер известен своей любовью к юным, техничным, думающим футболистам. Поэтому в молодежном составе команды таковых предостаточно. Гедион Зелалем, Серж Гнабри — те, кто могут стать соперниками «рубиновца» за переход в основную команду. Эти имена в узких кругах уже хорошо известны. Где гарантии, что Азмун соответствует уровню местной конкуренции и сможет реализовать свой потенциал даже сквозь тернии?
«РУБИН» МАЛО ЗАРАБОТАЕТ И МНОГО ПОТЕРЯЕТ
«Рубину» продавать его именно сейчас тоже невыгодно. Во-первых, футболист еще не успел громко о себе заявить, и его потенциал можно оценить только по видеонарезкам с контрольных матчей — за казанцев он сыграл официально лишь восемь раз. Сколько с этих роликов можно выручить? Миллиона два-три, не больше, плюс процент с последующей перепродажи. Азмун, если продолжит работу над собой и останется в нашем чемпионате, может стоить гораздо дороже. Во-вторых, ввиду актуальной проблемы с кадрами в нападении, адекватной замены ему просто нет. Марко Девич уже приспособился играть в оттяжке и «наконечника» исполнять, похоже, не планирует. Кому тогда под него открываться? Камиль Муллин, например, пока оперативно находить свободные зоны и эффективно распоряжаться своими возможностями не способен.
Горький опыт у «рубиновской» структуры уже был. Два года назад в юношеской команде казанского клуба играл одиннадцатилетний киргиз. Месси, честное слово! «Рубину» после его выступлений на том или ином юношеском турнире регулярно приходили предложения от топовых голландских, немецких, испанских клубов. Местные тренеры и даже судьи говорили: «Держите его, нельзя такого парня упускать в этом возрасте». Однако на одно из предложений ни клуб, ни семья юного дарования отказом ответить не смогли — мальчик уехал в «Барселону». Спустя два года обнаруживается, что в школе «сине-гранатовых» он уже не числится и, по некоторым данным, вернулся на родину. Кто от этого выиграл?
БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?
Ну, а вообще сам факт заинтересованности представляется все-таки маловероятным. Азмун в интервью иранскому порталу якобы заявил, что представители английской стороны приезжали на сборы, клубы уже начали переговоры. По информации «БИЗНЕС Online», клуб никаких диалогов на эту тему не вел, хотя и открыт для них. Если «Арсенал» беседовал конструктивно о приобретении иранца, то только с агентом или, в крайнем случае, с самим игроком. Тогда это является грубым нарушением регламента ФИФА по статусу и трансферу игрока: клуб, намеревающийся заключить контракт с футболистом, должен письменно проинформировать его нынешний клуб перед началом переговоров, исключая контакты с представителями игрока. Одному из ведущих английских клубов это зачем? Да и когда такое было, чтобы на стадии переговоров футболисты разбрасывались столь подробными комментариями?
Скорее, такой материал — происки агента, который очень заботливо относится к положению своего клиента в команде. Оно немного пошатнулось после ухода главного тренера, который лоббировал его кандидатуру, и назначения нового наставника, у которого свои фавориты. Однако, субъективно, герою последних новостей уже удалось выправить это положение без агентской помощи — на поле в минувшее воскресенье.