Возможное сокращение лимита на легионеров поставит команды со средними или низкими финансовыми возможностями в деликатное положение. Прежде всего, команды будут терять позиции в конкурентоспособности перед более богатыми клубами. Спортивная редакция БИЗНЕС Online предлагает свои варианты дальнейшего развития событий.
ПУТИН ПРОТИВ ЛЕГИОНЕРОВ
Не так давно президент РФ Владимир Путин выразил недовольство, относительно количества легионеров в российских чемпионатах. Главным разочарованием для главы государства, как и для большинства россиян, стало выступление российских хоккеистов на домашней Олимпиаде в Сочи. Одной из причин провала, по мнению высшего руководства страны, является перенасыщенность легионерами чемпионата КХЛ. Молодые россияне частенько проигрывают конкуренцию. В результате, наши соотечественники не получают игровой практики на высшем уровне, что косвенно сказывается на показателях национальной сборной страны. Взаимосвязь с этим фактом очевидна и проблема есть, но в нынешних коммерческих условиях клубов КХЛ сокращение лимита на легионеров может сильно ударить по бюджетам, прежде всего, команд со скромными возможностями. Не секрет, зарплаты легионеров ниже, чем у россиян. При этом, многие иностранцы играют лучше игроков с российским паспортом, поэтому сотрудничество с таким хоккеистом видится более привлекательным для условного новокузнецкого «Металлурга». Оно и понятно. Какой смысл платить россиянину, чей уровень мастерства позволяет использовать его в 3-м, 4-м звене, такие же деньги, как и более высококлассному иностранцу?
1. СОКРАТИТЬ КОЛИЧЕСТВО РОССИЙСКИХ КЛУБОВ В КХЛ
Чтобы чемпионат не потерял в зрелищности лиге можно пойти на сокращение количества российских клубов и пытаться глубже интегрироваться в Европу. Если в России оставить порядка 16-ти команд, то качество хоккея не будет отличаться от того, что мы имеем на сегодняшний день и, возможно, оно даже улучшится. Однако, при увеличении числа команд из России, которое происходит сейчас, зрелищность матчей будет неумолимо падать. В первую очередь, это связано с нехваткой квалифицированных игроков с российскими паспортами. Дефицит пагубно влияет на затраты клубов.
Всего в КХЛ сейчас 21 команда из российских городов и 7 клубов из стран ближнего зарубежья. 28 команд, где 938 хоккеистов, так или иначе приняли участие хотя бы одном матче в минувшем регулярном чемпионате. Четверть из этих 938 человек смело отметаем, поскольку это игроки зарубежных команд, а проблемы у нас в нашем хоккее. Остаётся порядка 700 хоккеистов, выступающие в российских клубах КХЛ. Чуть более сотни из них — легионеры. Получается, на всю Россию около 600 хоккеистов плюс те тридцать человек, выступающих за «Донбасс», «Барыс» и минское «Динамо». В их числе и «лимитчики», и коты в мешке, и целая россыпь игроков, чей реальный уровень мастерства — высшая лига. Если пробежаться по составу каждой команды-середняка, то можно обнаружить по 5, а то и по 10 человек, которые не наиграли и на 10% от общего количества матчей регулярного чемпионата, не говоря уже о нулях и минусах в статистике.
На высоком уровне в КХЛ выступает, в лучшем случае, не более двухсот россиян, ещё двести — добротный, средний уровень игроков, плюс к ним — легионеры. Получается, примерно пятьсот хоккеистов оказывают свои услуги российским клубам КХЛ.
Фото: официальный сайт «Ак Барса»
Легионеры в российских клубах КХЛ: Канада — 29, Финляндия — 25, Чехия — 19, Швеция — 14, Словакия — 12, США, Латвия, Беларусь — 6, Норвегия — 2, Словения — 1, Германия — 1.
Всего 121 легионер. Но если их количество сократить и увеличить число российских команд, к чему сейчас всё и идёт, то какой хоккей будет смотреть российский болельщик? Это будет достаточно убогое зрелище, которое и при нынешнем раскладе не редкость.
Появится команда в Сочи и вернётся «Лада», вдруг и у тюменского «Рубина» появится возможность вступить в КХЛ?. Откуда для этих команд взять порядка 70-ти квалифицированных русских хоккеистов? Драфт расширения? Можно, но общий уровень хоккея всё равно упадёт. Школы не дают лиге достаточного количества игроков уровня КХЛ, поэтому затыкать проблемные позиции приходится легионерами, число которых хотят сократить. Если лига хочет сохранить общее, среднее мастерство хоккеистов российских клубов КХЛ на этом же уровне, то нужно сокращать число команд. На 16 коллективов хороших игроков хватит, без серьёзного привлечения иностранцев. Но, если объективно, пока нет предпосылок, что принципиальное сокращение количества российских команд КХЛ произойдёт. Парадокс, но ситуацию могут «спасти» банкротства.
2. СНИЗИТЬ УРОВЕНЬ ЗАРПЛАТ ИГРОКОВ С РОССИЙСКИМИ ПАСПОРТАМИ
Снижение уровня зарплат это то, о чем мечтает любой генеральный менеджер клуба КХЛ. Сокращение лимита на легионеров ударит исключительно по малоимущим клубам. Иностранцам нужно платить значительно меньше, поскольку их зарплаты в европейских чемпионатах заметно ниже, чем в КХЛ. Поэтому, даже копеечный контракт, по меркам КХЛ, привлекает внимание европейских и заокеанских хоккеистов. Часто очень даже неплохих.
Александр Дыбаль, председатель совета директоров ХК «Авангард»:
— Сегодняшний лимит привёл к тому, что российские игроки зачастую получают контракты, значительно превышающие аналогичные в НХЛ, где конкуренцию между игроками никто не ограничивает национальными рамками. А еще надо учитывать низкий подоходный налог в России. В итоге наличие российского паспорта автоматически значительно увеличивает стоимость контракта игрока. Дошло до абсурда: после локаута зарплаты в НХЛ понижаются, а в КХЛ повышаются, — сказал функционер в интервью Sports.ru.
Рафик Якубов, директор ХК «Нефтехимик»:
— Зарплаты игроков растут едва ли не в геометрической прогрессии. Когда я был игроком у нас и мыслей не было, что можно получать такие деньги. Зарплаты игроков растут из-за наших клубов олигархов, которые предлагают игрокам баснословные суммы, оттуда и рост затрат на зарплатную часть. Почему мы, команды со средним бюджетом, должны страдать из-за амбиций клубов-олигархов? — заявил фенкционер в интервью «БИЗНЕС Online».
Леонид Вайсфельд, генеральный менеджер ХК «Автомобилист»:
— Вообще, все вот эти запреты, с моей точки зрения, не приводят к положительным результатам. Чисто теоретически, надо бы отменить лимит на легионеров, конечно. Другой вопрос это сборная, здесь есть много всяких нюансов. С позиции руководителя клуба, я бы сказал, что надо отменить. А с позиции представителя федерации, я бы сказал, что лимит на легионеров надо оставить, как есть. Конечно же, если лимит на легионеров отменят, то зарплаты понизятся. Только для СКА, наверное, плохо, а для «Автомобилиста хорошо»! — сказал Вайсфельд в интервью корреспонденту «БИЗНЕС Onine».
Сокращение жалований для среднестатистического игрока КХЛ стабилизирует конкурентоспособность для небогатых команд КХЛ. Однако, вряд ли стоит рассчитывать на то, что хоккеисты в этом случае будут показывать такую же самоотдачу. Снижение мотивации ещё ни на ком благополучно не отражалась. В том случае, если этот процесс будет постепенным, то период общей адаптации может пройти менее болезненно. К тому же, не стоит забывать, что у среднего игрока КХЛ, по сути, нет выбора, кроме, как играть в России. В Европе всё равно будут платить меньше, а в НХЛ такие игроки попросту не нужны.
3. ВКЛАДЫВАТЬ БОЛЬШЕ ДЕНЕГ В РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ХОККЕЯ
В нынешних условиях многим клубам КХЛ сложно формировать долгосрочную программу развития. Связано это с экономической нестабильностью финансирующих команды предприятий. Примеров достаточно даже в минувшем сезоне — «Амур», «Спартак», теперь и «Атлант». Финансовые проблемы у команд происходят регулярно. Даже, казалось бы, у благополучного «Атланта» существуют серьезные затруднения. В этой связи большинству команд КХЛ сложно что-то планировать на 10 — 20 лет вперёд, но, если представить, что всё будет стабильно, то в перспективе можно существенно экономить на зарплатах для игроков, используя собственных воспитанников и зарабатывая деньги на них же. Не секрет, что болельщикам больше нравится переживать за доморощенных ребят.
За пример возьмём нижнекамский «Нефтехимик». Во-первых, это клуб-середняк, со средним бюджетом. Команда, как и многие другие, стала заложницей растущих зарплат хоккеистов. Во-вторых, команда играет в Татарстане, поэтому далеко ходить не надо — её проще разобрать. В-третьих, у «Нефтехимика» есть потенциал собрать костяк команды из собственных воспитанников в обозримом будущем. Однако, этот потенциал нужно реализовать.
Детская хоккейная школа нижнекамцев достаточно часто выдаёт хороших игроков уровня КХЛ — Максим Пестушко, Алексей Угаров, Павел Валентенко, Андрей Сергеев, Эмиль Галимов и так далее. Два десятка игроков наберётся. Фактически «Нефтехимик» уже может собрать средненькую команду для выступления в чемпионате КХЛ из своих воспитанников. Но проблемы есть, и они не только у «Нефтехимика».
В Нижнекамске хроническая нехватка льда. Мальчишки из клубной школы тренируются меньше, чем дети из более благополучных клубов в среднем на один период матча, поэтому часто юных «нефтехимиков» не хватает на всю игру. Целиком и они уступают той же школе «Ак Барса» по всем возрастам. Они вынуждены тренироваться в стареньком, холодном дворце спорта без комфортабельных раздевалок. Существует проблема с душем и даже туалетом. В таких условиях воспитать игрока уровня КХЛ само по себе подвиг. Самое ужасное, что такая проблема существует повсеместно, не только в Нижнекамске. Поскольку клубы КХЛ для нормальной конкуренции в чемпионате вынуждены тратить баснословные суммы на контракты игроков, фактически, ничего не оставляя для развития и улучшения инфраструктуры собственных школ. Такое положение дел приводит к ветшанию ДЮСШ, а поток «шабашников» только увеличивается. При этом средний уровень молодёжи стоит на месте. Это проблема всего российского хоккея.
Если небогатые клубы КХЛ будут вкладывать в свою школу хотя бы по 5 — 10% от собственного годового бюджета на протяжении 4 — 5 лет, то через 10 лет клуб сможет существенно экономить за счет собственных, квалифицированных игроков. Сейчас, в среднем, школа «Нефтехимика» готовит одного-двух игроков уровня КХЛ с каждого возраста. Это в лучшем случае. Если таковых будет хотя бы по три в год, то необходимость в легионерах и дорогостоящих россиянах отпадёт сама собой. Но это только при условии стабильного финансирования на протяжении долгих лет.
4. СДЕЛАТЬ ЛИГУ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ
В подавляющем большинстве случаев клуб КХЛ — это заведомо убыточное мероприятие. Сотни миллионов рублей ежегодно уходят в никуда. Окупаемость большинства команд на уровне 5 — 10%, в редких случаях 30% за сезон, если говорить о европейцах. В исключительных командам удаётся сработать в ноль. То есть, коммерческого смысла вкладываться в хоккей нет вообще никакого. Всё равно, что деньги бросать в печь.
Почему в Канаде так много хоккеистов? На хороших хоккеистов есть спрос у клубов НХЛ. На хорошем хоккеисте, например Джоне Таваресе, можно делать деньги. Канадские звёзды появляются не потому, что у них тренеры лучше или они генетически более предрасположены к хоккею, а просто потому, что больше людей играет в хоккей, точнее, порядка 30 тыс. команд с полумиллионом хоккеистов. Из такого количества игроков каждый год обязательно будут появляться всё новые и новые Кросби, на которых можно зарабатывать миллионы долларов.
В Северной Америке зарабатывать на жизнь, играя в хоккей, гораздо проще. Команд в сотни раз больше, чем в России. У нас же, в лучшем случае, только один из десяти сможет зарабатывать себе хоккеем на жизнь. Это большой риск. Если спортсмен до 20 лет только играет в хоккей, то, чаще всего, он больше ничего делать не умеет и, если он ничего в спорте не добьётся, то его удел — завод. Такая перспектива для своего чада отпугивает родителей и это ещё одна причина отсутствия массовости. Она появится только тогда, когда в России научатся зарабатывать деньги на хоккее. Будет спрос, будет и производство. В нашем случае, производство это продукт в виде высококлассных хоккеистов, которых проще заполучить из огромного числа ледовых бойцов, как это происходит в Северной Америке. К сожалению, с таким маркетинговым подходом, который мы часто видим в КХЛ, и с такими зарплатами хоккеистов, коммерчески привлекательной лига станет не скоро, а может и не станет вообще.