Юрий Максимов, тренер баскетбольной команды БГАУ: «Земфира могла играть в сборной России»

В Казани прошёл «Финал восьми» международной студенческой баскетбольной лиги. Студенты из Уфы не добилась в столице Татарстана больших успехов, однако именно наставник команды БГАУ Юрий Максимов заинтересовал редакцию «БИЗНЕС Online». Не каждый тренер может похвастать тем, что его ученица собирает целые стадионы на своих выступлениях. У Максимова такая воспитанница есть — это отечественная рок-звезда Земфира, игравшая по его руководством в конце 80-х — начале 90-х годов. Наш корреспондент поговорил с «коучем» об игровых достоинствах юной разыгрывающей Земфиры Рамазановой, несостоявшейся спортивной карьере будущей звезды из-за поступления в местный институт культуры и собственных музыкальных пристрастиях.


ШЕСТИКЛАССНИЦА ЗЕМФИРА: «ВОТ БАБЫ ДУРЫ! ВСЕ, КРОМЕ МЕНЯ!»


33864.jpg

Земфира на концерте в Казани


— Юрий, на страничке в Википедии знаменитой певицы вы упоминаетесь как баскетбольный тренер Земфиры Рамазановой.

— Было дело. В классе четвертом она пришла в спортивную секцию, а уже год спустя Рамазанову перевели в баскетбольный спецкласс. Сразу видно было, что толк из нее выйдет, такая шебутная девчонка росла. Случается такое, что человек тяжелый в понимании, что с ним не делай, как не работай, а толку не выйдет. Здесь же были видны перспективы. В целом хороший оказался выпуск 1976 года рождения. С которым мы выигрывали первенство Башкирии и РСФСР, дважды становились призерами первенства СССР. Земфира капитанила и в республиканской сборной, и в команде РСФСР. Помимо этого, она закончила общеобразовательную школу, если я не ошибаюсь, всего с одной четверкой. Плюс, закончила музыкальную школу с отличием.

— Эдакий Юлий Цезарь в юбке. Человек, который способен был хорошо заниматься тремя делами одновременно.

— Что-то типа того. В «музыкалку» она поступила на год или два раньше, чем пришла в баскетбол. Не помню на какое отделение, но, что не вокальное, это я ручаюсь. Такой одаренный от природы человек. Она экономила время на том, что практически не готовила домашнее задание, успевая все сделать на уроках. Схватывала заданное сразу. Настолько легко это у неё получалось, что другим удивлялась. Как-то прихожу на тренировку, а она тогда училась в шестом классе. «Вот, — говорит мне, — бабы дуры! Одна наша баскетболистка всю ночь учила домашнее задание, готовилась к нему, а все равно ответила только на четверку». Я спрашиваю: «Что, все бабы дуры?» Она говорит: «Да все… Кроме меня!»

— Почему же она ушла из спорта?

— У Земфиры был стопроцентный шанс продолжать спортивную карьеру, но этому воспрепятствовали несколько обстоятельств. Когда ей было 17 состав уже сборной России отправился в Америку. Вы представляете, девчонки в 1993 году летят в Америку. Все, кроме Земфиры. Ох, она обиделась. Хотя, как потом выяснилось, это была практически частная поездка, которую оплатил один из состоятельных родителей московской баскетболистки. Взяли в состав команды ее подруг по секции, усилили команду парой девочек из Питера. А нашей место в составе не нашлось. Ну, ничего страшного, это их частная поездка. Но мы же тогда этих нюансов не знали.

Помимо этого, у меня была договоренность о ее поступлении на учебу в авиационный институт. А она, уж не знаю, что случилось в тот день, завалила экзамен. И все! Взяла документы, перешла через дорогу, сдала их в институт культуры, поступила, и, прощай, баскетбол. Сейчас-то понятно, что и слава Богу! Потому, что я шучу, когда говорю на родительских собраниях родителям учеников, мол, не проявят себя детишки в спорте, отправлю их на эстраду (смеётся).


КАК ЗЕМФИРА ОБЫГРАЛА БУДУЩУЮ ЗВЕЗДУ БАСКЕТБОЛА


0813925a19c30f8a901f277a38704524.jpg

Земфира Рамазанова (справа)


— А до какого уровня могла дорасти баскетболистка Рамазанова?

— До самого высокого.

— До женской NBA?

— Нет, это все-таки дело «темненьких», там другая баскетбольная планета. До уровня сборной могла дойти, если бы решила несколько своих проблем, в частности, подтянула физические данные, и преодолела порог, разделяющий детский спорт от профессионального. Прекрасный дриблинг, высокий игровой интеллект, у Земфиры все это имелось в наличии.

Расскажу историю насчет ее дриблинга. Мы с командой приехали на «Кубок Севера», который проводился в Северодвинске. И там организаторы решил провести конкурс среди разыгрывающих. Участвовали только мальчики. А мы к тому времени уже разучивали дриблинг, финты, все прочее, ведение мяча из-за уха, из-под ноги, двумя-тремя мячами, и так далее. Все тренеры команд девочек договорились помочь Земфире, что-то ей подсказывать, куда двигаться, подобрали музыкальное сопровождение и заявили ее вне конкурса. И в финале, по мнению жюри, Земфира обыграла не кого-нибудь, а самого Шарунаса Ясикявичюса (будущая звезда литовского баскетбола, 4-кратный победитель Евролиги, — ред.).

Но… Он получил призовые, а мы, как вне конкурса, вымпел за первое место. Вот так.


«ЛУЧШЕГО ПРОВОДНИКА ИДЕЙ НА ПЛОЩАДКЕ У МЕНЯ НЕ БЫЛО»


— Возвращаясь к ее спортивному прошлому. Она играла разыгрывающего защитника, а это не только умение водить мяч, но и запоминать большое количество комбинаций. Как у неё обстояло дело с этим?

— Хорошо. Я всегда говорю, что разыгрывающий — это проводник тренерских идей на площадке. В этом отношении Земфира стала лучшей ученицей за все годы моей тренерской работы. Я считаю, что лучшего проводника моих идей не было. Это замечал не только я, но и директор нашей спортшколы, который любил говорить: «Рамазанова — компьютер этой команды».

Земфира запомнилась своей исполнительностью, но и характером. Помню, она была против одной из комбинаций. Отработала её, выполнила свою задачу, а человек, который должен был завершать атаку, не смог этого сделать. Земфира пошла ко мне и только сказала: «Я всё сделала!» Пришлось признать её правоту и отказаться от наработки этой комбинации. Но это, хочу заметить, было не в силу скандальности характера, ни в чем подобном она не была замечена. Просто человек, оставаясь при своём мнении, выполнял все требуемое от него от и до. При этом и она, и другие получали от меня по полной программе.

— Вы — баскетбольный Николай Карполь также суровы с воспитанницами?

— В миниатюре. Все-таки, надо помнить, что у меня играли только девочки, и не все слова великого и могучего русского языка можно было употреблять в общении с ними. Видимо, я чему-то их научил, если человек пять из этого выпуска выступали впоследствии на профессиональном уровне, во втором по силе дивизионе российского баскетбола.

— Собираетесь вместе с выпуском Рамазановой?

— Бывает, бывает. У нас есть восемь девчонок, хотя, какие они девчонки, у всех семьи, есть и те, у кого по трое детей. Они меня сами находят, когда просыпается желание встретиться, посидеть, вспомнить, поделиться новостями. Такие встречи могут происходить в разное время года, по обоюдному желанию. Но сразу, опережая ваш вопрос, скажу, что года с 2006-го звезда российского рока на этих встречах не бывает. Вообще, примерно с этого времени у нас и общение прекратилось. Не поругались, нет, просто у неё сейчас свой круг общения.

— Круг можно и поменять, но навсегда с любимым в детстве занятием не расстанешься. Не слышали, выходит она на площадку?

— Поговаривают, что да. Не то, чтобы поиграть. Побросать, как у нас профессионально выражаются. Что называется, «чтобы руки помнили» .


ЗЕМФИРА ЗНАЛА КЛАССИКУ РОКА ЕЩЕ С КЛАССА ПЯТОГО


— За успехи своих учеников тренеры получают звания, награды. У вас было какое-нибудь поощрение за подготовку Земфиры?

— А каким оно может быть? Ждать звания заслуженного продюсера разве что (смеется). Хотя, я помню, как она подошла ко мне в пятом классе, когда уже весь Союз «подсел» на «Ласкового мая», и спросила: «Какая мне музыка нравится?» Пока я думал, вспоминал, она мне назвала свои любимые группы: Led Zeppelin, Deep Purple, Nazareth. Оказалось, что мы и в плане музыки разговариваем на одном языке.

— А как вы относились к творчеству вашего общего соседа Юрия Шевчука?

— Скажу по опыту тех лет. Вначале он Земфире нравился. А потом, как я понял, нравиться его песни перестали. Что касается меня, то я изначально не понимаю, что это за понятие такое — российский рок. Поэтому мне песни Шевчука, как и его российских коллег по року душу не грели. Увы, но и песни Земфиры тоже. Вот западный классический рок — это да. А на русском я лучше шансон послушаю. Что называется, для души, под рюмочку, сигаретку. Милое дело.

— Как удается сохранять интерес к команде в городе, ориентированном на хоккей, и не имеющем профессиональную баскетбольную команду.

— Как раз интересом к нашему виду спорта мы не можем похвастать. Содержание баскетбола целиком лежит на фонде «Урал», созданном при содействии бывшего президента Башкортостана Муртазы Рахимова. К сожалению, ни нынешние власти, ни коммерческие структуры не поддерживают башкирский баскетбол. А ведь в нашей республике выросло немало игроков, впоследствии выступавших в сборных страны по разным возрастам.

— В Казани часто бываете?

— Еще два года назад победил в Казани на спартакиаде сельскохозяйственных и аграрных вузов, возглавляя женскую команду Уфы. С тех пор поменял ориентацию (смеется). Уточните, что это шутка.

Джаудат Абдуллин