Прошло две недели после приезда в Казань московского «Спартака» и армии его поклонников, а последствия «нашествия» обсуждаются на всех уровнях. Предыстория вам известна. «Рубин» в самой концовке вырвал волевую победу, семь (!) тысяч болельщиков «народной» команды разъехались по всем направлениям, жертв и разрушений не случилось и, как пишут в титрах, завершающих фильм «ни одно живое существо не пострадало». Следы футбола в Пасхальное воскресенье в виде прочно приклеенных стикеров и по сей день можно встретить на стенах и дорожных знаках — когда 1 мая я поехал на дачу, то невольно вздрогнул, увидев надпись «Спартак» на ограде садового поселения в Борисково — неужели они и сюда добрались? Присмотрелся, отлегло — СПК «Спартак» означало видимо «садовый кооператив» или что-то в этом роде… Так вот, все вроде затихло, но через неделю на деловом понедельнике у мэра разорвалась, образно говоря, петарда, которую на переполненной красно-белой трибуне мы так и не дождались… Градоначальник потребовал доклада от руководителей, отвечающих за поддержание порядка в столице республики, какова была их реакция на массовую демонстрацию «спартачей» на улице Баумана за несколько часов до матча.
Я прекрасно понимаю всю озабоченность главы городской администрации — не каждый день толпа в тысячу человек с фаерами, баннерами и флагами проходит маршем по самому сердцу древнего и красивого города. Ильсур Раисович ратует за порядок и спокойствие, за то, чтобы каждый день и тем более воскресный и тем более светлый и праздничный Казань и ее центр оставались одной большой зоной семейного отдыха и это совершенно верно, это подход неравнодушного к своему городу человека. Мэр потребовал (прошу извинить за тавтологию) принятия жестких мер против спартаковских фанатов, обращения в РФС и так далее, в ответ свое слово сказали сами фанаты, чуть ли не потребовав исключить наш клуб из первенства страны. Колесо завертелось. Но давайте подумаем реально — а как можно было предотвратить и этот марш и «стикеризацию» города? И честно ответим: да никак. Приведу пример из личной жизни.
Над квартирой моей супруги, в которой она живет с дочкой-второклассницей, как поется в песне, «поселился замечательный сосед». Сначала все было тихо, а потом выяснилось, что это тяжело больной психическим расстройством человек. Он состоит на учете, его периодически «забирают» на лечение, но с недавних пор болезнь усугубилась, обострения стали не только весенними, а «всепогодными» и жизнь всех соседей превратилась в ад. Кое-кто уже обменял или продал квартиры и съехал, у нас такой возможности нет. Так вот, закон сейчас полностью на стороне таких людей. Обращения в органы правопорядка, МЧС, бригады скорой помощи
Я к тому, что нет у нас превентивного правосудия. Это в Израиле моего хулиганистого приятеля, как только он поднял голос на пожилую маму, по звонку соседей приехали и на полгода посадили в камеру тюрьмы Хашарон полицейские. Я был у него на свидании, разговаривали как в американских фильмах, по телефону через толстое стекло — теперь парень шелковый, свои российские привычки мигом забыл. А здесь… Считаю, что казанские полицейские сработали образцово. Они контролировали этот марш, они были готовы все эти выходные пресечь любые нарушения общественного порядка фанами, которые буквально оккупировали центр города. Больше этого они сделать не могли. Не было разрешения на шествие? А кто должен был подать заявку на его проведение? Спартаковское объединение «Фратрия»? Но на матч съехался «мясной» люд со всей страны, и организованные и неорганизованные. Уверен в одном: если б им, подогретым великолепной погодой и алкогольными парами, запретили марш, последствия были бы самыми печальными. Конечно, до Одессы, где футбольные фанаты были в первых рядах душегубов, не дошло бы, но, боюсь, одними отломанными Зилантами в Парке тысячелетия дело точно могло не ограничиться.
Хотим мы или не хотим, «Спартак» действительно является «народной командой». Орде их болельщиков нельзя запретить проявление эмоций и единственный вариант — жестко держать ситуацию под контролем. Никакие Законы о болельщиках ничем здесь не помогут. Силовой ответ на провокации, как это было, к примеру, в прошлом году на стадионе «Шинник» в Ярославле на кубковом матче, только усугубят ситуацию. «Спартак» и его фанаты — неизбежное зло, бороться с которым можно только тогда, когда оно начинает действовать. Скоро истекает три месяца, как наш сосед вернется из психиатрической лечебницы. Через где-то пол-года (как уж решит календарь следующего футбольного сезона) «Спартак» приедет на очередной матч в Казань. Мы и наши нормальные соседи, обойдя все инстанции, теперь знаем, что надо делать, когда наш сосед сверху начнет вновь «колобродить». Казанская полиция приобрела хороший опыт знаний и поведения в случае, если болельщики народной команды тоже начнут «колобродить». А стикеры? Я бы даже не удалял их все до следующего сезона. Чтобы люди были бдительны и помнили: Неизбежное Зло, увы, периодически возвращается!
Александр Норден