Казань становится федеральным спортивным центром России. «Наследие Универсиады», то есть, спортивные объекты, построенные к стартам 2013 года, все более активно используются в подготовке различных сборных. Очередным посетителями Казани стали представители гребного спорта. 60 лучших гребцов страны и 27 тренеров и специалистов, обеспечивающих тренировочный процесс, проведут в структурном объекте Поволжской академии спорта сборы в течение мая, с одним из наставников, многократным чемпионом мира Валерием Досенко побеседовал спортивный корреспондент «БИЗНЕС Online».
«УНИВЕРСИАДА В КАЗАНИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕВЗОШЛА ОЛИМПИАДУ 2012»
Валерий Досенко
Молодежный состав сборной по академической гребле задержится в Казани до 6 июня. В составе «молодежки» будет тренироваться и студент Поволжской академии спорта и туризма Антон Куранов. Что касается национальной сборной, то по завершении подготовки основной состав сразу отправится на чемпионат Европы в Белград (Сербия). В качестве старшего тренера команды парного весла в Казань приехал четырехкратный чемпион мира по академической гребле Валерий Досенко, с которым пообщался корреспондент спортивной редакции «БИЗНЕС Online».
— Я здесь во второй раз. Впервые побывал в прошлом году, на стартах Универсиады, — пояснил Досенко. — Тогда я был в Казани в качестве главного тренера сборной Украины. Выступили мы довольно удачно, заняв второе место в общекомандном зачете. Но противостоять в Казани сборной хозяев было практически невозможно, настолько сильный состав стартовал в студенческой сборной России.
Естественно, что тогда не было времени на то, чтобы рассматривать местные красоты, все-таки, цель приезда была в ином. Но воспоминания о том изумительном приеме, прекрасной организации, слаженной работе волонтеров, все это сталось. Естественно, поразил центр гребли, вся имеющая здесь инфраструктура.
Я был участником двух Олимпиад в составе двух сборных. В Сеуле стартовал в составе сборной СССР, в Барселоне защищал цвета сборной СНГ, мог сравнивать свои нынешние впечатления с теми воспоминаниями. Кроме этого, слышал высказывания от тех, кто стартовал на Олимпиаде в Лондоне, и говорил, что Казань по организации была выше Олимпиады 2012 года.
— И как случился ваш переход в сборную России?
— В руководство федерации гребного спорта России пришли люди, с которыми я сталкивался еще во времена спортивной карьеры. Мы присматривались друг к другу, имею в виду того же Вениамина Бута, с которым мы были в составе сборной с 1984 по 1992 годы. Сейчас она стал президентом федерации гребного спорта России. Федерация искала тренера на «парную группу». Но не хочу, чтобы у людей создалось впечатление, что меня пригласили по старой памяти, по знакомству. Работая в составе сборной Украины, мы достигли определенных успехов. Мои воспитанники становились чемпионами мира 2011 года, в прошлом году они финишировали на «мире» четвертыми.
У нас состоялся разговор с президентом Федерации, с главным тренером сборной Сергеем Верлиным. Они обрисовали перспективы, об имеющейся для работы инфраструктуре долго рассказывать не пришлось, воспоминания о Казани были свежи в памяти. На Украине такого не было. Я имею в виду и условия работы, и управленческой команды, столь сплоченной и прекрасно понимающей перспективы развития нашего вида спорта в стране. В целом команда работает на одну цель — научная группа, врачи, массажисты. Философия выстроена следующим образом, что все должно делаться для спортсменов, для того, чтобы они могли максимально раскрыться.
Все это помогло усилить работу и основной, и молодежной сборной. И оценить плоды нашей работы мы сможем очень скоро, вначале на чемпионате Европы, а потом и на мировом первенстве.
«ПОДГОТОВИЛ КОНКУРЕНТОВ НА СВОЮ ГОЛОВУ»
— Тот же Верлин, главный тренер сборной, в бытность свою спортсменом, занимался другим видом гребли — на байдарках и каноэ. Это нормальная практика, когда тренирует специалист из немного другой области?
— В отношении Верлина хочу заметить, что это очень талантливый организатор, хороший руководитель. При этом, мы в процессе своей работы не ограничены какими-то рамками, имеем возможность экспериментировать, лишь бы это давало свой результат. Наша комплексно-научная группа взаимодействует с сотрудниками Поволжской академии спорта. Спортсмены проходят обследование в стенах фкадемии.
— Конкретизируйте, пожалуйста, кого из учеников, известных в мире гребли, вы воспитали.
— Если говорить о фамилиях, то Иван Довгодько, Александр Надтока. Сейчас они станут нашими основными конкурентами на европейском чемпионате.
— Получается, что вырастили на свою голову.
— (Смеется). Получается, что так. Иван Футрик, Дима Михай, Юра Иванов, Артём Морозов — все они входят в сборную Украины, и являются серьезными конкурентами россиян.
«Золотая» четверка Афин во главе с Сергеем Федоровцевым
— Если говорить уже о членах сборной России, то многолетним лидером четверки является олимпийский чемпион 2004 года Сергей Федоровцев.
— Да, он, также в состав четверки входят Владислав Рябцев, Вячеслав Михайлевский, Денис Клешнев. В этом составе они отобрались на чемпионат Европы, в целом, состав этой четверки немного поменялся, по сравнению с предыдущими крупными международными соревнованиями, в частности, с Олимпиадой. После чемпионата Европы наши гребцы снова сядут в одиночки, и будут отбираться на участие в чемпионате мира. У нас практикуется система отбора через одиночки.
— В каком экипаже казанский спортсмен Артем Косов?
— В восьмерке, в группе английского специалиста Майкла Спраклина. Это тренер, первая величина в мире гребли, воспитавший 11 олимпийских чемпионов. Мы рассчитываем и на хорошие результаты в новом составе восьмерки, которая сейчас находится на хорошем ходу. Впрочем, так можно говорить о каждом составе наших сборников, тренирующихся в Казани, которая обеспечила все условия для работы.
— Кроме одного. До сих пор (разговор состоялся 8 мая, — ред.) достойные условия не может обеспечить небесная канцелярия.
— Мы, гребцы, народ неприхотливый. Могу сказать по своему опыту работы в Китае, подчас мы выходили на тренировки в куда более сложных условиях (смеется). На «югах» тоже дует, в том же Ростове-на-Дону. Идеальной погоды нет нигде.
Что касается Казани, то года через три-четыре здесь должны появиться спортсмены, которые уже в массовом порядке будут привлекаться в состав сборной. При таких-то условиях. Уже со следующего года я планирую начать работу с местным воспитанником Азизовым.
Следующий шаг — работать с теми, кого готовит Поволжская академия спорта. В гребле, как и во многих видах спорта, есть проблема с тренерскими кадрами. Для начинающего специалиста должен быть определенный «социальный пакет», достойная зарплата, перспектива роста, чтобы он начал давать результат. Надо понимать, что в гребле на уровне детского спорта очень сложно работать в плане селекции. Всех мало-мальски рослых детей, во всяком случае, так было на Украине, уже приглядели с раннего возраста специалисты из игровых видов спорта.
«КЕМБРИДЖ И ОКСФОРД: УЧАТСЯ, КАК СТУДЕНТЫ, ТРЕНИРУЮТСЯ, КАК ПРОФЕССИОНАЛЫ»
— Когда вы выступали в единой сборной СССР, на Украине что-то знали о гребцах из Татарии. Ведь они в то время входили в состав сборной РСФСР?
— Я знаю, что из Казани Шамиль Агеев, бывший президент федерации гребли, Андрей Сорокин, который сейчас работает здесь тренером. Кто еще из «татар» был? Лидия Аверьянова, Инга Шамрай, тренер Сергей Ульянов. Я их хорошо знал по соревнованиям на ЦС «Динамо», когда они представляли «Динамо» Казань, а я выступал за «Динамо» (Херсон).
Правда, долго выступать нам не давали. В советские времена была такая конкуренция, что если ты в свои 24 года не достиг звания чемпиона мира, то тебя исключали из состава сборной. Это сейчас, и наука доказала, и мировая практика продемонстрировала, что гребля — спорт зрелых людей. Если ты достиг какого-то серьезного уровня, целеустремлен, работоспособен, то можешь удерживаться на высоком уровне лет до 38.
— Вернемся к тем, кто еще только делает свои первые шаги в спорте. Академическая гребля интересна тем, что одними из самых заметных стартов в календаре является заезд восьмёрок английских университетов Оксфорда и Кембриджа, по сути, студенческих команд.
— Ну, со временем, там только оболочка осталась студенческой. Сейчас гребцы из этих команд, являясь студентами названных вузов, работают под руководством профессиональных тренеров не менее трех-четырех раз в неделю. Сейчас команду каждого из этих вузов можно называть полупрофессиональной командой. Если говорить о перспективах, к примеру, команды Поволжской академии, то здесь можно вырастить восьмерку, которая способна будет побежать на стартах студенческих чемпионатов мира.
— И последний вопрос. На Олимпиаде в Сочи хозяева ввели в программу стартов несколько новых дисциплин. Те же командные старты фигуристов, эстафета в санном спорте. В гребле, я мог наблюдать на одной из президентских регат в Казани в 2012 году, тоже есть своя эстафета. И она со стороны смотрится весьма захватывающе, когда ситуация меняется с каждым новым заездом — одиночек, двоек, четверок и восьмерок. Нет ли желания у международной федерации гребли ввести такую эстафету в программу чемпионатов мира?
— Нет. Подобный старт, может быть, интересен, как элемент шоу, но, что касается чемпионатов по гребле, то на них идет определенный отбор участников. Нет гегемонии каких-то из стран, которые могли бы привозить целые команды, и формировать из них участников подобных эстафет. В одиночке лидируют представители одной страны, в двойке другие — чехи, хорваты, немцы, новозеландцы, американцы, китайцы. Так что такие старты на крупных международных стартах можно делать не более, чем демонстрационными.