Сегодня казанский «Синтез» стартует в финале чемпионата России по водному поло. Соперник привычный и принципиальный — «Спартак-Волгоград». Действующий чемпион страны, обладатель Кубка России и еврокубка ЛЕН Трофи и волжский сосед. Перед встречей двух сильнейших на данный момент ватерпольных клубов страны корреспондент спортивной редакции «БИЗНЕС Online» взял интервью у директора ВК «Синтез» Кирилла Макарова.
«ВОЛГОГРАД ВЕДЕТ СЕБЯ НЕ САМЫМ ЛУЧШИМ ОБРАЗОМ»
Адель Латыпов
— Что вы можете сказать по дисквалификации волгоградцев Аделя Латыпова и Артема Ашаева?
— Сложно комментировать. Опять же — есть предпосылки и за и против этого решения. Сейчас муссируется тема, что дисквалификация была вызвана интригами Казани. Господь с вами, даже, захоти мы этого, Казани просто некем было бы «продавливать» такое решение. У нас нет людей в президиуме Федерации, наиболее близкий к ватерпольному руководству человек — это Ирек Зиннуров, на данный момент третий по рангу тренер национальной сборной.
Мы никак не могли влиять ни на эту ситуацию, ни на вопрос о допуске — не допуске Волгограда к чемпионату страны.
— Хорошо, рассмотрим этот вопрос со стороны.
— Со стороны, честно скажу, Волгоград ведет себя не самым лучшим образом.
— Помнится, на это сетовал и Зиннуров, когда был главным тренером молодежной сборной, и сталкивался с проблемами приглашения волгоградских игроков в состав своей команды.
— Да, было. Волгоград, действительно, всегда был проблемным для наставников различных сборных, разве что, за исключением национальной, когда ее тренировал Владимир Карабутов, являющийся одновременно, главным тренером местного «Спартака».
Возвращаясь к нынешней ситуации. Мы должны были играть с Волгоградом два перенесенных матча на фоне того, что восемь игроков казанской команды отлучались на сборы национальной дружины, а спартаковцы спокойно готовились к нашему противостоянию. Просто проигнорировав вызов их игроков в сборную. И так происходило в течение всего сезона. Понятно было бы, если бы они, как и «Синтез», в частности, были бы частной командой. Мы не получаем ни копейки бюджетных денег, а Волгоград — это ГАУ, государственное автономное учреждение. Государственное, значит, будь добр, мысли соответственно, отрабатывай бюджетные средства. И не меняй ты риторику на 180 градусов. Когда был главным тренером сборной волгоградский наставник, то принцип был: «Всё в интересах сборной». А сейчас игроки напрямую говорят тренеру сборной: «Мы не будем играть под вашим руководством». Как так можно? А ребят жаль. Потому что эти слова, как мне кажется — это не их самостоятельное решение.
— Два года дисквалификации означают, что они должны пропустить домашний чемпионат мира. Есть замена?
— Мало того, что чемпионат домашний, так еще это дает нам шанс, наконец-то, отобраться на Олимпиаду. Для чего есть все предпосылки. Ну, если в клубе того же Латыпова можно в одночасье заменить Аксеновым, то в сборной этот номер не пройдет, так как Аксенов заигран за Казахстан. Что делать? Мне кажется, что в итоге срок дисквалификации скостят. Но и Волгограду надо менять свои взаимоотношения с федерацией, это же очевидно. Наконец-то пришел главный тренер, который, будучи освобожденным, не продвигает интересы какого-либо из клубов-участников чемпионата России. Теперь наша задача консолидироваться вокруг этого человека, и осуществить общую мечту — достойно сыграть на домашнем чемпионате мира и завоевать путевку на Олимпиаду. Только вместе можно добиться результата, а его отсутствие серьезно сказывается на внимании к нашему виду спорта. Чего бы клубы не добивались на международном уровне, основное внимание все равно будет к сборной страны. Кому нужна открытая конфронтация одного из ведущих клубов страны с федерацией?
Эпизод матча «Синтез» — «Спартак-Волгоград»
«Я ВИДЕЛ РЕГЛАМЕНТ КХЛ. ТАМ КНИГА С ПАЛЕЦ ТОЛЩИНОЙ. А У НАС ТАКОГО ПРОСТО НЕТ»
— Помнится, подобная конфронтация была и у «Синтеза», который не был согласен с решением федерации сократить количество легионеров с трех до одного?
— В то время мы заняли жесткую позицию по отношению к решениям Федерации о сокращении количества легионеров, но нас никто не поддержал из других команд. Ни Москва, ни Чехов, ни Волгоград, в том числе, и потому, что играл без легионеров.
Я и сейчас не согласен с этим решением, и продолжаю оставаться поборником того, чтобы в чемпионате можно было бы играть тремя легионерами. Но, если еще и Казань встала бы оспаривать решение федерации, тогда в нашем водном поло наступил бы настоящий хаос. Я этого не хочу, да и никто не хочет. Мы подчинились общему решению, хотя могли бы найти поддержку и у своего руководства, и руководства Министерства спорта Татарстана, благо, команда была «на коне», выиграв и чемпионат страны, и Кубок ЛЕН Трофи. То есть, находились на тех же позициях, на которых сейчас стоит Волгоград. Там же чувствуют поддержку в лице руководства области, довольного, в частности, итогами заканчивающегося сезона.
Проблема федерации в том, что не все жестко прописано в нашем регламенте. Это же ужас. В полуфинале мы играли с «Динамо» и всё заранее согласовали, и время игр, и время тренировок, как в Москве, так и в Казани. Все, как и должно быть. А с Волгоградом как? До последнего момента они не присылали нам расписание тренировок. В итоге, прислали, там значилось, что мы должны в день приезда в Волгоград тренироваться в 21:30. А на следующее утро, в день первой игры, время тренировки было назначено на семь утра. Это нормально? Я звоню в федерацию — как так? Оттуда отвечают, у нас регламентом не предусмотрено вмешиваться в подобные детали. Менять надо такой регламент.
Ирек Зиннуров
И эти проблемы у нас всегда только с Волгоградом, из года в год. При том, что они играют в собственном бассейне, где могут самостоятельно назначать любое время и для матчей, и для игр. Я помню, когда в 2006—2008 годам мы соперничали со «Штурмом» за чемпионство, но никогда подобного издевательства по отношению друг к другу у нас не было. Я видел регламент КХЛ — это книжка в палец толщиной, где подобные проблемы не возникают просто потому, что там все прописано. Пропиши у нас все необходимое, обозначь санкции в случае невыполнения написанного, и проблемы отпадут сами собой. Если формально копнуть, то «Спартак-Волгоград» не должен был играть в нынешнем чемпионате, так как, федерация дисквалифицировала обе мужские клубные команды. Но потом «отыграли» это решение обратно, в результате конфронтация продолжается. Потому, что Волгоград прочувствовал, что может продавливать нужные им решения.
— Вернемся к дисквалифицированным? Чем они будут заниматься во время своего вынужденного простоя?
— Тренироваться. Играть-то они не могут. Как тренировались наши Зимин, Шепелев, когда «накуролесили» на сборе юниорской сборной. Как тренируется дисквалифицированный на данное время Алексей Ашаев, старший брат Артема Ашаева. Россия — не такая богатая в плане водного поло держава, чтобы разбрасываться игроками уровня сборной.
«ШТУРМ» ПЛАНИРУЕТ ВЕРНУТЬСЯ
Кстати, в следующем сезоне мы можем наблюдать старый-новый «Штурм». По слухам, там обеспечен неплохой бюджет, и в подмосковную команду должны будут вернуться почти с десяток игроков команды, отданных на год в аренду в другие дружины российского чемпионата. Выступать команда снова будет в Чехове, где начинала, и откуда переехала потом в Рузу. Контракты со «Штурмом» закончились только у Рыжова-Аленичева, выступающего у нас, и двух нынешних игроков волгоградского «Спартака».
Алексей Рыжов-Аленичев
Что касается нас, то будем вести переговоры и с Иваном Нагаевым и с Владиславом Тимаковым, которые провели последний сезон в казанской команде. Будем разговаривать, держа в уме возможное увеличение числа легионеров.
— Легионеров хотят сокращать и в хоккее и в футболе. И кажется, что это также вопрос из области политического.
— Надо решать его, на мой взгляд, из чисто математического подхода. Сколько легионеров в футболе разрешено выпускать — семь человек. Больше, чем половина команды на поле. В хоккее пятерых, а это четверть. Даже в успешном волейболе двоих, треть из числа игроков на площадке. А у нас один из семи возможных.
— Волгоград может возразить, что и без легионеров команда выиграла Кубок Европы.
— Нам это нужно и для клубов, и для сборных. Для клубов, потому что это автоматически снижает уровень затрат. Легионеры, даже самого хорошего уровня, меньше получают, чем наши игроки, даже худшего уровня, но которых некем заменить. Для сборной польза в том, что легионеры увеличивают уровень конкуренции. Легионеры, наконец, учат и на своем примере, а подчас и на самом деле учат своих партнеров по команде. У нас, таким образом, подтягивал молодежь Деян Савич, а сейчас Душко Пьетлович.
Притом, что приглашались в Россию всегда игроки мирового уровня. Никто здесь не отсиживал на скамейке запасных. И все, кто играл в Казани — это настоящие «иконы» профессионального отношения к делу, которого, увы, очень не хватает многим россиянам. Тот же Волгоград в скором времени тоже встанет на нашу позицию, вынужден будет встать, потому, что команда там объективно «стареет». Уже несколько лет там никого не могут «поднять» из второй команды в первую. Будь у нас три легионера, я бы уже сейчас подтягивал в основную команду юниоров 1997—1998 года рождения. Три легионера, четыре-пять российских сборников в основе, и смело можно пробовать рядом юниоров.