Павел Занозин, «НТВ-Плюс»: «Наша сборная не имеет права на ошибку»

В своей колонке «Взгляд из Москвы» комментатор «НТВ-Плюс» и футбольный эксперт спортивной редакции «БИЗНЕС Online» Павел Занозин пытается разобраться в том, как сборной России прожить без Романа Широкова, и оценивает шансы нашей команды на чемпионате мира.


«МОГИЛЕВЕЦ ПОЯВИТСЯ НА ПОЛЕ В КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ»


25695.jpg

Полузащитник «Рубина» Павел Могилевец


Итак, сборная России отправляется на чемпионат мира без своего капитана. Без самого полезного атакующего игрока команды. Без безусловного лидера на поле и в раздевалке. Короче, без Романа Широкова. Не мы первые, не мы последние. Франция горюет по поводу травмы Франка Рибери, Колумбия ищет человека, который сможет заменить Радамеля Фалькао, Италия на ровном месте теряет Рикардо Монтоливо, а Германия остается без Марко Ройса (теперь коллегам не придется придумывать новые варианты произношения его фамилии). Всех этих футболистов нам будет не хватать на мундиале с эстетической точки зрения. А Широкова — еще и с болельщицкой. Потому что — ну как же мы без него? Вокруг Романа строилась вся игра команды Капелло, в этой сборной именно он отвечал за нестандартные ходы, он зажигал и показывал правильный пример. Теперь вопрос в том, как за 10 дней безболезненно заменить, пожалуй, самую важную деталь нашего командного механизма. С заменой в составе все понятно — вместо Широкова на чемпионат мира едет Павел Могилевец, с чем молодого хавбека «Рубина» можно и нужно поздравить. Но на поле он появится, думаю, только в самом крайнем случае.

По замыслу Капелло функции Широкова должны поделить между собой Виктор Файзулин и Олег Шатов. В последнем товарищеском матче против Марокко получалось это у них, в общем, так себе. Но наш тренер известен своим упорством и верой в определенных футболистов, а значит, еще пара шансов у питерских полузащитников обязательно будет. Хотелось бы, чтобы возможность проявить себя получил и Алан Дзагоев, который в прошедшей серии товарищеских матчей ни разу не вышел в стартовом составе. Он умеет быть ярким и нестандартным, только если ему доверяют — но вот как раз доверием дон Фабио плеймейкера ЦСКА не жалует.

Впрочем, к тому, что Капелло тренер-диктатор, мы уже привыкли. Уверен, что наставник прекрасно понимает, что права на ошибку у него, а значит и у сборной, нет — любая осечка в нашей вроде бы лёгкой группе грозит невыходом в плей-офф. Так что он знает, что делает. Новость о травме Широкова, конечно, была для Капелло не самой приятной, но вариант с возможной заменой Романа в случае форс-мажора он наверняка прорабатывал. Остается довериться нашему главному тренеру. Возможно, акцент будет смещен на фланги, где у нас есть очень сильные вингеры — Юрий Жирков и Александр Самедов. А может быть, дон Фабио придумает что-то еще. В конце концов, у нашей сборной один из лучших тренеров в мировом футболе — чего нам бояться?


«МЫ НАУЧИМСЯ НЕ СПАТЬ НОЧАМИ»


Впрочем, есть еще такой фактор, как недооценка оппонентов. Вспомните, как все радовались тому, насколько легкие соперники по групповому турниру нам достались. Правда, после этого болельщики ужаснулись составу сборной Бельгии, выяснили, что алжирцы играют в не самых слабых клубах топ-чемпионатов, и вспомнили о традиционной неуступчивости корейцев. Объективно относиться к собственной команде — задача практически невыполнимая. Нас всегда бросает из крайности в крайность: сегодня мы готовы втаптывать своих спортсменов в грязь, а завтра возносить их до небес. Так на что же действительно может рассчитывать сборная России в этой компании? Мы безусловно слабее бельгийцев по именам, но не слабее как команда. И мы, конечно, сильнее Алжира и Южной Кореи. Вот только футболистам российской сборной об этом знать совсем не обязательно. Именно поэтому Капелло говорит об очень ровном составе нашей группы — с традиционным русским шапкозакидательством он наверняка уже успел познакомиться. Кстати, если мы хотим добиться на чемпионате мира чего-то серьезного, то из группы нам нужно выходить с первого места. Иначе в одной восьмой финала нам встретится сборная Германии, которая сейчас вообще выглядит едва ли не сильнейшей командой на планете. Я посмотрел два их товарищеских матча против Камеруна и Армении, и впечатлился — совершенно не удивлюсь, если немцы дойдут как минимум до финала.

Самолет со сборной России на борту уже улетел в Бразилию, а нам нужно потерпеть еще десять дней. За это время мы не только успеем десять раз перегореть, но и полюбуемся на всех без исключения участников чемпионата мира. Поймем, насколько наши ожидания совпадают с нашими проблемами. Наверняка неоднократно поморщимся из-за разных мелких организационных проблем. Научимся не спать ночами и привыкнем к бразильской футбольной атмосфере. Потому что нас ждет самый лучший месяц не только за этот год, но и за ближайшие четыре — месяц чемпионата мира по футболу. А еще стоит вспомнить, что российской сборной на этом турнире не было 12 лет — то есть у нас выросло целое поколение, которое никогда не видело свою команду на мундиале. В 2002-м году мне было 13, и я прекрасно помню, как плакал вместе с Димой Сычевым, когда Россия не смогла вырвать ничью в последнем матче с Бельгией. Очень хочется верить, что у нынешних мальчишек и девчонок за ближайший месяц накопятся куда более счастливые впечатления.

Павел Занозин

Читайте также:

10 отличий Рио-де-Жанейро от Казани