В своей колонке «Взгляд из Москвы» комментатор «НТВ-Плюс» и футбольный эксперт спортивной редакции «БИЗНЕС Online» Павел Занозин подводит итоги ЧМ-2014, соглашается с ФИФА и сразу начинает ностальгировать.
СЧАСТЬЕ, СМЕШАННОЕ С ОПУСТОШЕНИЕМ
Павел Занозин
Еще никогда после завершения больших футбольных турниров у меня не было такого чувства. Счастье, смешанное с опустошением. Забавно, что на этом чемпионате мира ни одно событие, за которое я болел, так и не произошло. Но я все равно смотрю с восхищением на тот месяц, который мы прожили вместе с этим футболом. Заставить думать себя, что еще когда-нибудь в футбольной жизни будет происходить что-то сравнимое по важности, сейчас невозможно. Но мы любим футбол за то, что он каждый раз дарит нам новые эмоции. Так зачем грустить? Давайте лучше повспоминаем о том, что бурлило внутри нас все последнее время.
Сборная Германии замечательно уложила себя в канву этого чемпионата. Лучшего чемпиона мира нельзя было представить. Команда без слабых мест, с великолепным тренером и глубокой скамейкой, с которой вышли оба героя финала — Андре Шюррле и Марио Гётце. Эта команда настолько сильна, что в ней действительно нет лидера — просто потому что он, как отдельная фигура, ей не нужен. Не по годам мудрый Томас Мюллер, надолго лучший Мирослав Клозе, железобетонный Бастиан Швайнштайгер, тонко чувствующий игру Тони Кроос, надежнейший Матс Хуммельс, уверенный в себе Мануэль Нойер, быстро думающий и не менее быстро бегающий Филипп Лам — все они выдающиеся футболисты. Но сказать, что кто-то из них сделал для победы больше, чем остальные, нельзя. Именно поэтому я согласен с ФИФА в выборе обладателя «Золотого мяча». У этого мундиаля просто не было лучшего футболиста, а раз так, значит надо давать награду тому, про кого мы и так знаем, что он — лучший, в независимости от того, выиграла его команда или проиграла. Этот чемпионат вряд ли будут вспоминать как турнир имени Лео Месси. Но здесь он вновь показал, что один игрок может вытащить свою команду практически на самую вершину. Вы хотите сравнить его с Диего Марадоной? Диего сделал то же самое на ЧМ-1990 и тоже проиграл в финале Германии. Да, за четыре года до этого Марадона все-таки выиграл звание чемпионом мира. Но и Месси вроде бы пока не планирует заканчивать свою карьеру. А великим он уже стал — это факт.
БРАЗИЛИЯ РУХНУЛА, ОСТАВШИСЬ БЕЗ СВОЕГО КУМИРА
До сих пор неясно, что же стряслось со сборной Бразилии. Нет, она действительно одна из слабейших в истории, это понятно. Но эти ребята уж точно не заслуживали такого унижения, да еще перед своими болельщиками. Я неоднократно слышал, что потеря Тьягу Силвы перед полуфиналом оказалась гораздо более важной, чем потеря Неймара. С этим можно согласиться с точки зрения футбола, но, с точки зрения психологии это совсем не так. Сборная Бразилии рухнула в тот момент, когда осталась без своего кумира. Мы с вами не способны оценить степень обожания нацией этого немного пижонского парня. Я уверен, что каждый из бразильцев после того, как удар Хуана Цуниги отправил Неймара на больничную койку, где-то в глубине души понял: «Все, это конец». И это действительно был конец. На нашей с вами жизни провал сборной России по футболу на чемпионате мира не скажется практически никак. В Бразилии это национальная трагедия. Самоубийства, инфаркты, горе… Честно говоря, я был практически уверен, что ночью после поражения от Германии в Бразилии начнется революция. Но, видимо, шок был настолько сильным, что у них не хватило сил даже на злость. 64 года назад после поражения в финале от Уругвая они пережили это и сумели восстать из пепла. Лет через 20 мы узнаем, к чему приведет этот кошмарный для бразильцев ЧМ-2014.
ВЫ ВСПОМИНАЛИ ПРО СБОРНУЮ РОССИИ?
Определить лучшего тренера чемпионата мира еще сложнее, чем лучшего игрока. Всегда есть соблазн отдать награду победителю. Но разве Луи ван Гал отработал на этом мундиале хуже, чем Йоахим Лёв? А еще есть Хосе Пекерман, выпестовавший великолепную сборную Колумбии, и Алехандро Сабелья, сумевший объединить Аргентину вокруг Месси. И все-таки Йогги Лёв их всех опередил. Своим спокойствием и максимально взвешенными решениями он с первых секунд чемпионата показывал, что знает, куда движется сборная Германии. Как выяснилось, она двигалась к четвертому в своей истории званию чемпиона мира. Гари Линекеру, наверное, уже порядком надоела его собственная фраза, сказанная в сердцах после поражения от немцев на ЧМ-1990. Но именно сегодня она вновь оказалась точной.
Скажите, сколько раз за последние две недели вы вспоминали про сборную России? Я — ни разу. Мы не оставили на этом чемпионате никакого следа и по прошествии нескольких лет наверняка с трудом сможем восстановить в памяти подробности того, как российская команда вылетала с ЧМ-2014. Вылетела — и ладно. Радует другое. После исчезновения сборной России с бразильского горизонта интерес к футболу у нас не пропал. Из истерично-горестного он стал сосредоточенным и даже, страшно сказать, интеллектуальным. По крайне мере, мне хочется так думать. Я видел людей, которые болели за (что великолепно) и которые болели против (что отвратительно). Но самое главное — им был небезразличен этот чемпионат мира. И хотя мы все еще остаемся совсем не футбольной страной, ветер перемен уже подул.
Павел Занозин