Лето — время отпусков, когда многочисленные туристы отправляются в тёплые края, чтобы понежиться на солнышке или же посвятить себя активному отдыху. Путешественник Александр Драгони считает, что отпуск, проведённый в море на яхте, — это самое лучшее из того, что может быть с простым отпускником, а также объясняет, почему походы под парусом не имеют ничего общего с пресловутой яхтой Абрамовича.
Большинство людей, если речь в разговоре зайдёт о походах под парусом, скажет: «это что-то про спорт», «Абрамович», «это недоступно для меня», «это — дорого». Любые стереотипы работают до того момента, как сталкиваешься с реальностью. Что же, отправимся в реальность и разберём, как оно есть на самом деле?

Миф № 1. «Яхтинг — для избранных». Основа этого мифа в красивых фото из гламурных журналов или рекламы дорогих часов, где красивые мужчины и модельной внешности женщины в белых одеждах и босиком обнимают мачту, вглядываясь вдаль. Ну, и свежие новости в СМИ про яхты Абрамовича или ещё кого-то из олигархов делают своё дело.
Конечно, есть яхты, месячная стоянка которых в порту может быть равна стоимости нового авто бизнес-класса. Но большинство собственников парусных лодок в мире — или представители среднего класса, или пенсионеры. А самое главное, что 90% яхт, которые можно увидеть в море у берегов Хорватии, Турции, Италии или Испании, арендованы. С тех пор, как арендный бизнес пришёл в яхтинг, стать яхтсменом хотя бы на неделю стало не сложнее, чем сходить в консерваторию. И кстати, супер- и мега-яхты, парусные и моторные, тоже сдаются в аренду. Если вы ездите на море два раза в год на пару недель, то зачем покупать яхту?!

Миф № 2. «Яхтинг — очень дорогое удовольствие». Даже если мы можем арендовать парусную круизную лодку, расходы на отдых будут слишком велики. Нет! Опуская банальности про то, что всё относительно, остановимся на том среднем уровне достатка, с которым соглашается средний класс. Одним из главных признаков этого уровня является как раз возможность ездить с семьей один или два раза в год на отдых на море.
Куда ездит большинство? Конечно, туда, где жарко и где не очень дорого: Египет, Турция, Таиланд. Сила стереотипа такова, что, становясь более состоятельным, человек ездит всё в тот же Египет, просто в более дорогой отель. И вот со стоимостью отдыха в пятизвёздочном отеле и можно сравнить отдых на белоснежной круизной яхте. Доступен или дорог отдых в пятизвёздочном отеле? Похоже, что сейчас, когда состоятельные люди хвастаются отдыхом в семизвёздочных отелях, этот вопрос вызывает только улыбку. Главное, что набор впечатлений и возможностей в яхтенном путешествии не сравнится с проживанием в отеле. Но об этом чуть позже…
Большинство яхтенного парка в мире составляют небольшие (по сравнению с мега-яхтами) лодки. И владеют ими обычные люди, обычный средний класс. Во многих акваториях, например, в Средиземном море, арендный флот составляет заметную часть «яхто-парка». И когда вы с берега смотрите на белеющие в море паруса, скорее всего, вы смотрите на обычную компанию друзей, таких же, как вы, взявших яхту в аренду на неделю. По стоимости это сопоставимо с отдыхом в пяти звёздах. А уж по набору впечатлений — яхтингу можно смело ставить десять звёздочек!

Миф № 3. «Яхтинг — это небезопасно». Да, море остаётся морем даже во времена айфонов и зимних Олимпиад. Репортажи из Америки и Европы, одолеваемых штормами последние несколько лет, красочно свидетельствуют об этом. Однако развитие технологий ведёт также к более точным погодным прогнозам. И у яхтенных капитанов появляется более достоверная информация, чего ждать в море и какую бухту выбрать для стоянки. А уж на обучении один из главных принципов, который усваивают будущие шкиперы, — адекватная оценка обстановки. Это значит, что, для впервые ступивших на борт яхты, будет выбираться маршрут и сезон «по силам». Одно дело — июль в Хорватии, совсем другое — Бискайский залив в марте. И уж точно, путешествие на яхте с профессиональным капитаном и приятной компанией намного безопаснее поездки на автобусе на экскурсию где-нибудь в Египте…
В моих экипажах были как дети трёх-четырёх лет, так и взрослые, которые совсем не умели плавать. И каждый раз я был уверен, что всё будет безопасно. Мы подбирали соответствующий маршрут, устанавливали правила передвижения по лодке во время движения, надевали или выдавали спасательные жилеты, следили за детьми или взрослыми во время стоянок и купания в море.
Поскольку большинство людей любит солнце и тёплую воду, то и подавляющая часть круизов проходит в тёплых водах. В самом популярном для европейцев и россиян море — Средиземном, можно купаться, конечно, и в январе, но туристический яхтенный сезон длится с мая по октябрь. В это время на большей части «средиземки» устанавливается спокойная погода, и единственная опасность, которой действительно нужно избегать, это солнечные ожоги. Все арендные яхты обязаны быть оборудованы всеми необходимыми для спасения средствами, но если потребуется, то знайте, что береговая охрана всех европейских стран работает быстро и надёжно. Прошлым летом я был свидетелем того, как из достаточно удалённой бухты в Турции с соседней яхты на скоростном катере пограничники эвакуировали почувствовавшего себя плохо мужчину.

Миф № 4. «Яхтинг — это… Ну, вы понимаете. Я в Таиланде (Египте) ездил на туристическом катере на острова (на дайвинг), и меня тошнило всё время. Так что, яхтинг — не для меня». Таких коротких историй сотни. И на основании каждой из них её автор и рассказчик лишает себя моря удовольствия. Моря в буквальном смысле. Укачивание на моторной лодке, прыгающей по волнам, отличается от укачивания на паруснике, упруго скользящем по ним. Достаточно хаотичные движения моторного судна — как попытка объездить мустанга. Парусная яхта под давлением ветра более стабилизирована, и движение на ней похоже на катание на обученной лошади.
Конечно, надо сказать, что укачивать может и на парусной яхте. Но для этого должно совпасть несколько факторов: плохая погода, волна, долгий безостановочный переход (дольше 3−4 часов). Наблюдения за десятками экипажей и сотнями людей на круизных яхтах привели меня к интересному выводу: для большинства людей одним из самых запоминающихся коллективных впечатлений на яхтинге становится преодоление трудностей, связанных с погодой. Никто не ищет дождей, сильного ветра и высоких волн, но самые горячие обсуждения и обмен эмоциями — от перехода, когда пришлось потрудиться. Хотя летом на Средиземном море надо постараться, чтобы за стандартную яхтенную неделю найти сильный ветер или высокую волну…

Миф № 5. «Яхтинг — для профессионалов или спортсменов. Я ничего не умею, и поэтому буду балластом на яхте, мне будет скучно». Да, есть яхтенные мероприятия: некоторые регаты, океанские переходы, доставка лодок, принять участие в которых вы вряд ли сможете из-за недостатка опыта. Но любой яхтенный круиз — это отдых, и отдых для простых людей. Он требует минимальных знаний и навыков, особенно по безопасности. Все опытные шкиперы, которых я знаю, в первый же день проводят вводный инструктаж. С ним жизнь на яхте становится проще и приятнее. А сколько удовольствия участвовать в швартовке яхты к набережной или постановке на якорь в дикой бухте! Ну, и каждый при наличии желания может встать за штурвал под парусами — в простых условиях это просто. В недавней поездке по Черногории один из моих членов экипажа, второй раз бывший на яхтинге, за штурвалом ставил яхту на якорь и кормой к причалу — задача не самая простая даже для шкиперов.
КАК ОНО ЕСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ
По аналогии со списком мифов в качестве резюме можно составить список того, «как есть». И первые несколько пунктов я в этот список уже внёс: это безопасно; это финансово доступно многим; каждый может участвовать в управлении парусной яхтой; укачивание — не та причина, по которой не стоит ехать на море. Что дальше?
Отлично, яхтинг доступен и безопасен, но тоже самое можно сказать про десятки других видов активного отдыха! Должно быть что-то ещё, почему этот вид отдыха выбирают короли, аристократы и просто хорошие люди.
Я считаю, что уникальность яхтинга в таком сочетании разных особенностей, которое не даёт ни один другой вид отдыха: это сочетание комфорта и стихии; это свобода и возможность сняться с места и отправиться куда глаза глядят. Какой бы вид отдыха вы ни выбирали, вы чередуете занятия и чередуете комфорт и стихию: покатались на лыжах — попили глинтвейн в шале, поныряли к кораллам — сидите в ресторане на берегу. Путешествуя на яхте, вы остаетесь яхтсменами всё время. Всегда под рукой чистая вода, поскольку можно остановиться хоть в открытом море и искупаться. В тоже время всегда под рукой комфорт — отдохнуть в каюте или перекусить тоже можно хоть в открытом море. А уж впечатления от прогулки по прибрежному городку насколько отличаются, когда вы заходите в этот город с моря и становитесь на яхте прямо у набережной! Ощущение того, что ты сегодня гуляешь по городу, а завтра можешь отшвартоваться и уплыть далеко-далеко, максимально обостряет краски.
Обычно путешествие на яхте проходит по определённому маршруту, который составляется заранее. Но часто на месте ты узнаешь про какое-то место, в которое надо обязательно зайти и ты меняешь маршрут. Или погода вносит свои коррективы. Но иногда решение принимается по обстоятельствам: «Нравится этот остров — останемся ещё на день». Эта возможность свободы привлекает сотни людей под парус.
Ещё одно отличие яхтинга в том, что вы можете посетить такие острова, бухты или прибрежные города, в которые сложно или долго добираться по суше. Вы можете сесть на паром из Афин и поехать на Санторини, но чтобы посетить все соседние острова проще взять яхту и тогда вашими будут Лаврио, Миконос, Делос, Парос и Кифнос. А во многие бухты, облюбованные яхтсменами и ресторанчиками для яхтсменов, вообще нет дорог — туда всё доставляется по воде
Продолжение описания преимуществ яхтинга следует…
Александр Драгони