Равиль Муратов станет главным советчиком хоккейного «Ак Барса»

Сегодня в Казани состоится первое заседание общественного совета хоккейного клуба «Ак Барса». Как стало известно «БИЗНЕС Online», по своей форме и сути эта новая структура будет аналогом наблюдательного и попечительского совета футбольного «Рубина». Этот орган будет выдавать решения, носящие рекомендательный характер, а его состав войдут люди, которые принимают самое непосредственное участие в жизни клуба, а также целый ряд республиканских политических и бизнес-тяжеловесов.


Равиль Муратов

Равиль Муратов


В «АК БАРСЕ» РЕШИЛИ, ЧТО ИМ НУЖЕН СОВЕТ?


Первое заседание общественного совета хоккейного «Ак Барса» состоится сегодня на базе команды, которая расположена на территории бывшего санатория «Казанский» близ парка Горького. Подготовительная работа шла последние полгода, приглашения участниками совета делались ещё в прошлом календарном году, и, вот, в преддверии нового сезона, который стартует в начале сентября, решено собрать первое заседание. Повестка собрания, на первый взгляд, не несет в себе ничего сенсационного. Планируется избрать руководящие органы, обсудить вопросы маркетинга, в частности, изменения логотипа и работу со СМИ, определить порядок включения персоналий в зал клубной славы и так далее. На самом деле, сам факт такого мероприятия уникален. Высшее руководство «барсов» решило, что дальше клуб без мнения со стороны развиваться не может, хотя что конкретно скрывается за этим и каковы будут полномочия органа — это пока не очень понятно.

В совет решили включить 23 человека. Его персональный состав впечатляет. Здесь и несколько высокопоставленных управленцев «Татнефти» во главе с генеральным директором компании Наилем Магановым и бывшим «генералом» Шафагатом Тахаутдиновым, советник президента Татарстана, бывший вице-премьер Равиль Муратов, министр экономики республики Мидхат Шагиахметов, председатель исполкома Казани Денис Калинкин, шеф агентства «Татмедиа» Ирек Миннахметов, заместитель премьер-министра Шамиль Гафаров. По нашим данным, Равиль Муратов, не раз замеченный в VIP-ложе «Татнефть-Арены», станет председателем новой общественной с труктуры. В хоккейном клубе и «Татнефти» от комментариев пока воздерживаются и обещают рассказать о работе совета после первого заседания, а, возможно, и пустить на него журналистов.


Наиль Маганов

Наиль Маганов


Некое подобие общественного совета в «Ак Барсе» уже было, но после прихода «Татнефти», как генерального спонсора клуба, подобного публичного органа при клубе не стало. Капитальное строительство хоккейной вертикали не требовало общественной дискуссии. Система хоккея в республике строилась последние 10 лет и начала приносить плоды и успехи, отчасти показав свою состоятельность. Три чемпионства и несколько комплектов медалей — итог президентства Тахаутдинова в «Ак Барсе». Но, несмотря на солидный послужной список на льду, вне игровой площадки «Ак Барс» незначительно превосходит самого себя десятилетней давности. Проблемы с посещаемостью, отношения с прессой немногим лучше, чем у футбольного «Рубина» его самым суровых времён. Клуб закрыт для СМИ, стратегия работы с болельщиками непонятна и недоступна не только широкой публике, но и экспертному сообществу. Очевидно, что расставание с легендами и символами последнего десятилетия Алексеем Морозовым и Данисом Зарипов и последовавшая волна негодования оказалось точкой, после которой стало ясно, что схема, дававшая результат последние годы, уже недейственна. Причем речь идет не только о хоккее в чистом виде, хотя, к слову, «перезагрузка» имени Валерия Белова, возглавлявшего команду два последних года, не дала плодов и в этой части. Публика в большинстве своём не критиковала «барсов» за сам факт расставания с легендами, по игровым характеристикам они уже не были способны давать прежние результаты, но упрекала клуб в том, как всё это было обставлено. Некогда герои вдруг стали изгоями. Помог лишь президент республики Рустам Минниханов, который вручил хоккеистам высокие республиканские награды. Пошли бурные споры и обсуждения о том, что «Ак Барс» теряет своё наследие, открещивается от чемпионства 1998 года и потихоньку откровенно забывает свою славную историю. Вероятно, потому вопросы создания музея клуба и зала славы стоят одними из первых в повестке первого заседания совета. Думается, что есть понимание и того, что будет не совсем правильным в современных условиях и реалиях, если «Ак Барс», потративший сотни миллионов рублей на селекцию в нынешнем сезоне, и разорвавший связи с хоккейным Альметьевском, будет играть при пустых трибунах.


ВАЖНО НЕ ПОВТОРИТЬ ОШИБОК «РУБИНА»


При положительном раскладе в менеджерских верхах «барсов» поняли, что развивать клуб и сделать качественный рывок в развитии без общественной дискуссии, пусть и в относительно узком кругу, нельзя. Источники в «Ак Барсе» говорят, что решение о создании совета принималось на самом высоком уровне, и эта идея родилась в Альметьевске, в офисе «Татнефти». Не исключено, что начало его работы связано со сменой руководства главной компании республики. К слову, впервые новый генеральный директор нефтяной компании, главного спонсора «барсов», Маганов появляется в едином контексте с хоккейным клубом. Тахаутдинов также пока остается президентом клуба и, возможно, готов разделить часть управленческих задач с советом, куда, повторимся, вошли уважаемые и влиятельные люди, которые могут помочь «Ак Барсу» не только советом, но и делом. Кто-то лоббизмом, а кто-то и практическими вещами.

Однако ожидать от новой структуры чего-то сверхзначительного тоже не стоит. Возможно, всё закончится одним публичным заседанием, второй вариант — с общественным советом «Ак Барса» получится такая же история, как с наблюдательным советом футбольного «Рубина». Неизвестно, чем занимается эта структура, хотя её секретарём до недавнего времени числился нынешний генеральный директор «рубиновых» Айрат Гараев, когда он собирается, и какие вопросы обсуждают «наблюдатели». Прислушивается ли к их мнению Попечительский совет клуба, определяющий его бюджет, также остается неизвестным. Все футбольные распри и скандалы последних лет четко демонстрируют, что совещательный орган не имел реальной власти и влияния. Работа совета была скрыта от внимания публики. Тот факт, что в хоккейный совет входят непосредственные руководители главного спонсора клуба «Татнефти» и еще целый ряд представителей республиканского истеблишмента делают орган солидным и значимым. Однако, лишь проверка временем покажет насколько будет действенной новая форма общественного участия в жизни клуба и будет ли «Ак Барс» опираться на советы участников дискуссии при принятии решении в верхах главного спонсора команды. Пока же мы продолжаем читать о колоссальных суммах, которые хоккейный клуб тратит в это межсезонье на новых игроков и компенсации для тех, кто оказался не нужен «Ак Барсу» Зинэтулы Билялетдинова. Один из известных татарстанских легкоатлетов, с которым побеседовал на продолжающимся в Казани чемпионате России корреспондент «БИЗНЕС Online», прямо сказал, что за такие деньги республика могла бы вырастить олимпийских чемпионов во многих видах «королевы спорта».


Зинэтула Билялетдинов

Зинэтула Билялетдинов


«МОЖНО БЫЛО БЫ ОБОЙТИСЬ ФОРУМОМ ИЛИ ГОСТЕВОЙ НА САЙТЕ ХОККЕЙНОГО КЛУБА»


Эксперты спортивной редакции «БИЗНЕС Online» считают, что пока рано делать выводы о возможностях нового совета.

Сергей Демин — главный тренер сборной Татарстана по стендовой стрельбе:

— Трудно с ходу ответить на вопрос: с какой целью создается Общественный совет, и какие функции он будет нести. Тут нужно смотреть устав и учредительные документы. Но, если теоретизировать, то я могу сказать, что у нас в стрелковом союзе есть тренерский совет, и мнения, которые высказываются на нем, подчас бывают очень конструктивными и действенными. Русская народная поговорка о том, что одна голова хорошо, а две лучше, возникла не на пустом месте. Иногда взгляд со стороны бывает очень полезен, даже, несмотря на то, что это взгляд непрофессионала. Хотя, с другой стороны, эти общественные советы, наблюдательные советы, который существует при «Рубине», касаются только спорта. В других областях деятельности, скажем, в балете, я что-то не слышал о подобных образованиях, на которых любители обсуждали бы деятельность профессионалов. Тем не менее, учитывая все это, мое мнение — скорее да, чем нет, по поводу создания этой структуры. А для того, чтобы ее члены, как можно скорее и глубже вошли в тему, они должны собираться, на мой взгляд, не реже раза в месяц. За это время происходит достаточно событий, на которые надо оперативно отреагировать. Именно реагирование на события и должно стать критерием оценки деятельности совета. Понятно же, что во время его заседаний необходимо вести протокол, и те мысли, которые будут обсуждаться, а, главное, воплощаться в жизнь, станут критерием эффективности жизнедеятельности совета. По последнему пункту, хочу высказаться, чтобы не быть голословным. Руководство Х К «Ак Барс» сейчас повысило статус второй команды клуба «Барс» до уровня команды ВХЛ. Чего нет нигде в России. При этом, второй год подряд воспитанники клубной школы не могут закончить её, оттренировавшись выпускной год и завершив его участием в первенстве России среди СДЮСШОР. За год до выпуска расформировали 1997 год рождения, сейчас подобная процедура ожидает 1998 год. В 1997 году выступал мой сын Сергей Демин-младший, поэтому я в курсе ситуации. Практически с десяток отчисленных из Казани игроков продолжили свои карьеры в командах других городов.С ейчас воспитанники 1998 года рождения, которым остался еще один год до выпуска, а команды уже нет, наверняка, ищут варианты. Считаю, что члены Общественного совета могли бы задаться вопросом — логично ли, увеличивая затраты на перевод «Барса» из чемпионата МХЛ в ВХЛ, экономить на будущих выпускниках?

Кирилл Макаров — директор ВК «Синтез»:

— Встречный вопрос, который у меня возник об этом совете: для чего он создан? Какими функциями и полномочиями будет обладать? Если, просто для того, чтобы ознакомиться с общественным мнением через каких-то его, пусть даже и очень авторитетных носителей, то можно было бы обойтись гостевой или форумом на сайте хоккейного клуба. Понятно, что это все идет в соответствии с веяниями времени, но я не вижу вариантов при котором мнением общественности могло бы помочь профессионалам: главному тренеру, генеральному менеджеру. Единственно, что они могли бы задавать вопросы, ответы на которые мы пока не услышали. В частности, почему так быстро расстались с Терещенко? Читая репортажи ваших коллег-журналистов я полного ответа на этот логичный вопрос не услышал. Почему надо было на скорую руку расставаться с квалифицированным хоккеистом, выплачивая ему при этом 45 миллионов рублей? И это еще не беря в расчет такие же расставания и выплаты Стэптлону и Винцоуру. Если члены совета смогут задавать, и главное получать логичные ответы на вопросы, подобные этому, тогда я двумя руками за создание подобных структур. Иначе же они будут выглядеть, как общественной площадкой для обмена мнения, говорильней, назовем их так. Ну, если найдется у людей, входящих в этот совет, свободное время для того, чтобы посещать подобные заседания, то ради Бога! Сколько раз они могли бы посещать эти заседания? До начала сезона, после его окончания, и раза два в сезон, обязательно перед плей-офф. Главное, чтобы польза была, чтобы общественность через этот самый совет знала, что творится в клубе.

Айрат Шамилов, Джаудат Абдуллин