Чори, Тьягу Силва и Маркос Рохо: история трансферных неудач российских футбольных грандов

Стартующий футбольный чемпионат России — это, как рыбий жир на десерт. Есть понимание, что тот продукт более полезен, но в здравом уме его никто не закажет, вместо, скажем, чизкейка. Последнюю бочку дегтя спортивная редакция «БИЗНЕС Online» решила подлить перед стартом первенства, материалом о тех легионерах, которые точно не будут гордиться фактом проведения части своих карьер в России. Как и российские клубы не станут козырять приглашением в свои ряды перечисленных ниже иностранцев.


11 КАЗАНСКИХ ЛУЗЕРОВ


«Рубин» в нынешнем сезоне не относится к числу фаворитов чемпионата, но перечислим и казанские «косяки». Сделаем это на скорую руку, как телекомментаторы во время начала вторых таймов матчей — Карлос Кастро и Оскар Диас, Рихард Досталек и Седрик Руссель, Алоизио и Дамани Ральф, Фатих Текке и Гёкхан Тёре, Велько Паунович и Обафеми Мартинс. Расчет не окончен, так как список неудач далеко не полон, тот же Карлос Эдуардо в него не попал, потому что до сих пор числится в «Рубине», и, как говорится в одной рекламе: «А что, а вдруг». Но на символическую сборную лузеров «рубиновых» этих 11 вполне хватит.


«СПАРТАК» И АРГЕНТИНЦЫ


Московская команда представляет из себя настоящее «кладбище» надежд поклонников «красно-белых» на потенциал заезжих футболистов, так и оставшийся не раскрытым. В ворота «сбитых летчиков» мы поставили бы Стипе Плетикосу. Хорватский голкипер не может назвать годы, проведенные в рядах «Спартака», удачными. В донецком «Шахтере» он вытеснил с позиции основного вратаря поляка Войцеха Ковалевски, то же самое проделал и в «Спартаке», но там вынужден был, в итоге, уступить Сослану Джанаеву , лимиту на легионеров и волевому решению тогдашнего наставника красно-белых Валерия Карпина. «Втроем» они вытеснили из «рамки» Плетикосу, характер и мастерство которого позволили сохранить место в составе национальной сборной, и выйти на новый виток своей карьеры в составе «Ростова».

Наиболее неудачные трансферы руководство «Спартака» проводило в линии обороны. Три аргентинца Николас Пареха, Клементе Родригес, Маркос Рохо, бразилец Алешандре Лопес, австриец Эммануэль Погатец, голландец Деми де Зеув и немец Малик Фати. Родригес и Пареха приехали в Москву в ранге олимпийских чемпионов, Де Зеув был серебряным призером чемпионата мира, все защитники являлись кандидатами в сборные своих стран. Пареха и Рохо сумели «перезагрузить» свои карьеры. Первый стал основным игроком испанской «Севильи», действующего победителя Лиги Европы, Рохо завоевал «серебро» чемпионата мира. Погатеца мы вспомнили, так как он является основным защитником сборной Австрии, с которой нам предстоит играть в отборочных играх Евро-2016. Но его карьера в России — это 11 матчей за сезон, и полгода дисквалификации за то, что он сломал ногу, а вместе с ней и футбольную карьеру игроку «Шинника» Ярославу Харитонскому.

Лопес за национальную сборную Бразилии провел в шесть раз больше матчей, чем за «Спартак» — шесть против одного. Впрочем, глядя на отдельных бразильских сборников, часто вспоминаются слова Кота Бегемота: «Мне это отделение известно! Там кому попало выдают паспорта!» И мы, вслед за ним, готовы повторить: «А я б, например, не выдал такому, как вы». Чтобы не прельщались впоследствии подобными футболистами селекционеры российских команд, падкие на сборников, как туземцы на бусы. В состав неудачников спартаковской обороны стучатся бразилец Ромулу и немец Сердар Таски, но действующие контракты с красно-белыми пока не позволяют их включить в общий список. Правда, Ромулу, серебряный призер ОИ-2012, может сослаться на невезение и травму, которую он залечивает практически все время пребывания в составе «Спартака». Но, при составлении списка неудачников, мы не стали учитывать многочисленные отговорки по какой причине не достигли любви и взаимопонимания клуб и легионер. Травмы, нежелание родственников, магнитные бури, наличие детей и отсутствие школ для них, какая разница. Не пошло, значит, не пошло, welcome в сборную неудачников.

Два экс-югослава Огнен Вукоевич (Хорватия) и Никола Дринчич (Черногория) — это две разных испорченных карьеры в составе «Спартака». Вукоевич провел за московский клуб девять матчей в течение прошлого сезона и даже был делегирован на чемпионат мира в качестве действующего игрока московского клуба, но ни там не сыграл, ни в Москве не был востребован, вернувшись в киевское «Динамо». Дринчич провел за «Спартак» еще меньше матчей, только четыре за три сезона, практически сразу получив тяжелейшую травму.

Что касается самого звездного лузера, то здесь двух мнений быть не может. Нет, это не Квинси Овусу-Абейе, который приехал Москву талантливым игроком голландской молодежки, потом стал кандидатом в национальную сборную Ганы, но так и не смог стать основным игроком в «Спартаке». Суперлузером, способным войти в число наиболее неудачных легионерских приобретений всея России, стал аргентинец Фернандо Кавенаги. И это, при «живом» Карлосе Эдуардо. $ 11,5 млн., потраченны[ на его покупку, Кавенаги вряд ли оправдал 12 забитыми за три года спартаковской карьеры голами. Кто бы мог руководить этой командой — Микаэль Лаудруп или Унаи Эмери, решайте сами. Оба были неубедительны во время карьеры в Москве, и расцвели новыми красками в Европе. «Суонси» под управлением Лаудрупа и «Севилья» под руководством Эмери — это еще один камешек в спартаковский огород. Что же не так со «Спартаком», если инородцы там играть не хотят, и тренировать не стремятся?


«ДИНАМО» И БРАЗИЛЬСКИЙ КАПИТАН


Для того, чтобы составить костяк наиболее неудачных трансферов бело-голубых, достаточно вспомнить сезон, который они провели под покровительством Алексея Федорычева и под руководством бразильского наставника Иво Вортманна. Португальский голкипер Нуну, бразилец Тьягу Силва, грек Юркас Сейтаридис, нигериец Джозеф Энакархире, португальцы Жорже Рибейру и Нуну Фрешо, в защите. Их соотечественники, полузащитники Манише, Коштинья, форвард перуанской сборной Андрес Мендоса, и еще семь купленных легионеров вместе потянули на $ 100 млн. В итоге команда едва не потеряла место в премьер-лиге. Нынешний капитан сборной Бразилии Силва, будучи игроком «Динамо», вылечил туберкулез. Чемпион Европы 2004 года Сейтаридис и серебряные призеры того Евро Манише и Коштинья помогли существенно поправить финансовое положение португальскому «Порту», будучи купленными за $ 30 млн. В то же время, своими выходками и неприглядными интервью, не самая сладкая парочка португальцев нанесла огромный ущерб имиджу динамовского клуба.

Чтобы закрыть состав динамовских лузеров назовем еще трех экс-югославов. Хорватские защитник Гордон Шильденфельд и полузащитник Томислав Дуймович, а также боснийский хав Звездан Мисимович, которые также не могут вписать сезоны в московском клубе себе в актив.


«ЛОКОМОТИВ» И АФРИКАНЦЫ


У «железнодорожников» также широкий выбор в сборную неудачников. Возглавлять ее должен Славен Билич — бывший наставник сборной Хорватии. В воротах стоял бы босниец Элдин Якупович — экс-игрок молодежной сборной Швейцарии. В чемпионате альпийской страны он и играл три сезона из четырех, которые должен был провести по контракту в составе «Локо». 20 матчей — это не тот результат, на который рассчитывали в Москве при заключении этого самого контракта. Еще один игрок сборной Швейцарии Рето Циглер — неудачное приобретение 2012 года, в течение которого он провел шесть матчей за «Локо». Компанию ему в защите мог бы составить камерунец Андре Бикей, проведший два не самых удачных сезона в не самое удачное для клуба время середины «нулевых».

Положительный опыт с приглашением в «Локо» африканца Джейкоба Лекхето привел к тому, что со временем в клуб буквально «посыпались» новички с Черного континента. В итоге, неудача за неудачей. Нигериец Сани Кейта, после «серебра» на Олимпиаде, провел за «Локо» всего три игры. Игрок сборной Ганы Ларри Кингстон, казалось, уже адаптировался к российскому чемпионату, удачно отыграв за «Крылья Советов» и «Терек», но сезоном, за который он провел дюжину матчей за «Локо», ганцу явно не придется хвастаться. Футболист сборной Туниса Шакер Зуаги провел в составе «Локо» аж три (!) сезона. Скажите, вы можете вспомнить такого футболиста, не будучи фанатом «железнодорожников»? 12 матчей — один гол. У футболиста сборной Ганы Хамину Драмана сезонов было четыре, а матчей за «Локо» еще меньше — восемь, так как он был отдан в аренду в «Кубань». Наконец, Сенияд Ибричич, с которым придется конкурировать нашим сборникам во время отборочного турнира чемпионата Европы 2016 года, был заметен до карьеры в «Локо», после и во время выступлений за сборную Черногории. Только вот в «Локо» мало чем запомнился, сыграв за два сезона 28 мячей, и забив четыре гола.

Марокканец из Голландии Мубарак Буссуфа и малийский француз Лассана Диарра, желающие нынче покинуть столичный клуб, увы, начинают вторую десятку трансферов, обернувшихся селекционными неудачами «Локо». Нельзя не сказать и про шотландца Гари О’Коннора, С одной стороны, в «Локо» он был востребован, сыграв за два сезона 33 матча и забив в них семь мячей. Причем, один из них стал победным в финале Кубка России. Но вот язык у Гарри, «как помело», как сетовал Петр Ручечник — персонаж фильма «Место встречи изменить нельзя». С языком своим Гарри не мог совладать, и давал многочисленные интервью, порочащие «положительный образ российского футбола» на Западе. Наконец, еще один форвард Исо Каньенда сыграл за три сезона в «Локо» три матча. Все потому, что форвард экзотической сборной Малави постоянно находился в аренде, в частности, в «Ростове» и «КАМАЗе». Ему настолько понравилось в России, и карьеры в этих клубах были достаточно успешны, что Каньенда оказался востребован в командах ФНЛ из Волгограда и Брянска. Только вот его пребывание в «паровозе» никак нельзя назвать успешным.


«ЗЕНИТ» И ЧОРИ


Оставим эту команду без вратаря. Единственный легионер на этой роли, словак Камил Чонтофальски, играл за «Зенит» очень прилично, одно время отодвинув на вторые роли Вячеслава Малафеева. Да и в защите выбор не очень широк. Португальцы Бруну Алвеш и Фернанду Мейра, плюс датчанин Микаэль Лумб — вот и все, чье появление в «Зените» вызвало итоговое недоумение. Алвеша купили за 22 млн евро, но он в обороне питерцев не выглядел защитником, стоящим такую сумму. Хотя в сборную вызывался стабильно, и на европейском рынке востребован до сих пор. Мейра обошелся дешевле, в 6 млн., но, глядя на его игру в Питере, также трудно было сказать, почему он является стабильным игроком сборной? Лумб за три сезона в «Зените» сыграл три матча, на один больше, чем за национальную сборную.

Алехандро Домингес — любимец казанской публики — стал чемпионом России, выступая за «Зенит», а запомнился тем, что выбил мяч головой из пустых ворот во время матча с раменским «Сатурном», что в итоге и принесло питерцам чемпионство, но не этим должен был запомниться Чори, когда его приобретали. Венгр Сабольч Хусти попросту не смог реализовать свой высокий потенциал из-за высокой конкуренции в центре поля. Фернандо Риксен вызвал к себе определенное сочувствие, когда недавно стало известно о его неизлечимой болезни, но, за время выступлений в составе «Зенита», он положительных воспоминаний о себе не оставил. Мало того, как динамовские португальцы и рубиновский бельгиец Руссель, Риксен позволял себе еще одну непростительную роскошь — выставлять российскую футбольную действительность в черном свете.

Что касается нападения, то здесь выбор куда более широк. Игрок сборной Сербии и Черногории Матея Кежман провел за два сезона всего лишь десять матчей и забил всего лишь два гола. Как говорится, чуть да маленько. Его коллега по сборной Данко Лазович начал хорошо, но под конец питерцы не знали, как от него избавиться, отдавая в аренду. Похожая карьера в питерском клубе сложилась и у «турецко-подданного» Фатиха Текке. Наконец, чех Марек Кинцл оказался невостребованным в числе первого легионерского набора «Зенита», когда под руководством Властимила Петржелы на берега Невы перебралось с полдесятка его соотечественников. И Кинцл поначалу казался, пожалуй, одним из самых востребованных в том составе, но, в итоге, забив за пять матчей один гол, был отдан в аренду венскому «Рапиду». На беду казанского «Рубина», потому, что он забил один из трех мячей в поединке Кубка УЕФА, когда «Рапид» выиграл у казанцев — 3:0. Но, согласитесь, голы за «Рапид» нельзя назвать удачей селекционеров «Зенита».


У ЦСКА ТОЖЕ БЫЛИ СВОИ ЛУЗЕРЫ


Наконец, пятая команда, из легионеров которой можно набрать крепкую, хоть и символическую, сборную лузеров — это столичный ЦСКА. Многократно и справедливо похваленный за работу селекционного отдела. Хотя, на самом деле, там еще неплохо работает и пиар-служба. Потому что про неудачи армейцев, почему-то, принято помалкивать. У армейцев не было ни одной неудачи во вратарской линии, зато на тренерском мостике побывали сразу три человека, которые не могут занести себе в актив работу с ЦСКА. Португалец Артур Жорже, бразилец Зико и испанец Хуанде Рамос вряд ли могут похвастать моментом своих карьер, когда они возглавляли армейский клуб. Хотя у Жорже есть один положительный момент, о котором мы напишем позже. Любош Калоуда — серебряный призер молодежного чемпионата мира провел в ЦСКА четыре сезона, во время которых сыграл пять матчей. В основном, всю дорогу чешский защитник провел в арендах, вплоть до клубов ФНЛ и первенства Украины.

Наибольшее количество неудач пришлось на линию полузащиты. Леонидас стал одним из первых представителей Бразилии, которого нельзя назвать «пляжником», то есть, откровенно слабым футболистом, прибывшим в чемпионат России, из страны пентакампеонов. Дебют за ЦСКА у Ленидаса был впечатляющим, шесть голов за девять матчей, но запомнился он еще и своими многочисленными капризами. У аргентинца Осмара Феррейры не сложилось в ЦСКА, но за это нужно сказать спасибо, именно так, а не в кавычках, Жорже. Португальский тренер сделал ставку не на потенциальную звезду, а на малоизвестного тогда Юрия Жиркова. Следующей ошибкой армейцев было приглашение чемпиона мира среди молодежи 2003 года бразильца Дуду. Играл он в ЦСКА достаточно долго, три сезона, и достаточно много, но потенциал игрока сборной Бразилии был значительно выше, и раскрыть его Дуду так и не смог. Турок Эркин Джанер и бразилец Рамон прибыли в ЦСКА практически синхронно, в 2007 году. И оба не прижились. Джанер провел три, не самых удачных сезона, Рамон задержался на два года дольше, но все из-за того, что ездил по арендам.

Взглянем на проколы в линии нападения. Кореец Ким Ин Сон оказался непонятным приобретением ЦСКА, как и практически все корейцы российского чемпионата, за исключением зенитовца Ким Дон Чжина. Что касается Ким Ин Сона, то он провел один сезон в 2012 году, сыграл один матч, ноль голов. В текущем году закончилось действие контракта армейского клуба футболистом сборной Либерии Секу Олисе, который транзитом через греческий ПАОК, где был в аренде, ушел в краснодарскую «Кубань». Такой же странной и экзотической фигурой был другой африканец, футболист сборной Нигера Мусса Маазу. Три контрактных сезона в ЦСКА, которые он провел, в основном, по арендам, три гола, 15 матчей. Бразилец Рикарду Жезус был приглашен в ЦСКА после потрясающего дебюта в «Спартаке». Только не в московском, а в нальчикском, что, не помешало ему заключить пятилетний контракт. После чего он забил один гол за 16 матчей в футболке ЦСКА, и снова отправился по арендам, в частности, в тот же самый Нальчик.

Джаудат Абдуллин